Урок русского языка 4 кл Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.


Русский язык 4 класс
Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.
Тип урока: изучение нового материала. Задачи урока:
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их безударных падеж6ных окончаний, проверять правильность написанного.
Определять роль в предложении имён прилагательных и имён существительных в именительном и винительном падежах.Составлять предложения, употребляя вних имена прилагательные в именительном и винительном падежах.
Оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: учебник 4 класса «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Карточки №1 и №2 на каждой парте для работы в парах, репродукция картины И.И.Левитана «Большая вода».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Чистописание.
На доске запись: аяяяойыйийееое.
- Разделите одну цепочку на три, спишите их.
- Прочитайте, что у вас получилось? (аяяя ойыйий ееое)
- Что это такое? (Окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода)
- Когда у имён прилагательных бывают именно такие окончания? (В именительном падеже)
3. Введение темы урока.
На доске запись: Осенн… прохлада, голуб… небо, про широк… реку.
- Прочитайте.
- Что это? (словосочетания)
- Объясните написание удвоенной –н- в слове осенняя. (Одна –н- часть корня, другая – суффикс).
- Объясните написание буквы –о- в слове прохлада (-о- часть приставки про-)
- Что общего в этих словосочетаниях? (Они состоят из существительного и прилагательного, употреблённых в единственном числе)
- Найдите лишнее словосочетание по какому-либо признаку. (Словосочетание про широкую реку в винительном падеже, остальные - в именительном)- Что помогло определить падеж данного словосочетания? (Предлог про)
- Назовите другие предлоги, употребляемые с именами существительными в винительном падеже.
- Есть другие варианты «лишнего» словосочетания? (голубое небо – здесь существительное среднего рода и следовательно прилагательное в среднем роде, в остальных словосочетаниях – женский род)
- Как определить род прилагательных? (Какого рода связанное с ним существительное, в таком роде и прилагательное)
- Если мы уберём это «лишнее» словосочетание, что останется? (Останутся словосочетания женского рода в единственном числе, одно – в именительном падеже, другое в винительном)- Сформулируйте тему урока. (Правописание окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе в именительном и винительном падежах)- Чему будем учиться на уроке? (Мы будем учиться правильно определять падеж имени прилагательного женского рода в единственном числе и правильно писать окончания этих прилагательных в именительном и винительном падежах)
4. Объяснение новой темы.
1) - Взгляните ещё раз на написанные вами в начале урока цепочки. Что вы уже очень хорошо знаете по теме нашего сегодняшнего урока? (Окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе в именительном падеже -ая, -яя)
- Попробуйте самостоятельно дописать окончания имён прилагательных женского рода.
Дети работают в парах на карточках:
Карточка №1
Шапка (какая?) красн…
Лента (какая?) син…
Через тропинку(какую?) узк…
В дорогу (какую?) дальн…
На доске написаны те же словосочетания, окончания закрыты. После выполнения работы детьми проводится проверка.
- Почему словосочетания разделены на две группы? (Первая группа – именительный падеж, вторая – винительный)
- Какие окончания вы вписали у прилагательных в именительном падеже? (В первом словосочетании –ая, во втором –яя)
Открываю окончания на доске у первой группы словосочетаний.
- Почему разные? (После основы, заканчивающейся на твёрдый согласный пишем –ая, после основы на мягкий согласный –яя)
- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже?
Составляем схему на доске:
Им. прил.
ж. р.
И.п. какая? -ая, -яя2) - Проверьте окончания второй группы словосочетаний. (Открываю на доске) Все правильно написали?
- Как вам это удалось? Мы ещё не изучали их. (Мы опирались на ударное окончание вопроса.)
- Но окончание вопроса –ую. Почему во втором словосочетании окончание прилагательного –юю? (Основа прилагательного дальнюю заканчивается на мягкий согласный звук, поэтому пишем окончание –юю)
- Кто закончит схему на доске, опираясь на данные словосочетания?
Схема на доске:
Им. прил.
ж. р.
И.п. какая? -ая, -яяВ.п. какую? -ую, -ююЗапишите данные схемы в свои тетради и, опираясь на них, сделайте вывод по теме сегодняшнего урока. (Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопроскакая? и имеют окончания –ая или –яя. Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания –ую или –юю.)
3) – Вернёмся к словосочетаниям, с которых начался наш урок. Что с ними можно сделать, исходя из темы нашего урока? (Можно списать только словосочетания женского рода, определить их падеж и правильно написать окончания прилагательных)
Дети самостоятельно выполняют в тетрадях. Проверка выполнения задания, работавший у доски ученик объясняет вставленные окончания.
5. Физминутка.
Дети встают с мест и поднимают руки вверх, если слышат словосочетание, содержащее имя прилагательное женского рода. Если же словосочетание с прилагательным мужского или среднего рода, руки опускаются.
Родниковая вода
Синий карандаш
Тёплая осень
Жаркое лето
Интересная история
Разноцветная радуга
Весеннее солнышко
Осенняя листва
Пушистый снег
Спелая ягода
Жёлтая листва
Шерстяная варежка
Широкое поле
Уютный дом
- Сколько имён прилагательных женского рода услышали?
- Какие окончания в них вы напишите в именительном падеже?
- А в винительном падеже?
6. Закрепление новой темы.
1) Работа по учебнику. Стр. 30, упр. 62.
- Прочитайте текст. Что это? (Стихотворение)
- какое задание нужно выполнить? (Списать и вставить пропущенные буквы)
(Выполняют работу в парах)
- Когда вам пригодились знания, полученные сегодня на уроке? (Два раза надо было дописать окончания прилагательного женского рода в единственном числе в винительном падеже)
- Расскажите об остальных буквах, которые вы вписали.
- Перечитайте стихотворение ещё раз выразительно. (Слушаем 2-3 человек)
- Что восхваляет поэт? (Родину, Россию, российскую природу)
- Художник нарисовал к этому стихотворению иллюстрацию в учебнике. Как называется такая иллюстрация? (Пейзаж)
2) Работа с репродукцией картины И.И.Левитана «Большая вода» (цветная вставка в учебнике между страницами 128 и 129)
- Рассмотрите другой прекрасный пейзаж. Кто его автор? (И.И.Левитан)
- Как называется эта картина? («Большая вода»)
- Какие ещё полотна этого художника вам известны? («Золотая осень»)
- Почему на сегодняшнем уроке я предлагаю вам рассмотреть репродукцию именно этой картины - «Большая вода»? (Приближается весна, в названии картины есть прилагательное женского рода в именительном падеже.)
- Как будет звучать название картины в винительном падеже? (вижу «Большую воду»)
- Рассмотрите картину и назовите другие словосочетания с прилагательными женского рода в единственном числе (высокая ель, кривая берёза, затопленная деревня, деревянная лодка, одинокая избушка, голубая вода)
- Что можно сделать с этими словосочетаниями, исходя из темы нашего урока? (Записать их в именительном и в винительном падежах, правильно написав окончания)
- А какие окончания бывают у прилагательных единственного числа женского рода в именительном и в винительном падежах? (Именительный падеж –ая, -яя, Винительный -ую, -юю)
- Запишите пять любых словосочетаний по теме урока, работая самостоятельно. Не забудьте выделить окончания (проверка)
3) Работа с карточками №2
1. Ребята пошли в ________________ библиотеку.
2. На столе лежала ____________________ книга.
3. Художник изобразил___________________ пейзаж.
4. В комнате до сих пор продолжалась ____________________ беседа.
5. Альпинисты поднимались на ____________________ гору.
- Прочитайте. Что это? (Предложения)
- какую работу надо сделать? (Вставить подходящие по смыслу прилагательные)
- Впишите их прямо в карточках. После выполнения заслушиваем 2-3 варианта предложений.
- Спишите только те предложения, которые соответствуют теме нашего сегодняшнего урока. Как вы это определите? (Это должны быть предложения, в которых есть прилагательные женского рода в единственном числе в именительном или винительном падеже)
Дети самостоятельно работают. После выполнения работы – проверка.
- Какое предложение вы не списали и почему? (В третьем предложении прилагательное мужского рода)
7. Рефлексия и оценка.
- Внимательно посмотрите на свою сегодняшнюю работу в тетради. Как бы вы себя оценили? Поставьте ту оценку, которую вы считаете заслуженной простым карандашом на полях тетради.
-Что у вас не получилось?
-Какие трудности возникли во время работы?
-Справились ли с поставленными задачами на уроке?
(Учитель оценивает работу ребят на уроке и выставляет оценки в дневники).
8. Итог.
- Вспомните и назовите тему нашего сегодняшнего урока.
- Что вы узнали на этом уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
9. Домашнее задание.
- Дома выполните упражнение 63 на странице 31. Найдите это упражнение и прочитайте задание к нему.
- Поднимите руку, кому задание полностью понятно.
- У кого есть вопросы по выполнению задания?