Исследовательская работа «История Садовской школы№2 в годы Великой Отечественной войны: люди и судьбы»

МКОУ Садовская СОШ № 2
Аннинского муниципального района
Воронежской области


Исследовательская работа


по теме





«История Садовской школы№2 в годы Великой Отечественной войны: люди и судьбы»




Выполнила: Брюшкова Светлана, ученица 11 класса МКОУ Садовской СОШ № 2
Научный руководитель: Никитина Н. А., учитель истории и обществознания



с. Садовое, 2015 год



Содержание стр.
Введение..3
Воспоминания Н. Н. Горбуновой..4
Педагоги Садовской школы № 2 - участники ВОВ ...9
Выпускники и учащиеся школы во время ВОВ..13
Заключение..17
Источники и литература 18


























Введение.
В период Великой Отечественной войны перед школой были поставлены особые задачи, способствующие достижению главной цели - воспитания молодого гражданина, мужественного защитника своей Родины. Учебная и воспитательная работа в годы войны перестраивалась с упором на боевой, патриотический характер в преподавании основных наук; обеспечивалась необходимая физическая подготовка молодежи к труду и обороне Родины. За годы войны система учебно – воспитательной работы претерпела значительные изменения. С 1942-1943 учебного года во всех школах страны был введен специальный новый предмет - военное дело: начальная и допризывная подготовка в 5-10-х классах и военно-физическая подготовка в 1-4-х классах. В программу по литературному чтению 5-7 классов вводились произведения, рисующие борьбу русского народа с внешними врагами: в 5 классе - былина "Илья и Калин-царь", в 6 классе - былина "Застава богатырская", в 7 классе - отрывок из повести Л.Н. Толстого "Хлеб".
Цель исследовательской работы: собрать материал о людях Садовской земли, которые учились, воевали и трудились в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1) проанализировать свидетельства современников, тружеников тыла, архивные документы школы, чтобы проследить историю школы в довоенные и военные годы;
2) прочувствовать духовный облик поколения 40х-годов, его ценности и идеалы, нравственные черты.
4) узнать и описать жизнь своих земляков, учителей в годы войны.





Воспоминания Н. Н. Горбуновой.



Здание Садовской школы № 2 1942 год
«До 1897 гола в селе 2-е Садовое специальной школы не было. Занятия с детьми проводились в сборне. Сборня разделялась на две классных комнаты. В каждой комнате занималось по два класса. Была еще школа в церковной караулке. Там учил детей дьячок-пьяница. Из-за его пьянства учение прерывалось часто и на долгое время. Эта школа вскоре была закрыта.
В 1897 году земством с помощью населения (собирали по 5-10-15 копеек со двора) была построена наша школа из двух классных комнат, учительской и квартиры для учителя. Занятия в этой школе велись двумя учителями. Учащихся было много в начале учебного года, но к весне их становилось мало, так как большинство из них уходило на работу в поле. В основном обучались мальчики, девочек в школе почти не было. Не многим из учащихся удавалось окончить три класса, так как с 11-12 лет дети бросали школу и поступали на работу. Мне, как многим другим удалось окончить только один класс, потому что меня отдали в пастухи. Обучение было необязательным.
Бумаги для письма не было, писали на грифельных досках. Два раза в неделю в школу приходил священник. Он спрашивал молитвы и задавал новые для заучивания. Учащихся строго наказывали: били, ставили на колени, закрывали на замок после уроков.
Старейшими учителями нашей школы были Лаврентьев Павел Петрович и его жена Анна Павловна. Они начали работать еще до Октябрьской революции. Это были замечательные учителя, которые сразу изменили порядки в школе. Они физически детей не наказывали, тесно общались с населением. Для родителей учащихся в школе показывали туманные картины, для детей устраивали елки.
В 1933 году к имеющейся постройке пристроили еще шесть классных комнат и большой коридор. Школа стала семилетней. Строительство велось под руководством товарища Лаврентьева. Он оставался директором этой школы до конца своей жизни. Умер Павел Петрович в 1037 году. Анна Павловна работала в этой школе до 1946 года. Много нового, передового ввели они в обучение детей в школе. За их чуткое отношение к детям и ко всему населению они пользовались всеобщим уважением и большой любовью.
В 1938 году в данную школу переводят 8-10 классы, школа становится средней. С 1949 года 8-10 классы переедены в Первое Садовое, в новое здание. Школа остается семилетней.
В годы советской власти детей стало учиться больше. Прислали новых учителей. В начальных классах вместе с Лаврентьевыми работали Копылова А. И., Ростовцева З. М.. В семилетней школе работали Олейников И. А., Писарева А. В., Бердников И. И. и другие. Учащиеся хорошо снабжались учебными и письменными принадлежностями. Многие учащиеся нашей школы стали известными людьми производства. (Из воспоминаний старожила села Круких И. С. 1957 год)

Вспоминает внучка первого директора школы П. П. Лаврентьева Н. Н. Горбунова

«Я пошла в школу в 1941 году, мне еще не было 7 лет, но дома сидеть было не с кем: бабушка и мама работали в школе, младший сын бабушки Юра окончил школу и поступил в военное училище, папа ушел на фронт. В Садовской средней школе я закончила 5 классов. К стыду своему, не помню одноклассников. Учила меня в начальных классах Мария Дмитриевна (теперь и фамилию забыла), Нина Бердникова, кажется, была со мной в одном классе. Мы с ней нашли когда-то в реке, под кручей, под мостиком, завязанную, по-моему, в штанину кучу бумажных денег (наверное, фальшивых). Судьба мне их неизвестна.
Нелегкие это были годы. У нас какое-то время жили эвакуированные, ночевали солдаты, жили военные (запомнила Гинберга Бориса Соломоновича, кажется, политрук, в очках, с планшетом, семечки тыквенные любил). Мария Дмитриевна прочитала нам как-то статью из газеты, называлась «Таня», о подвиге Зои Космодемьянской, которая на долгие годы стала для всего моего поколения символом героизма. Когда горел Воронеж, горизонт на северо-западе стал огненно-красным, было тревожно и страшно. Готовилась наша эвакуация, были уже оформлены документы, но, к счастью, не состоялась.
В наш класс привели мальчика Колю Варнавского, говорили, что вывезли из Сталинграда. На нем была шинель, белые бурки и медаль. Это был живой герой! Я даже в него влюбилась. А на заводе, где-то прямо под крышей деревянного двухэтажного дома жила девочка, которая перестала вдруг посещать школу, и я, не спросившись у мамы, пошла ее навестить. Девочка была тоненькая, бледненькая, прямо прозрачная. Я пришла к ней, она лежала на кровати, укрытая целой горой тряпья и, кажется, бабушка ее сказала, что к ней подходить нельзя, у нее туберкулез. Девочка умерла. Очень жалко было ее.
Сохранились яркие детские впечатления от не очень сытной жизни. С огорода убирали фасоль и, почему-то, в супе у меня ее всегда было много, а в тарелках мамы и бабушки суп был жидкий.
Ходила с ребятами на Битюг, собирала ракушки. Бабушка жарила мякоть, и мне казалось, что ем яичницу. Бегали с ребятами на шоссе, когда возили сахарную свеклу на сахарный завод, подбирали упавшую. Очень вкусный борщ варила бабушка из крапивы. А еще я ходила в краснотал собирать опята – суп с ними классный! Грибы, шампиньоны, у нас с некоторых пор росли прямо во дворе, на мусорной куче. Это вообще объеденье. Почему-то зелени не было у нас в огороде, ходила к огороднику (так его и звали, дом стоял недалеко от теперешнего магазина, который на углу, напротив школы). У Чеботаревых покупали (а, может, на что-то меняли) немного (1 или 2 кг.) смородины, бабушка варила на зиму, столько же малины на случай, если кто заболеет. О соли мечтали; вспоминала бабушка, как дедушка в голодный 1933 год откопал кусок соли из навоза во дворе у своего отца. Конфеты появились не знаю откуда в один из новогодних праздников: ребята подставляли картузы и им насыпали туда по горсти кругленьких конфет. Был сшит специальный мешочек для колосков – сбор их был обязанностью школьников. Колоски сдавали в колхоз. А вот за шишками, иголками ходила даже с веником в сосны, к колхозным конюшням и собирали их для себя. Как же тяжело их было тащить, а потом еще и перевозить на лодке через реку! Было и такое, когда начали жечь книги, журналы (у дедушки была большая библиотека, от которой сейчас осталось совсем немного книг). Фронту нужна была помощь, и бабушка что-то шила, отдавали все, что брали. Так, отдали (для фронта!) столовый сервиз. Действительно, зачем он нам, когда идет война. Не жалко было. Запомнилось, как приходили к бабушке ее ученики и помогали копать картошку. У бабушки еще оставались от мирного времени тетради, и она ребятам раздавала за работу. Они встали цепочкой и подходили к бабушке, и я встала за ними, ведь тоже убирала картошку, но бабушка сурово посмотрела на меня и не дала мне тетрадь. Как же было обидно, я даже заплакала. Вообще, я скажу, это не так уж просто жить в учительской семье и главное, учиться в той школе, где работают твои родственники. Это преследовало меня и в Воронеже, когда одноклассники подозревали, что за меня кто-то может решать задачи или писать сочинения, а надо сказать, что относились ко мне строже, чем к остальным ученикам. Школа освещалась керосиновыми лампами. Ходили в школу с ченильницами-неваляшками, а вот писать скоро стало не на чем. У меня было преимущество перед другими: я писала на какой-то книге с рисунками – жуки, тараканы и прочее, но – в книге были широкие поля и чистые пространства сверху и снизу.
Печальные события запомнились. Кто-то из соседей отравил любимую нами всеми овчарку. Пала на ноги корова Малютка, пришел мужчина ее резать, привязал в сенцах, мне не разрешили выходить, а так хотелось – выглянула, а Малютка плачет, огромные слезы катятся из глаз. Жутко до сих пор.
Праздником были редкие выходы в кино в клубе Первого Садового.
Помню возвращение отца. Он шел из Анны через луг, к реке, и я догадалась, что это должен быть отец. Его отозвали из армии для восстановления авиационного завода – он был на фронте бортмехаником. Четыре года он не видел меня. Теперь я стала совсем взрослой.
Не помню никаких массовых мероприятий в селе, но 9 мая 1945 года запомнился навсегда. Был солнечный, но ветреный и прохладный денек. Мама во дворе мыла посуду. Вдруг раздался сильный крик, и заголосила женщина. Через некоторое время кричали со всех сторон, мы выбежали с мамой на улицу. Бежали куда-то люди и кричали: «Победа! Война кончилась» Все плакали».





















II. Педагоги Садовской школы № 2 - участники ВОВ
В период Великой Отечественной войны перед школой были поставлены особые задачи, способствующие достижению главной цели - воспитания молодого гражданина, мужественного защитника своей Родины. Учебно - воспитательная работа в годы войны перестраивалась с упором на боевой, патриотический характер в преподавании основных наук; обеспечивалась необходимая физическая подготовка молодежи к труду и обороне Родины. За годы войны система учебно – воспитательной работы претерпела значительные изменения. С 1942-1943 учебного года во всех школах страны был введен специальный новый предмет - военное дело: начальная и допризывная подготовка в 5-10-х классах и военно-физическая подготовка в 1-4-х классах. В программу по литературному чтению 5-7 классов вводились произведения, рисующие борьбу русского народа с внешними врагами.
Учителя и учащиеся всей страны с первых же дней войны принимали активное участие в помощи фронту. Занятия в школе проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ученические ручки заменялись самодельными палочками с приделанными к ним стальными перьями.
Школа стала одним из источников духовного единения детей с их героическими родителями, кузницей подлинной гражданственности и патриотизма.


Учащиеся 6 класса 1944 год

Калишкина Анастасия Яковлевна
Анастасия Яковлевна родилась 8 августа 1922 года в с. Рубашевка Садовского сельского совета, в семье крестьянина. В 1942 году немецко-фашистские войска подходили к городу Воронежу. Анастасия Яковлевна вступила в ряды Красной Армии. Анастасия Яковлевна служила в воинской части 78011 I Украинского фронта или 116 ПТАРЗ – это означало 116 подвижной танко-агрегатный ремонтный завод. Анастасия Яковлевна работала на токарном, слесарном, шлифовальном станках, диспетчером, переводчиком, собирала раненых и убитых с поля боя. Завод был на машинах и все время двигался за фронтом, а расстояние до фронта было 2-5 км. Ремонтировали моторы подбитых танков, жили в машинах и работали там же, подвергались ежедневно бомбежкам, даже несколько раз за день. Налетали по 50-100 немецких самолетов. В части было 36 девушек.
Анастасия Яковлевна рассказывает.
«Это было под Шепетовкой, родиной Н. Островского. Немцы сильно бомбили. В Шепетовке они жили в бывшей школе, фронт был за 3 км. Однажды, когда девушки вернулись после ночной смены и легли отдыхать, в здание попала бомба и все 30 человек, находившихся там, погибли. Оставшиеся в живых собирали отдельные фрагменты человеческих тел в ящики и хоронили.
9 мая 1945 года – День Победы, встретила Анастасия Яковлевна в 80 км. От Берлина в г. Котценау, а 13 мая 1945 года уже была на экскурсии в Берлине. За отличное несение воинской службы Анастасия Яковлевна имеет множество наград: «За победу над Германией», «За освобождение Киева», «За взятие города Берлина» и др. Всего – 12 наград.
После войны 40 лет проработала она в Садовской школе № 2 учителем.

Мандрыкина Варвара Тимофеевна
Родилась Варвара Тимофеевна в 1921 году в селе Садовом. В 1936 году вступила в комсомол. Выполняла различные комсомольские поручения: обучение безграмотных жителей села, помощь престарелым людям, работа на полях родного колхоза и многое-многое другое.
В 1940 году закончила 10 классов. Через год началась война. Когда возникла угроза родному городу Воронежу, Варвара Тимофеевна вступила в ряды солдат Красной Армии.
Курск, Сталинград, Киев – только частичка того большого пути, по которому пришлось пройти юной девушке. Она служила в прожекторной роте.
Из воспоминаний Варвары Тимофеевны.
«На Курской дуге нам дали задание: охранять железнодорожный разъезд от немецких самолетов. В первую ночь, как только послышался гудок состава, откуцда-то появились два вражеских самолета. Мы начали светить. Один самолет попал в луч прожектора, потерял ориентировку и упал на землю, взорвался на своих бомбах. А второй, испугавшись той же участи, сбросил бомбы где попало и улетел. Состав прошел невредимым. В нем везли раненых бойцов с фронта.
После войны Варвара Тимофеевна работала учителем начальных классов в Садовской школе № 2.

Мандрыкина Варвара Тимофеевна с воспитанниками 1956 год























Выпускники и учащиеся школы во время ВОВ


Мананкова Мария Кузьминична
Мананкова Мария Кузьминична родилась 7 января 1921 года. Детские годы она провела в родном селе Садовом. С семи лет Маша пошла в школу. Она росла веселой, любознательной девочкой. Как и другие онаона была пионеркой и омсомолкой. В школе стала активной ученицей, любила детей. Несколько лет была пионрвожатой. По окончании Садовской школы № 2 поступила на курсы учителей. После окончания курсов работала учителем в Панинском районе. Вступила в партию. Но недолгим был учительский путь Маши. 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну. Много добровольцев уходило на фронт, на защиту своей Родины. Среди них была Мария Кузьминична. Ушла в 1941 года и не знала, что больше не вернется. Была сильная бомбежка. Мария Кузьминична была тяжело ранена в живот. Ее отправили в госпиталь. Первую операцию она выдержала, а вторую не смогла Так 7 сентября 1943 года оборвалась жизнь молодойй патриотки, Мананковой Марии Кузьминичны.




Полозов Григорий Васильевич

Полозов Григорий Васильевич уроженец села 2 Садовое Аннинского района Воронежской области родился 14 октября 1904 года в этом селе. Детство, а особенно юность, было тяжелым, так как у него отец рано умер, и он остался с матерью. Но не смотря на это он успешно кончил 3 класса , учился Григорий Васильевич хорошо, за его старание и прилежание, ему был дан ценный, дорогой его сердцу подарок – отрез на рубашку. С 14 лет началась его настоящая жизнь. Одним из первых он пошел помогать своей матери работать, выполнял всякую работу: косил, возил сено, жал хлеб. На первый взгляд это была очень трудная работа для подростка, но он, Григорий, выполнял ее старательно, с большим прилежанием. Через несколько лет он женился. Жена его была очень тоже трудолюбивой, хозяйственной женщиной. Придя домой, Григорий Васильевич отводил несколько минут для развлечения со своими детьми, их у него 6, не доедал свой кусок хлеба, только лишь детишки были сыты. И вот война! Он, как и все мужчины села, пошел на фронт, ради защиты своей Родины. Этим человеком пройдено много пути начиная с Воронежа и до самого Балтийского моря. С 1941 г. по 1942 г. был сержантом, но потом после случайного ранения старшего повара, друзья выдвигают своего друга на эту ответственную работу. У него был девиз: «Никуда, всегда с друзьями». Он пронес на своих плечах много тяжестей. В то время каждая крошка хлеба, каждый стакан воды, был на счету. Но благодаря его экономности, всегда всем хватало еды. Он готовил очень вкусно и приятно, бойцы с охотой шли на боевую кухню. Он обслуживал 3 батальона II белорусского фронта. Когда бойцам было тяжело. Он не был в сторонке, наоборот поддерживал их дух, вселял в душу бойцов силу, мужество и геройство. Товарищи очень любили и с уважением относились к нему. В "боевом листке" вместе с военными зарисовками, четверостишьями всегда друзья читали заметку о их друге - поваре и с восхищением рассматривали фото. Кончились грозные дни войны. Григорий Васильевич вернулся в родное село, в колхоз, где и проработал до пенсионного отдыха. За его заслуги, Родина наградила бойца медалью " За боевые заслуги", едали "30 -летие победы", " 60 лет Вооруженным силам " и другими наградами.
Братья Пантелеевы.
Пантелеев Алексей Павлович.
Родился Алексей Павлович в 1924 году в селе Садовом. В 14-летнем возрасте стал комсомольцем. С 1941 года по 1957 год служил во флоте фельдшером. После войны работал директором Садовского Дома инвалидов.
Пантелеев Василий Павлович.
Родился в 1926 году в селе Садовом. Окончил Садовскую школу № 2. С 1944 года находился на действительной службе на флоте. С 1968 года – офицер запаса.

Новолокина Евдокия Николаевна
Новолокина Евдокия Николаевна родилась в 1920 году в селе Садовом. Окончила 6 классов. С 1941 год по 1945 была сержантом медицинской службы. Воевала под Москвой. После войны работала в Садовской участковой больнице медицинской сестрой.

Попов Григорий Федорович
Попов Григорий Федорович – комсомолец, окончил 4 класса Садовской школы № 2 призванный на войну в августе 1942 года. Воевал на Курской дуге, был старшим сержантом. После войны работал счетоводом. Награжден медалью «За боевые заслуги», «50 лет Вооруженных сил».




















Заключение.
Проведенная мною краеведческая работа, доказывает, что в суровые годы Великой Отечественной войны школьные учителя, учащиеся, труженики тыла, фронтовики героически кто как мог, приближал Победу.
Моя работа – это дань уважения тем, кто трудился в школе, тем, кто помогал детям пережить суровые годы войны, это память о людях, живших в годы войны. Значимость подобной работы заключается в том, что мы должны знать, из каких кирпичиков складывалась наша история. 
Нам достались уже только книги, фильмы да документы. Вот поэтому именно нам важно успеть оценить и описать, что же хранит в себе народная память о Великой Отечественной войне.




















Источники и литература.

1. Воспоминания участников и свидетелей Великой отечественной войны.
2. Архив документов МКОУ Садовской СОШ № 2..
3.Анна: за веком- век.












13PAGE 15


13PAGE 141615




Рисунок 8Рисунок 6Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 26Рисунок 32Рисунок 3315