Классный час на тему: ОТРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА В ИСКУССТВЕ (АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ И ЖИВОПИСИ)»
Классный час на тему
«Отражение Отечественной войны 1812 года в искусстве (архитектуре, скульптуре и живописи)» Тьютор 100-101 групп– Яшина М.В.,
преподаватель изобразительного искусства
Цель:
ознакомление учащихся с основными событиями 1812г в России;
совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.
Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем…
Ведущий 1 Отечественная война 1812года – огромное событие в истории России. Эта война вызвала большой всплеск национального самосознания у нашего народа. Своё отечество защищали все: и малый, и большой.
Ведущий 2 Благодаря победе, русский народ показал мужество и героизм. Война открыла для нас имена героев, воевавших с врагом за Родину – Михаил Кутузов, М.Б.Барклай де Толли, П.И.Багратион, А. П. Тормасов и многие другие. А сколько еще неизвестных героев этой войны, сколько забытых имен. Война 1812 года – это событие, уроки которого нельзя забывать.
Язгулем Садыкова
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел, а Родину сберег.
Победа нашего народа в Отечественной войне 1812 года принесла неисчислимые беды русским людям. Наш народ отдает дань любви и уважения воинам-освободителям, помнит и гордится тем, кто погиб, защищая нашу страну от наполеоновских захватчиков.
Общенародная война 1812 года, поднявшая могучую силу патриотизма, составила целую эпоху в русской жизни и русском искусстве оказалась неисчерпаемым источником вдохновения. Отечественная война 1812 года ярко отразилась в произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Наибольшая и значимая часть была создана в период первой четверти XIX и начала XX вв.
Ратные подвиги русской армии навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях и скульптурных памятниках: Казанский собор и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и арка Главного штаба, памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве.
Великая победа нашла отражение и в архитектуре. В память о ней русские столицы и города украсились новыми памятниками в стиле ампир. Зародился он во Франции. В России этот стиль утверждается после победы в войне 1812 года и способствует утверждению национальной гордости победителей через архитектурные формы. Особенностями русского ампира было сочетание симметрии со смелостью пространственных решений и градостроительным размахом. Декоративные элементы петербургского ампира составлялись в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, топоров, пучков стрел.
Чистые поля поверхности стен и узкие орнаментальные пояса подчеркивались цветом - бледно-желтым для зданий и белым для фронтонов, пилястров и других деталей архитектурного декора.
Ведущий №1 Главным выразителем идей русского ампира был архитектор Карл Росси. Он построил тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга.
Ведущий №2 Именно он создает образ имперского города – столицы Санкт-Петербурга.
Настя Басова
В 1829 году ансамбль Дворцовой площади был дополнен одним из первых памятников в честь победы зданием Главного штаба. Сохранив существовавшую криволинейность южной стороны площади, Росси размещает там два громадных корпуса, соединенные аркой. Благодаря упругому изгибу фасада архитектура Главного штаба приобрела ярко выраженную динамичность, что позволило композиционно сблизить Главный штаб с барочным Зимним дворцом. Достижению той же цели способствовали другие архитектурные приемы: разделение фасада штаба на два яруса, как и Зимнего; декоративность ордера; многочисленные скульптурные детали и затейливый фриз арки Главного штаба. Мастерство Росси как градостроителя особенно ярко проявилось в проектировании колоссальной арки, символизирующей триумф России в войне против наполеоновской Франции.
Артур Афанасьев
Росси использовал систему трех арок, с помощью которых эффектно решил трудную задачу - архитектурно оформить сильный излом улицы. При этом мощным пролетом двух параллельных арок была выражена героическая, торжествующая тема победы. Она усиливалась наличием монументальной скульптуры. У подножия арки на пьедесталах установлены горельефные композиции из воинских доспехов. На втором ярусе арки между колоннами помещены фигуры воинов, олицетворяющие разные поколения русских людей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Здание украшено также рельефными изображениями летящих Слав с лавровыми венками в руках. Великолепным завершением всей этой триумфальной, полной героического пафоса композиции служит изображение колесницы Победы, выделяющейся на фоне неба и как бы парящей над городом. В центре ее – аллегорическая статуя Победы в образе крылатой женщины с эмблемой государства и лавровым венком в руках.
Яна Федорова
Огромным полукругом охватило здание Главного штаба Дворцовую площадь. Это здание-рекордсмен! Его длиннущий в 580 метров, фасад - самый длинный в Европе! Одних только окон около 4 тысяч. Немало интересного создали строители и внутри здания. Александровский завод отлил по заказу Росси 22 металлические колонны, стропила, шкафы. На грандиозной парадной лестнице установлены памятники полководцам. Для них император отдал старые медные пушки. Получилось так, что пушки, гремевшие под Полтавой и на Бородинском поле, пушки, захваченные у турок, шведов, французов, стали памятниками русским полководцам: Петру, Суворову, Кутузову. Памятник Кутузову массивный, непоколебимый и внизу фраза полководца, сказанная под Тарутином: “Теперь ни шагу далее…”.
Александрийская колонна. По римской традиции в честь Победы были сооружены и триумфальные арки: Невские ворота в Петербурге (архитекторы и скульпторы Демут-Малиновский, Пименов, Клодт, Токарев, Крылов) и Триумфальная арка в Москве (Витали, Тимофеев). Победе в Отечественной войне 1812 года посвящен один из самых торжественных и величественных залов Московского Кремля - Георгиевский. (Архитекторы и скульпторы Логановский, Витали, Клодт).
В 1837 году перед Казанским собором, воздвигнутым в честь изгнания интервентов в Смутное время, появились памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толи (Скульптор Орловский).
Казанский собор после Отечественной войны 1812 года стал военным мемориалом. Здесь размещались трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов. Сюда же привезли в июне 1813 года сердце М.И. Кутузова.
Ведущий №1 На волне патриотических настроений меняется к середине века и стиль архитектуры.
Юля Юманкина Это хорошо видно на примере проектов храма Христа Спасителя, который также строился как памятник воинам, погибшим в войне 1812 года. Первый проект архитектора Витберга, победивший в конкурсе, объявленном при Александре I, был выполнен в классическом, ампирном духе, но этот проект остался неосуществленным. Второй этап конкурса был проведен уже при императоре Николае I, и его победителем стал проект Константина Тона - пятиглавый храм с золотыми куполами, как тогда говорили, в “русско-византийском стиле”, который был призван выразить могущество России. Его строили с 1837 по 1889 год, в сборе средств на строительство храма принимали участие все русские люди.
Название стиля обусловлено применением характерного русского пятиглавия, использованием узких арочных окон, архитектурного декора русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма.
Торжественное освящение храма состоялось в 1883 году. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. Величественная 100 – метровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.
Ведущий №2 Тысячи художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Ведущий №2 Портретная живопись о героях войны 1812 года.
Гуля Фасхутдинова
Одним из первых создает портреты героев-партизан Василисы Кожиной и Герасима Курина художник Смирнов. Его кисти принадлежит и полотно “Пожар Москвы”. Удалось передать ощущение тревоги, вызвать чувства горечи и бессилия, которые возникают у каждого при виде горящего города. В 1813 году художник Волков пишет портрет Кутузова в традициях 18 века не ставилось задачи раскрыть душевное состояние человека. Перед нами образ идеального воина, величавого и мудрого. Более жизненное изображение Кутузова принадлежит кисти Орловского. Автор не идеализирует внешность полководца: полный пожилой генерал движется на белой лошадке в сопровождении адъютантов. Перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать. Еще один портрет Орловский посвящает герою-партизану, поэту Денису Давыдову.
В 1819 году приглашают английского художника – портретиста Доу для создания национального памятника Отечественной войны - Военной галереи Зимнего дворца. За 10 лет Доу и два его русских помощника - Поляков и Голике – написали 332 портрета русских генералов - участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Многие приезжали в Петербург, чтобы позировать, другие посылали написанные ранее портреты, которые Доу копировал в нужном формате.
Для Военной галереи в Зимнем дворце был специально подготовлен парадный зал, потолок его был украшен декоративной росписью, на стенах в пять рядов в золоченых рамах размещены портреты. Изображений 13 человек так и не нашли, и рамы с их фамилиями затянуты зеленым шелком.
Более 300 портретов участников войны! Тем не менее художникам удалось сохранить индивидуальность каждого, подобрать точные детали и вместе с тем передать общее настроение, “воинскую отвагу начальников народных наших сил”, создать своеобразный памятник эпохе (портреты Барклай-де Толли и Багратиона).
Ведущий №2 Художники–баталисты о войне 1812 года.
Диана Галимуллина Немецкий баталист Хесс получил заказ написать серию картин о наиболее крупных сражениях войны. Он очень добросовестно отнесся к заказу: посетил места сражений, изучил документы и свидетельства очевидцев. В ноябре 1843 года он закончил картину “Сражение при Бородине”.
При общей холодности и красочности в картине заметны признаки сближения академической батальной живописи с реалистической. Это и пейзажи, написанные с натуры, и точное портретное изображение исторических лиц, которые представлены уже не откровенно позирующими, их действия и позы подчиняются реальной обстановке боя. Картины Хесса об Отечественной войне 1812 года вызывали восторг современников: “… по ним потомки увидят наше время”.
Памятником героической борьбы русского народа с французами является Военная галерея Зимнего дворца, выполненная по заказу Александра I английским художником Джорджем Доу (свыше 300 портретов).
Настоящим реформатором батальной живописи был наш земляк Василий Васильевич Верещагин. О нем родоначальник передвижничества И.Н. Крамской сказал: “Верещагин – явление, высоко поднимающее дух русского человека”. В лице живописца В.В. Верещагина тема Отечественной войны 1812 года получила всемирное признание.
Цикл работ “1812 год” В.В. Верещагина, в которой он стремится показать национальный дух народа, его и героизм в борьбе с врагом, хранится в нашем городском музее. Верещагин с огромным энтузиазмом окунулся в работу: он написал книгу “Наполеон в России. 1812 год”. Книга необычна. Это итог работы историка и начало работы художника. Случай в русской культуре уникальный. Познакомимся с работами Верещагина.
Грандиозный памятник победе в войне 1812 года создает художник – баталист Рубо в 1912 году.
“Бородинская битва. Панорама. Полдень 26 августа”.
Никитина Кристина
Ведущий №1
Алия Мухаметзянова
Тема войны 1812 года привлекает художника Василия Тропинина, создавший в 1816 году портрет Багратиона. Художника Ореста Кипренского (1782-1836) по праву названный певцом русской воинской доблести. Он создал романтический образ русского война в портрете гусарского полковника Давыдова (1809).
События войны и ее герои нашли отображение и в произведениях декоративно-прикладного искусства - украшения, табакерки, кружки выполнялись мастерами Москвы, Вологды, Великого Устюга. Все этапы войны представлены в символических образах многочисленных медальонов, сначала выполненных из воска, затем отлитых в гипсе, а позднее в бронзе. Лучшим из произведений медальерного искусства является серия из 20 рельефов в духе классицизма, созданных художником Ф. П. Толстым после победы в Отечественной войне 1812 года с аллегорическими сценами на темы войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813—1814 гг.
Тема войны 1812 года нашла отражение и в графике, и в политической карикатуре, и в ДПИ. Эта тема привлекает и художников последующих поколений, и наших современников. Событие это оставило глубокий след в истории, в памяти всего человечества и продолжает волновать нас, живущих сегодня.
События Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры, оставив глубокий след в сознании российского общества и его культурном наследии.