Урок русского языка на тему Именительный винительный падежи имен прилагательных


МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта
урока русского языка
по теме «Именительный и винительный падежи
имен прилагательных множественного числа»,
проведенного в 4 Б классе
в рамках районного семинара учителей начальных классов
Подготовила и провела: Громилина А. А.

2015 год
Тема: "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа "
Цели: научиться распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных; формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
Планируемые результаты: Метапредметные: Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Тип урока: урок введения нового знания.
Содержание взаимодействия с учащимися
№п\пЭтап урока
Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
1
2
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Мотивация учебной деятельности
Актуализация знаний
Само-определение к деятельности
Работа по теме урока

Физкульт-минуткаЗакрепление изученного материала
Самостоятель-ная работа
Итог урока
Рефлексия
На уроке не зевай Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе! Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнём И наш урок начнём.
— Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.
— Освоить русский язык трудное дело. Сегодняшний урок-это еще одна ступенька на пути к знаниям. Начинаем преодолевать трудности. Прочитайте девиз урока (хором):
Смело иди вперёд, Не стой на месте, Чего не сделает один, Сделаем вместе!
— Прочитайте стихотворение
Когда лежит на речках лёд
И вьюга мчится вдаль,
Чудесный праздник нам несёт
Задумчивый февраль.
— О каком празднике говорится? (День Защитника Отечества)
—Подберите синонимы к слову Отечество.
— Кто такой защитник Отечества?
— Кого можно еще защищать? (младших, девочек, животных)
— Подберите эпитеты к слову защитники? (Смелые, храбрые, отважные, добрые, любящие, умные, терпеливые, тактичные)
— Какую знаменательную историческую дату отмечает в этом году наш народ? (День Победы)
— Что вы знаете о войне?
— Путь нашего народа к победе был долгим и трудным. Почти четыре года наш народ воевал. Миллионы людей погибли в страшной войне. Но мы выстояли, вышли победителями. И вот настал самый долгожданный день 9 мая – День Победы. Трудно найти в нашей стране дом, который бы обошла война. Всё меньше остаётся в живых тех, кто сражался за Родину, наших ветеранов. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, сохранивших мир на земле, чтобы никому не пришлось испытать ужасов войны. Не забудьте поздравить своих прадедушек, знакомых с праздником.
— Прочитайте выразительно стихотворение.
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
В этот славный майский день!
— Найдите в стихотворении имена прилагательные? Как определили? Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном по алгоритму:
является… обозначает… отвечает… изменяется… связан… в предложении…
Минутка чистописания
— Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? (Имена прилагательные в единственном числе) Как определили? (по вопросу, по окончаниям)
— Найдите и объясните орфограммы в словах. — Поставьте данные имена прилагательные в форму множественного числа? На какой вопрос отвечают? (какие?) — Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа? (по ударному окончанию вопроса, подобрать слово с ударным окончанием и сравнить родные) — Какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа? (ые, ие) — Найдите лишние окончания на строке. Почему? (это окончание женского рода единственного числа. ые, ие, яя) Запишите строку окончаний имен прилагательных множественного числа. — Запишите предложения, подчеркните имена прилагательные. (по вариантам)
Богатыри всматриваются в степные2 просторы. Грозовые2 тучи нависли над степью1.
— Что объединяет эти имена прилагательные? (множественное число) — Как определили? (по вопросу, по имени существительному, которому прилагательное относится) —Выполните задание (у доски и в тетрадях) Взаимопроверка – при помощью сигнальных карточек. НЕТБУКИ – склонение имен прилагательных во множественном числе. (Определяют падеж, рассуждают) Вывод: падеж имени прилагательного во множественном числе определяется по имени существительному.

— Прочитайте и определите падеж — боевые — На какой вопрос отвечает имя прилагательное? (какие?)
— Можем по вопросу определить падеж? (Нет, т. к. и именительный и винительный падежи имеют вопрос какие?)— Какие можно сделать предположения? (Составить предложение)Ветераны надели боевые ордена. Боевые ордена блестели на груди.
— Определите падеж имен прилагательных. Как определили падеж? Какой вывод можно сделать? (падеж имен прилагательных множественного числа определяется по имени существительному)
— Какова тема урока? ( Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных).
— Сформулируйте цели урока. ( Научиться различать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания этих прилагательных)
Работа по учебнику Упр. 86 (с. 41). —Рассмотрите схемы. — Сравните вопросы и окончания именительного и винительного падежей. — Сделайте вывод. (Имена прилагательные множественного числа, относящиеся к неодушевлённым именам существительным, в винительном падеже отвечают на тот же вопрос, что и имена прилагательные множественного числа в именительном падеже, и имеют такие же окончания.)— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
НЕТБУКИ УПР 1, 2
Физминутка для глаз
Упр. 87 (с. 41).
— Прочитайте стихотворение выразительно. Значение каких слов непонятно? Словарная работа Затон – 1.Вдавшийся в берег речной залив 2. Место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе. Заводь - Небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением.
—Какое время суток описывает автор? (Раннее утро, рассвет.) — Какую картину вы себе представили? — Найдите орфограммы в словах. Объясните их. — Прочитайте четверостишие орфографическим способом. — Расскажите стихотворение друг другу. (Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимооценка.) — Покажите оценки ваших учеников (сигнальные карточки) — Какое это предложение — простое или сложное? Почему? (В нём три грамматические основы.) — Назовите их. (Задремали звёзды, задрожало зеркало, брезжит свет и румянит.) — Самостоятельно определите падеж имён прилагательных. —Назовите имена прилагательные в именительном падеже. Докажите. (Золотые — поясняет подлежащее.) — Есть ли имена прилагательные в винительном падеже? (Речные — поясняет существительное в винительном падеже.)
— Февральская метель устроила звездопад и рассыпала на ваших партах предложения на отдельные слова. Поработайте в парах: составьте предложения, запишите их и определите падеж имён прилагательных.
На страже Родины стоят настоящие защитники.
На Руси всегда славили могучих богатырей.
Солнце осветило белые снега.
Белки любят прыгать на высокие сосны.
Белые берёзы нарядились в зимние одежды.
На снегу охотники увидели птичьи следы.
Шустрых белочек не пугает никакой мороз.
Белки любят прыгать на высокие сосны.
Проплясали по снегам снежные метели.
— Проверка.
Резерв Работа по учебнику упр. 88 (с. 42).
—Прочитайте. — О каком животном говорится в тексте?
—Кто такие горностаи? Что вы о них узнали?
— Что ещё вы можете рассказать об этих животных?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
—Прочитайте словосочетания с именами прилагательными во множественном числе, назовите их падеж.
— Как вы различали именительный и винительный падежи?
— Назовите синонимы, которые встретились в тексте. (Храбрые, смелые, отважные.)
— Составьте с каждым из этих словосочетаний по два предложения так, чтобы в первом случае оно было употреблено в именительном падеже, а во втором — в винительном. Бравые солдаты, славные подвиги (по вариантам)
— Как определить падеж имен прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах? —Почему у винительного падежа два вопроса? Домашнее задание. — На ваших партах лежат березовые листочки. Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она воин. В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. На листочках написано домашнее задание. Списать предложения, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных множественного числа. Определить их падеж.
—Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? — Кто научился и готов объяснить другим – поднимет зеленый кружок — Кто понял, но еще нужно потренироваться – поднимите желтый кружок — У кого есть затруднения – поднимите красный кружок —Продолжите высказывания.
Сегодня на уроке могу похвалить себя за то, что…
могу похвалить одноклассников за то, что…
Оценка работы класса и отдельных учеников. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Читают хором

Дети читают
Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопросы учителя
(Смелые, храбрые, отважные, добрые, любящие, умные, терпеливые, тактичные)
Рассказывают, слушают учителя и одноклассников.
Называют имена прилагательные, рассказывают об имени прилагательном по алгоритму.
Ученики отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ.

Дети коллективно работают.
Проверяют, дополняют, исправляют ошибки
Выполняют самостоятельно разбор слова по составу и звуко – буквенный разбор
Взаимопроверка – при помощью сигнальных карточек
Работа с нетбуками.

Выполняют задание, определя-ют падеж, формулируют вывод.
Отвечают на вопросы учителя, выполняют указанные действия
Предполагают, аргументируют свой ответ
Формулирует вывод.
Называют тему урока, формулируют цели
Ученик читают задание к упражнению, сравнивают окончания и вопросы.
Делают вывод и сравнивают его с правилом.
Ученики работают в парах, повторяют правила работы в парах, выполняют упражнения работая по инструкции.

Проводится словарная работа.
Отвечают на вопросы, рассуждают, объясняют правописание орфограмм, готовятся к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимооценка.) Работа по заданиям учебника к упражнению, списывают, работая по инструкции.

Дети под музыку выполняют движения,
работают в парах, составляют предложения, выполняют задания.
Проводят проверку
Отвечают на вопросы, выполняют задания, подбирают синонимы
Самостоятельно работают в парах, составляют предложения
Подводят итог своей работы.
Получают домашнее задание,
Дети оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу.
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других
Познавательные:
- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения
Познавательные:
- выявлять сходство и различие объектов,
-объединять в группы по признакам. Регулятивные:
-анализировать собственную работу.
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные:
 - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.
Познавательные:
- выявлять сходство и различие объектов,
-объединять в группы по признаку.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные:
- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.
Регулятивные:
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
Коммуникативные:
- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.
- умение заслушивать выступления других.
- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.
- строить высказывания, понятные для других.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль., самооценку, взаимооценкуЛичностные:
-знание основных моральных норм(взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству)
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике, тетради;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
Регулятивные:
-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.
Коммуникативные:
- умение заслушивать выступления других.
- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль
- уметь оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
- умение заслушивать выступления других.
- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.
- строить высказывания, понятные для других.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.