МР на тему отделочные работы


Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Основы технологии отделочных работ»
для обучающихся по профессии

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ




2016 г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский Республиканский техникум строительных и промышленных технологий».
Разработчик: Иванова В.В. мастер производственного обучения


Рассмотрена на ЦК специальных дисциплин, протокол № ___от _____ 20____ г.
Председатель ЦК Демчук Е.В. /______________/
Утверждена заместителем директора по УМР: Бурантаровой Е. А. /_____________/
«______»______________


Содержание 
    Стр.
Пояснительная записка 4
План выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
Самостоятельная работа №1 4
5
Самостоятельная работа №2 6
Самостоятельная работа №3 7
Самостоятельная работа №4 8
Самостоятельная работа №5 11
Самостоятельная работа №6 12
Самостоятельная работа №7 14
Самостоятельная работа №8 16
Лист учета знаний 17
Критерии оценки 18
Список литературы 18
     
 
   
1.Пояснительная записка
 В настоящее время подготовка высококвалифицированных рабочих и служащих должна соответствовать передовым мировым требованиям, где большая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа обучающихся – это деятельность обучающихся в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, которая:
 
соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
 формирует умения и навыки, повышает степень самостоятельности;
вырабатывает психолого-педагогическую установку на познавательную деятельность и активность студентов;
обеспечивает активное продвижение студентов от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
 осуществляется самим обучающимся без помощи преподавателя, но под его руководством.
Настоящие методические указания составлены в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
На самостоятельное изучение тем отведено 50 % учебного времени – 16ч.      В качестве форм и методов контроля внеурочной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся используются: конспекты, составление терминологических кроссвордов, составление мультимедийных презентаций, составление рефератов, составление инструкционно-технологических карт.
2.План выполнения самостоятельной внеаудиторной работы на первый год обучения
№ Наименование темы самостоятельной работы Кол-во
часов Виды заданий Сроки выполнения
1. Штукатурные станции, машины, агрегаты, инструменты и приспособления 2 Составление мультимедийной презентации 2. Подготовка поверхностей под штукатурку. Краткие сведения о растворах 2 Изучение нормативных документов, стандартов. 3. Отделка поверхностей листами сухой штукатурки 2
Составление терминологического кроссворда 4. Виды и назначение штукатурных покрытий. Современные материалы 2 Выполнение доклада/реферата 5. Устройство камневидных штукатурок 2 Составление конспекта 6. Особенности производства штукатурных работ в зимних условиях. Ремонт старых штукатурок 2 Составление инструкционно-технологической карты 7. Инструменты, инвентарь, приспособления и ручные машины для производства малярных и обойных работ 2 Разделение инструментов по группам, выполнение зарисовок 8. Материалы для покрытий полов из плит и плиток 2 Составление мультимедийной презентации ИТОГО 16  3. Самостоятельная работа №1 Оформление мультимедийной презентации «Штукатурные станции, машины, агрегаты, инструменты и приспособления»
Мультимедийные презентации позволяют значительно повысить информативность и эффективность освоения учебной дисциплины, способствуют увеличению динамизма и выразительности материала. Основными принципами при составлении презентации являются: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость. Программа для создания презентаций – Microsoft Power Point.
Этапы работы:
1) выбор темы в соответствии с учебным планом;
2) определение цели, задач;
3) сбор информации;
4) определение основной идеи презентации;
5) планирование выступления;
6) создание структуры презентации;
7) подготовка презентации.
 Требования к оформлению презентации:
1) презентация должна быть не меньше 10 слайдов, и, не более 20 слайдов;
2) первый слайд – титульный, на котором обязательно должны быть представлены название проекта; фамилия, имя, отчество автора;

3) следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации;

4) дизайн – эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста;
5) последним слайдом презентации должен быть список литературы.
Защита презентации осуществляется на учебном занятии.
4. Самостоятельная работа №2. Изучение нормативных документов, стандартов
Задание 1. Прочитать раздел «Растворы для устройства обычных штукатурок» страница 66, зарисовать таблицу на странице 69 «Состав штукатурных растворов в зависимости от вида основания (по объему):
Задание 2. Изучить ГОСТ Р ИСО 12491-2011  Качество строительных материалов и изделий
Источник: docs.cntd.ru›document/4646651555. Самостоятельная работа №3.
Задание 1. Составить терминологический кроссворд на тему «Сухая штукатурка»
Задание 2. Решить кроссворд, приведённый в примере.
Кроссворд может быть составлен либо по одной теме, либо по основным понятиям учебного курса в целом. Он может быть различной степени сложности в зависимости от количества использованных понятий, от учета симметричности их расположения и т.д.
Чтобы составить кроссворд, необходимо в первую очередь подобрать достаточное количество (20-30) понятий по заданной теме. Для этого следует обратиться к материалам лекций, учебникам, учебным пособиям и справочной литературе (справочники и словари, в т.ч. энциклопедические).
Графическая форма кроссворда должна быть симметричной и компактной (симметрия в учебных кроссвордах необязательна).
Давая определение понятию. Необходимо, чтобы оно было кратким. Но выражающим основную суть понятия. При составлении кроссворда необходимо обращать внимание на правильность правописания используемых понятий. 
Кроссворды оформляются на 3-х листах формата А4:
      1) первый лист – титульный, где необходимо указать: фамилию, имя,
отчество студента, специальность и группу;
      2) на втором листе – графическая форма кроссворда и вопросы (по горизонтали и по вертикали);
      3) на третьем листе – та же графическая форма кроссворда, но уже заполненная использованными понятиями (ответами).
 ПРИМЕРКроссворд по предмету "Основы технологии отделочных работ" на тему "Общий"

6. Самостоятельная работа №4. Выполнить доклад/реферат по темам
«Виды и назначение штукатурных покрытий», «Современные материалы»
Общие требования.
Доклад/реферат выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в Microsoft Word; объем: 5-10 страниц текста для доклада, 10-15 страниц текста для реферата (приложения к работе не входят в ее объем). Размер шрифта – 14; интервал – 1,5; с нумерацией страниц сверху страницы посередине, абзацный отступ на расстоянии 2,25 см от левой границы поля. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. Количество источников: не менее 5-8 различных источников для доклада, не менее 8-10 для реферата.
При оформлении работы соблюдаются поля:
левое – 25 мм;
правое – 10 мм;
нижнее – 20 мм;
верхнее – 20 мм.
Структура.
Структура и доклада, и реферата, как правило, индивидуальна и зависит от особенностей научной работы и ее темы, однако традиционно включает в себя следующие части.
1. Титульный лист
2. План (оглавление, содержание). В нем последовательно излагаются названия пунктов доклада/реферата (простой план). Доклад/реферат может структурироваться по главам и параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.
3. Вводная часть (введение). Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, т.е. автор объясняет ее актуальность и значимость. Даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема.
Примечание. Рекомендуется определить объект и предмет исследования (они соотносятся с формулировкой темы).
Далее раскрывают цель (например, показ разных точек зрения, разных подходов на определенную личность или явление, событие) и задачи (в качестве задач можно давать описание позиций авторов, раскрывать различные стороны деятельности).
4. Основная часть. Структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Основной материал излагается в форме связного, последовательного, доказательного повествования, иллюстрация автором основных положений. Подбор материала в основной части доклада/реферата должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой.
Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в докладе/реферате. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами. Ссылки могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные.
Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке.
Например:
Г. И. Щукина (10) отмечает, что «…».
Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом:
А. С. Макаренко в своей книге (4, с.59) писал: «…».
В подстрочных ссылках приводят полностью библиографическое описание произведения, на которое дается ссылка. Такая ссылка располагается под текстом после линии длиной 2 см.
Например:
В тексте: «Хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания – это и есть педагогическое мастерство», - пишет В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии».*

__________
*Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. с.3.
При повторных ссылках на одно и то же произведение приводятся только фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы.
Примечание. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора доклада/реферата.
5. Заключение. Подводятся итоги выполненной работы, краткое и четкое изложение выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Подтверждается актуальность проблемы и перспективность, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части.
6. Список используемой литературы. Указывается не менее 5-8 различных источников для доклада, 8-10 источников для реферата. Расположение источников следует по алфавиту: фамилии авторов и заглавий документов. В список вносится перечень всех изученных обучающимся в процессе написания доклада/реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч.
Например:
Если источник имеет автора, то пишется его фамилия, а затем инициалы:
Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. Н. Новгород, 2002.
Если авторов два или три, то указываются все фамилии авторов с инициалами в той же последовательности, как и в источнике:
Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов: «и др.»:
Маркова В.А. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем дополнительные сведения с прописной буквы:
Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
В случае выхода источника под общей редакцией (под редакцией):
Введение в психологию /Под общ. ред. А.В.Петровского. М., 1996.
Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост. И.В.Гребенников. М., 1990.
Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов:
Крушельницкая О., Третьякова А. Непоседы //Семья и школа. 2000. № 3. С.25-31.
7. Приложение. Иллюстративный материал составляется параллельно написанию доклада. В него выносится только самое главное по работе: выводы, обобщения, результаты сделанного автором анализа, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы, таблицы вспомогательных цифровых данных.
Иллюстративного материала не должно быть слишком много, не более 10 страниц. На все таблицы, рисунки, схемы, графики должны быть сделаны ссылки: «Составлено автором», либо ссылка на источник.
7. Самостоятельная работа обучающихся №5 Составить конспект на тему: " Устройство камневидных штукатурок "
Рекомендации по составлению конспекта
 Правила конспектирования 
Запишите название текста или его части. Отметьте выходные данные (место и год выпуска издания, имя издателя). Осмыслите содержание текста. Прочитайте материал дважды. Составьте план, который станет основой конспекта.
В процессе конспектирования оставьте место (широкие поля) для заметок, дополнений, записи имен и незнакомых терминов. Вами должно быть отмечено то, что требует разъяснений. Запись ведите своими словами, что поможет лучшему осмыслению текста.
Писать конспект рекомендуется четко и разборчиво. Небрежная запись со временем становится малопонятной даже для ее автора. Существует общее правило: конспект, составленный для себя, должен быть написан так, чтобы его легко прочитал кто-нибудь другой.
При конспектировании допускается сокращение слов, но здесь следует допускать известную осторожность и меру. Использование общеупотребительных сокращений не вызывает сомнений и опасений. В большинстве же случаев каждый составитель вырабатывает свои сокращения. Однако, если они не систематизированы, то лучше их не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.
В конспекте можно выделять места текста в зависимости от их значимости. Для этого применяются различного размера буквы, подчеркивания, замечания на полях.
В конспекте могут быть диаграммы, таблицы, схемы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.Конспект, обычно ведется в тетрадях или на отдельных листках.
Соблюдайте правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, дайте ссылку на ее источник, указав страницу. Классифицируйте знания, т.е. распределяйте их по группам, главам и т.д. Вы можете пользоваться буквенными обозначениями русского или латинского языков, а также цифрами. Диаграммы, схемы и таблицы придают конспекту наглядность. Следовательно, изучаемый материал легче усваивается.
8.  Самостоятельная работа №6 Составить инструкционно-технологическую карту с иллюстрациями рисунками по теме
« Ремонт старых штукатурок»
ПРИМЕР:
Инструкционно - технологическая карта
последовательности приготовление растворов из сухих смесей вручную.
Тема: «Приготовление штукатурных растворов»
Эскизы по переходам Операции Инвентарь, приспособления Материал Инструмент Инструктивные указания о выполнении работы
рабочий контрольно-измерительный Подготовка рабочего места, инструмента и приспособлений к работе Штукатурный ящик, ведро Кельма, лопата Визуально Подготовить рабочее место, инструмент и приспособления к работе
Приготовление раствора Штукатурный ящик, ведро Сухая смесь, вода Кельма, лопата Измерительная ёмкость В ящик засыпать сухую смесь в необходимом количестве и залить водой. Перемешать сухую смесь с водой
Процеживание раствора Сито, штукатурный ящик Раствор Кельма, лопата Визуально Процедить раствор через сито
Проверка подвижности раствора Штукатурный ящик Раствор Стандартный конус Проверить подвижность раствора стандартным конусом. Подвижность раствора для слоя обрызга должна соответствовать погружению стандартного конуса на 7-12 см, для грунта – на 7-9 см, для накрывки – на 10-12 смТехника безопасности
Перед началом работы должен пройти инструктаж по технике безопасности, осмотреть рабочее место и проверить правильность размещения материалов, проверить исправность инструмента, инвентаря, приспособлений. Инструмент должен быть исправным и использоваться по назначению.
Штукатур должен быть в специальном комбинезоне, перчатках.
Средства подмащивания: рабочие настилы должны быть ровными и прочными, иметь ограждения при высоте настилов 1,3 м и более.
Рабочее место содержать в чистоте. После окончания рабочее место убрать.
 9. Самостоятельная работа №7
Разделить по группам инструменты, инвентарь, приспособления и ручные машины для производства малярных и обойных работ. Выполненить зарисовки.
Пример:
Основные инструменты для штукатурных работ
          
Сокол 1 удобен для переноса и удержания некоторого количества раствора в руке при нанесении его на обрабатываемую поверхность. С его помощью также разравнивают штукатурный слой. По своей конструкции сокол - это круглый или прямоугольный щит с ручкой посередине. Может быть как металлическим, так и деревянным.
Кельма 2 применяется для нанесения рабочего раствора с сокола на обрабатываемую поверхность, перемешивания смеси. Она представляет собой металлическое полотно в форме лопатки с прикрепленной к нему изогнутой ручкой.  Угловые кельмы позволяют аккуратно обработать внутренние и наружные углы помещения.
Правилом выравнивают нанесенный слой штукатурки, проверяют правильность установки маяков и плоскостность поверхностей стен. По своей конструкции – это жесткая металлическая или деревянная рейка длиной 1,5 - 3 метра.
Полутерка применяется для нанесения, уплотнения и разравнивания штукатурной смеси, затирки поверхностей. Этот инструмент представляют собой деревянное или полиуретановое полотно с  прикрепленной к нему ручкой.
Отрезовка 5  – маленькая штукатурная лопатка, которая служит для заделки трещин и других мелких дефектов, подрезки раствора, очистки обрабатываемой поверхности.
Терка 6 используется для затирки слоя штукатурки после его схватывания. Состоит из полотна с ручкой, но в отличие от полутерки имеет меньший размер.
Скребок 7 является необходимым  инструментом при подготовке поверхности к оштукатуриванию. С его помощью снимают старую побелку, остатки краски, обоев. Скребок представляет собой острую металлическую пластину, закрепленную в рукоятке.
Штукатурный ковш позволяет наносить раствор на большие поверхности. Строительный уровень является необходимым для устройства маяков, проверки вертикальности стен.
 Приспособления для подготовки стен под штукатурку
Зубило металлическая щетка
 
стальной шпатель штукатурный молоток
Ручные машины для производства штукатурных работ

Шлифовальная машина

Машинка для нанесения цементной шубы (шарманка) 
Ручная штукатурная машина
10. Самостоятельная работа №8. Оформление мультимедийных презентаций " Материалы для покрытий полов из плит и плиток "
11.Лист учета знаний
Фамилия, имя учащегося Самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
12. Критерии оценки
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является:
1. Оценка «5» (отлично):
- работа выполнена полностью в установленные сроки без ошибок;
2. оценка «4» (хорошо):
- работа выполнена в основном, в установленные сроки с небольшими неточностями;
3. оценка «3» (удовлетворительно):
- работа выполнена не полностью и не в установленные сроки;
4. Оценка «2» (неудовлетворительно):
- работа выполнена очень кратко, много замечаний к качеству выполнения и не в установленные сроки.
 13.Основные источники литературы
 1. Н.Н. Завражин, Отделочные работы, учебник, АКАДЕМИЯ, 2006.
Дополнительные источники литературы
1.И.П.Журавлев,Л.Н.Мороз, Мастер отделочных строительных работ, Феникс, 2007.
2.А.А. Ивлиев, А.А. Кальгин, О.М. Скок, Отделочные строительные работы, Академия 2005.Интернет – ресурсы:
1. dic.academic.ru›dic.nsf/bse/117411/Отделочные2. GidPostroyki.ru›otdelka…otdelochnye-raboty.html3. edu.mari.ru›proftech/ou22/DocLib11/Маляр.…4. myrtisgundlach.96.lt›uchebniki_dlya…otdelochnikov/