Родительское собрание Как чувствует себя ребёнок в семье?


Родительское собрание "Как чувствует себя ребёнок в семье?"
Цели:
        Беседа с родителями, насколько комфортно ребенку в семье;
        Проанализировать типичные ошибки, которые допускают родители в воспитании своих детей;
План:
1.     Характеристика типов семей.
2.     Анализ ошибок, которые допускают родители в воспитании детей.
3.     Проведение анкеты. Анализ анкеты.
4.     Подведение итогов беседы.
(Перед родительски собранием необходимо провести анкету  среди детей «Комфортно ли тебе в семье?»)
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя.
    Уважаемые родители! «Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью,  и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эту фразу я взяла из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети», она может рассматриваться как приглашение к разговору. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить: комфортно ли вашему ребенку в семье? Вместе с вами мы попытаемся взглянуть на себя со стороны, хотя это часто бывает непросто. Как родители относятся к своим детям, комфортно и уютно ли ребенку дома, какие проблемы возникают в отношении родителей и детей?
    В начале нашей беседы обсудим, какие бывают семьи?
    Ученые считают, что все семьи подразделяются на 5 типов.
1.     В семьях первой группы царит взаимопонимание между родителями и детьми. Отношения строятся на взаимном уважении родителей и детей, заботе друг о друге. Конфликты, возникающие между отцом и матерью, матерью и ребенком, быстро разрешаются, не носят затяжного характера. В семье царит мир и доброта. Ребенку хорошо дома. Родители вникают в проблемы детей, проводят с ними свободное время, но не отнимают у них самостоятельности. Как правило, в детях, которые растут в таких семьях, присутствует доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе.
2.     Вторая группа семей похожа на первую, но здесь наблюдается пассивное отношение родителей к воспитанию своего ребенка. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. Авторитет родителей в таких семьях невысок. Дети не делятся своими проблемами и переживаниями с родителями, так как не чувствуют поддержки со стороны родителей. У детей наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
3.     В третьей группе семей постоянно происходят конфликты. Отсутствует всякое взаимопонимание между родителями и детьми. Родители унижают детей, не считаясь с ними, навязывают свое мнение ребенку.
4.     Четвертая группа семей – это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Главное правило родителей – «чтоб учился отлично и вел себя хорошо». Отношения между родителями и детьми лишены близости и взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.
5.     Пятая группа семей – это семьи, в которых дети предоставлены сами себе. Родители не принимают никакого участия в воспитании своих детей. Ребенок чувствует одиночество в такой семье.
    Классный руководитель обращается к родителям: «Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, а какие отношения у вас в семье? К какому типу семей относится ваша семья?» (Идет обсуждение вопроса).
    Наш сегодняшний разговор имеет не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего родительского собрания может стать обсуждение вопроса: «Каковы типичные ошибки в воспитании детей?» одна из проблем в семье – это, конечно, конфликт родителей и детей. Бесконфликтных семей не бывает, но в одних семьях конфликты решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. Это происходит в семьях, где существуют взаимоуважение, где есть авторитет родителей, где родители умеют слушать, а самое главное – «слышать»  своего ребенка. В других семьях конфликт может превратиться в «затяжную войну», которая разрушает отношения родителей и детей. Родители не уважают своего сына или дочь, не считаются с ними, навязывают свое мнение, унижают детей. А ребенок, в свою очередь, становится озлобленным.
    Каковы же причины конфликтов? Попробуем их сформулировать:
        Непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
        Чрезмерная забота о ребенке, в нем родители подавляют самостоятельность;
        Сами же родители унижают ребенка, а отсюда его агрессивное поведение;
        Чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» – частые напоминания о прошлых грехах ребенка;
        Разногласия самих родителей по вопросам воспитания – ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
        Родителям не нравятся друзья сына или дочери.
    Вопрос родителям: «Каковы же пути выхода из конфликта?»(Идет обсуждение).
    А теперь давайте сформулируем пути выхода из конфликта:
        Уважение родителей к ребенку, как к личности;
        Взаимопонимание;
        Родители должны принимать ребенка таким, каков он есть, не преувеличивая значения его неудач.
    Вывод: ребенку не будет комфортно в семье, где постоянно происходят конфликты.
Проведение и анализ анкет
    Учитель предварительно предлагает родителям заполнить анкету. Затем он делает сообщение о том, каким ответам отдали предпочтение их дети.
    Классный руководитель сообщает, каково истинное положение дел, т.е. проводит качественный и количественный анализ данных. Анализируются также результаты анкетирования родителей.
Подведение итогов:
    Уважаемые родители! Давайте мы с вами сформулируем условия, создающие комфортное состояние ребенка в семье. (Идет обсуждение. Обобщается сказанное учителем и родителями).    Ребенку хорошо в семье, если соблюдаются условия:
        Единство требований отца и матери.
        Уважение и понимание родителей по отношению к детям.
        Поддержка и одобрение ребенка.
        Разделение в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Заключительное слово классного руководителя.
    Уважаемые родители! Мы сегодня попытались проанализировать, как создать комфортное существование вашим детям в семье. Ведь комфорт – это не только материальные блага, но также душевное равновесие и взаимопонимание.
    Поговорите с детьми дома. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье.
    Учитель раздает заранее подготовленные памятки: «Условия комфортного существования в семье».