Исследовательская работа Почерк — ключ к характеру человека
Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района
Алтайского края
МКОУ «Хлеборобская СОШ»
Школьный конкурс исследовательских работ
Номинация: человековедение
Почерк – ключ к определению характера человека
Автор: Красноруцких Виктория Захаровна,
4 класс, МКОУ «Хлеборобская СОШ»
Руководитель: Веснина Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Хлеборобская СОШ»
п. Хлебороб
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………….2-5 стр.
Актуальность
Гипотеза
Цель
Задачи
Предмет работы
Объект исследования
Практическая значимость
Методы исследования
Понятийный аппарат исследования
1.Теоретическая часть
Графология как наука…………………………………6-7 стр.
Как провести анализ почерка………………………..8-11 стр.
Практическая часть
2. Исследование почерка учащихся 4 класса ……….12-20 стр.
Заключение……………………………………………… 21 стр.
Список литературы……………………………………… 22 стр.
Приложение
Введение
Я учусь в 4 классе и на протяжении всего периода времени слышу от нашей учительницы слова: «Тетрадь – это лицо ученика и по ней можно судить о человеке не видя его». Перелистывая тетради прошлых лет, я заметила, что мой почерк изменился, но «лицо» моих тетрадей осталось чистым. Своими наблюдениями я поделилась с учителем и узнала, что есть целая наука – графология, которая изучает законы зависимости между почерком и характером человека. Для того чтобы познать характер человека, необходимо знать систему признаков почерка, которые соответствуют определённым свойствам характера человека.
В первом классе всех учат писать одинаково, а со временем почерк у каждого человека разный, значит, развитие человека, его ума и изменения в характере влияют на почерк.
Я очень этим заинтересовалась и решила поближе познакомиться с наукой графологией и на её основе составить характеристики моих одноклассников и класса.
Актуальность
Человек всегда стремился к самопознанию и познанию окружающих его людей, для того, чтобы объективно оценить себя и своё окружение.
Почерк – это инструмент, который позволяет заочно познать человека, не зная его.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что изучив особенности почерка, можно понять черты характера человека и составить его характеристику.
Цель работы: составить характеристику учащихся моего класса по их почерку
Задачи работы:
1. познакомиться с наукой графологией;
2. изучить основные закономерности графологического анализа;
3. проанализировать почерк учащихся 4 класса;
4. составить характеристику учащихся и класса.
Предмет исследования: почерк учащихся 4 класса
Объект исследования: графология
Практическая значимость: умение анализировать почерк поможет познать человека, увидеть положительные и отрицательные стороны характера.
Методы исследования:
- Анализ различных источников информации о графологии
- Наблюдение
- Сопоставление
- Систематизация полученных данных
Методология
На первом этапе работы я высветила проблему, затем поставила перед собой ряд вопросов для изучения и исследования.
На втором этапе рботы я изучала литературу, прибегала к помощи интернет ресурсов по данной проблеме.
На третьем этапе работы я проанализировала почерки учащихся 4 класса, составила индивидуальные характеристики ребят и класса в целом.
На четвёртом этапе работы я совместно с классным руководителем готовила доклад и презентацию данной работы.
Период работы над темой: работа рассчитана на 6 месяцев.
Понятийный аппарат исследования
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка
Начало формы
Конец формы
Графология
ГРАФОЛО́ГИЯ, -и, ж. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека.
Почерк
ПО́ЧЕРК, -а, м.
1. Манера писать, характер начертаний букв в письме. Крупный, мелкий, убористый п. Разборчивый п.
2. перен. Индивидуальная манера, характерные черты. Творческий п. художника.
Аббат
1. католический священнослужитель
2.настоятель мужского католического монастыря
Аристотель – древнегреческий философ
Теоретическая часть
«Как нет людей одинаково говорящих,
так и нет людей одинаково пишущих».
Аристотель
Графология как наука
Давно замечено, что почерки отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев.
Каким только почерк не бывает и у каждого из нас он свой. Он начинает формироваться в возрасте 8 лет и окончательно складывается только к 20годам, но может меняться в течение всей жизни. Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем.
Графология — это научная область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
Первый известный истории трактат по исследованию почерка принадлежит итальянскому врачу, профессору Болонского университета Камилло Бальдо (Camillo Baldo 1550 – 1637 гг.),
жившего в Болонье и издавшего в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего».
Впервые слово «графология» появилось в 1871 г. в книге „Систeмa графологии“, французского аббата Жана Ипполита Мишона (1806—1881 гг.)
Аббат Мишон, систематизировал особенности почерка и попытался установить соответствия между ними и личностными качествами.
До революции 1917 года в России сложилась своя графологическая школа, имеющая два направления: криминалистическое и графологическое.
С 20-х годов XX столетия в графологическом направлении работал графолог-эксперт Д.М.Зуев - Инсаров, написавший множество статей по графологии и монографии: „Строение почерка и характер“, „Почерк и личность“.
В странах Европы графология давно применяется в тестировании людей. В настоящее время многие фирмы приглашают графологов, с помощью которых проверяют кандидатов на работу. К ним обращаются родители, чтобы определить, куда лучше направить способности и таланты своих детей. Задачи графологов - проанализировать основные черты почерка таким образом, чтобы человек понял свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим образом в личных отношениях, в учебе, в работе.
Графология широко используется в бизнесе, медицине, криминалистике, педагогике и позволяет получить вероятные выводы, а не стопроцентные утверждения
Как провести анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Предложить человеку написать небольшой текст, чтобы человек не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка.
Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Прежде необходимо познакомиться с признаками, на основе которых будет проведён анализ почерка. Основными признаками почерка являются:
-размер букв;
-наклон букв;
-направление строки;
-размашистость и сила нажима;
-характер написания слов.
Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:
а) Линия письма плавно поднимается вверх - оптимизм, радость жизни, уверенность, амбициозность (самолюбие);
б) Линия письма резко уходит вверх – витает в облаках, не хватает здорового ощущения реальности;
в) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение;
г) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный, целеустремленный;
д) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий;
е) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый, часто меняющееся настроение.
Размер почерка говорит об общительности человека.
а) Крупный (более 3мм.) – общительные, эмоциональные, легко находят общий язык с разными людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.
б) Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.
в) Мелкий – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.
г) Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые.
д) Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.
Форма почерка
а) Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, добрых и отзывчивых людей, на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
б) Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. Обладатели острого почерка часто бывают хитрыми, умными, не слишком добродушные люди.
Стиль письма
а) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный человек;
б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;
в) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;
г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек. У большинства гениев был абсолютно неразборчивый почерк;
д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление.
Наклон почерка
- почерк прямой, вертикальный говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.
- Небольшой наклон вправо наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения. - сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.
- слабый наклон влевовстречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.
- сильный наклон влево Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Сочетание нажима с другими характеристиками почерка
Легкий нажим с ровными буквами
свидетельствует о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.
Легкий нажим и большие закругленные буквы
свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.
Сильный нажим при написании заглавных букв
может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.
Расстояние между словами и строками
Плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека. Увеличенное расстояние между словами - усиливается тенденция к расточительству.
Практическая часть
Исследование почерка учащихся 4 класса
Проводя анализ почерка одноклассников, я опиралась на изученную информацию, сопоставляя ряд признаков, чтобы более точно определить наличие присущих черт личности характера.
Сводная таблица особенностей почерка и характерных черт характера одноклассников
Черты характера Особенности почерка Ф.И. учащихся
Уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту.
Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций. Строки идут прямо Ипгефер И.,
Некрасов Н.,
Чубарова А.,
Хамитов А.
Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий Строки направлены вниз Красноруцких В.,
Останин А.,
Молодых К.
Человек расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.
Округлые буквы Ипгефер И.,
Красноруцких В.,
Некрасов Н.,
Чубарова А.,
Хамитов А.
Человек предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.
Угловатые буквы Останин А.,
Молодых К.
Общительные, эмоциональные, легко находят общий язык с разными людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.
Крупные буквы Ипгефер И.,
Хамитов А.
Свидетельство о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.
Мелкие буквы Красноруцких В.,
Чубарова А.
Средние буквы Останин А., Молодых К., Некрасов Н.
Человек, открыто выражающий чувства. Для него свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит
Небольшой наклон вправо Ипгефер И.,
Красноруцких В.,
Некрасов Н.,
Чубарова А.,
Хамитов А.
Любвеобильная натура с сильным стремлением к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя.
В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.
Сильный наклон вправо Останин А., Молодых К.
Спокойный, уравновешенный человек Разборчивый, аккуратный Ипгефер И.,
Красноруцких В.,
Чубарова А.,
Некрасов Н.
Активный, любознательный, веселый человек
Размашистый Хамитов А.
Энергичный, нервозный человек неразборчивый Останин А., Молодых К.
Свидетельство о бережливости человека. плотное расположение слов Ипгефер И.,
Красноруцких В.,
Останин А.,
Чубарова А., Хамитов А.
тенденция к расточительству увеличение расстояния между словами Молодых К., Некрасов Н.
Изучая почерк ребят нашего класса, я заметила, что у некоторых ребят наблюдается схожесть в наклоне, написании букв, стиле письма. Может это потому, что мы обучаемся и воспитываемся у одного учителя, и в одном коллективе, который предъявляет к нам одинаковые требования. По прошествии некоторого времени почерк будет изменяться, потому что наш характер и мировоззрение только формируется.
Проанализировав особенности почерков учащихся, я составила индивидуальные характеристики одноклассников.
Характеристики учащихся класса
Ф.И. учащихся Черты характера по почерку
Ипгефер Иван
Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек, лидер по натуре и душа любой компании. Он открыт для понимания, расположен к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Он расположен к сотрудничеству и не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Бережливый человек.
Красноруцких Виктория Спокойная, уравновешенная, бережливая, общительная девочка, открыто выражающая свои чувства. Человек скептического плана с характерным реальным оцениванием происходящих событий. Обладает способностью концентрации по какому – то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Она расположена к сотрудничеству и не склонна проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций.
Сдержанный, бережливый, неагрессивный человек, умеющий контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях.
Молодых Константин Человек активный, энергичный, обладающий критичным умом. Он скептического плана с характерным реальным оцениванием происходящих событий. Самолюбивый, властный, нервозный, предрасположен к состязательности и соперничеству, с развитыми собственническими настроениями, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.
Любвеобильная натура с сильным стремлением к общению с тенденцией к расточительству.
Некрасов Никита Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек. Он открыт для понимания, расположен к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Он расположен к сотрудничеству и не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Наблюдается тенденция к расточительству
Останин Артур Человек активный, энергичный, обладающий критичным умом. Он скептического плана с характерным реальным оцениванием происходящих событий. Самолюбивый, властный, нервозный, предрасположен к состязательности и соперничеству, с развитыми собственническими настроениями, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.
Любвеобильная натура с сильным стремлением к общению. Бережливый человек.
Хамитов Алексей Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек. Он открыт для понимания, расположен к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Он расположен к сотрудничеству и не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Активный, любознательный, веселый и бережливый человек.
Чубарова Анжела Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек. Она открыта для понимания, расположена к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Она расположена к сотрудничеству и не склонна проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Обладает способностью концентрации по какому – то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях.
Это сдержанный, неагрессивный и бережливый человек.
Проанализировав полученные характеристики, я обнаружила совпадения в некоторых чертах характера у моих одноклассников.
Я условно распределила их на 3 группы. Исходя из жизненных наблюдений за моими одноклассниками, как школе, так и за её пределами, можно сказать, что эти совпадения в схожести некоторых черт характера в данное время действительно существуют.
Таблица совпадений черт характера одноклассников
Совпадающие черты характера Ф.И.
Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек, лидер по натуре и душа любой компании. Он открыт для понимания, расположен к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Он расположен к сотрудничеству и не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Ипгефер И.
Некрасов Н.
Хамитов А.
Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек. Она открыта для понимания, расположена к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Она расположена к сотрудничеству и не склонна проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Обладает способностью концентрации по какому – то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный и бережливый человек. Чубарова А.
Красноруцких В.
Человек активный, энергичный, обладающий критичным умом. Он скептического плана с характерным реальным оцениванием происходящих событий. Самолюбивый, властный, нервозный, предрасположен к состязательности и соперничеству, с развитыми собственническими настроениями, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.
Любвеобильная натура с сильным стремлением к общению. Останин А.
Молодых К.
Диаграмма совпадений черт характера одноклассников
Соединив сходные черты характера, я составила характеристику класса.
Характеристика класса на основе составленных по почерку индивидуальных характеристик одноклассников
В нашем классе все дети энергичные, подвижные, общительные.
70% ребят с оптимистичными взглядами на жизнь, умеющими держать под контролем свои эмоции и 30% ребят скептического плана, которым свойственно реальное оценивание происходящих событий.
Среди учащихся нашего класса 80% спокойных и уравновешенных, и 20% нервозных и самолюбивых ребят.
80% детей нашего класса открыты для понимания, не склонных проявлять настойчивость в утверждении своих планов, расположенных к сотрудничеству. 20 % детей расположены к соперничеству, с присущими им собственническими настроениями.
80% ребят класса бережливых и 20% ребят склонных к расточительству.
Заключение
В ходе своего исследования я проанализировала почерки семи одноклассников, узнала много нового и интересного об их характерах и пришла к таким выводам:
- Почерк – это ключ, позволяющий узнать сильные и слабые стороны человеческой личности, лучше понять людей из своего окружения.
- На основе графологического анализа можно составить психологический портрет человека и класса.
В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась: почерк зависит от характера человека, в котором отражаются и темперамент, и отношение к миру, и к самому себе.
Недаром говорят, что почерк – это своеобразный «слепок» личности.
Список литературы:
Блог Николая Медведева «Технологии чтения»
-http://tehread.ru/grafologiya-chitaem-po-pocherku.html
Исаева Е.Л. «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»
© Электронная версия, http://fictionbook.ru/author/litagent_ripol/prakticheskaya_grafologiya_kak_uznat_har/read_online.html?page=1
Ожегов. С. И Толковый словарь русского языка. Изд: Мир и Образование, Оникс, 2009 г.