Учебные задачи в курсе английского языка школы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение Жаворонковская средняя общеобразовательная школа
Тема: «Учебные задачи в курсе английского языка школы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)»
Учитель иностранных языков:
Сиринова Людмила Александровна
МБОУ Жаворонковская СОШ
.
Жаворонки, 2016 г
Многие десятилетия методистами и учителями иностранных языков ведётся дискуссия, когда лучше начинать учить детей иностранным языкам, как, в какой последовательности, с какой лингвистической нагрузкой. В настоящее время бесспорен лишь один ответ – чем раньше, тем лучше. Во многом невысокий эффект в овладении иностранным языком в школе объясняется неадекватной методикой, технологией преподавания предмета. Усилия педагога должны быть направлены на поиск и создание единых принципов, технологий разных языков, например, в части общих приёмов и способов, логики построения предметного содержания. Что в конечном итоге должно привести учащегося к пониманию необходимости существования правил построения языка, речи, и специфики этих правил в разных языках. При этом учащиеся должны освоить общие способы изучения языков.
Мы предполагаем, что эффективность обучения иностранным языкам может вырасти, если преподавание будет идти в единой логике обучения в школе
Согласно теории учебной деятельности В.В.Давыдов, на основе которой разработана система РО - “ школьники присваивают понятия, образы, ценности и нормы общественной морали только в учебной деятельности”.
Своеобразие учебной деятельности заключается в том, что в процессе её осуществления школьник усваивает теоретические знания. Их “содержанием выступают происхождение, становление и развитие какого-либо предмета, что находит своё выражение в соответствующем понятии (или ценности). Чтобы у школьников формировалась и развивалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи, главная особенность которых, состоит в том, что при их решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определённого класса, которые в дальнейшем не представляют для него особых трудностей[2].
Тогда необходимым условием формирования учебной деятельности средствами какого-либо учебного предмета является построение учебного предмета через систему учебных задач.
Учебная задача требует от школьников:
Анализа её условий с целью обнаружения в них некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными его проявлениями, т.е. построения содержательной абстракции и содержательного обобщения;
Выделения на основе этой абстракции и этого обобщения некоторых частных отношений и их объединения (синтеза) в целостный объект, т.е. построение его “клеточки” и мысленного конкретного объекта;
Овладение в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом мысленного построения изучаемого объекта [1].
Решение учебной задачи направлено на усвоение школьниками обобщённых способов предметных действий. Усвоение именно таких способов, как полагал Д.Б.Эльконин, служит основой изменения самого субъекта учебной деятельности, т.е. приобретения школьником новых способностей, что благоприятствует его психическому развитию.
“…учебная задача решается школьниками путём выполнения определённых условий:
- принятие от учителя или самостоятельно постановки учебной задачи;
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
- преобразование модели отношения для изучения его свойства в чистом виде;
- построение системы частных, решаемых общим способом;
- контроль выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.”[2]
Что такое учебная задача в английском языке? Какая система задач может быть выстроена, чтобы на уроках английского языка учащиеся не только эффективно осваивали язык, но и формировали учебную деятельность?
Ответить на этот вопрос, наверное, можно по - разному исходя из того, что является целью изучения иностранного языка в школе.
Если цель - дать знания языка, то учебные задачи должны быть направлены на это.
Мы считаем, что одна из целей – дать общий способ изучения иностранных языков. При изучении в школе первого иностранного языка учащиеся “открывают” общий способ изучения, при изучении второго языка - конкретизируют этот способ. “Открытие” в результате решения учебных задач, способы должны позволить в дальнейшем ученику осваивать новые языки самостоятельно.
Исходя из того, какие задачи можно считать учебными, мы выделили 2 учебные задачи, специфика которых в том что, решая, их учащиеся, осваивают сразу 2 способа: первый позволяет осваивать английский язык, второй – общие принципы изучения языков. Второй способ более общий, поэтому задачи формулируем как формирование:
способа обучения чтению на иностранном языке с помощью транскрипционной записи слова;
способа выделения порядка построения предложения (порядок слов).
Хотим обратить особое внимание на формулировку учебных задач –
формирование – не общего способа чтения в английском языке, а общего способа обучения чтению (на любом языке)
формирование – не способа построения предложений в английском языке, а выделение общего способа работы по определению порядка слов в предложении в любом языке.
Выделение этих способов происходит на материале английского языка, поэтому он здесь является не целью, а средством, с помощью которого открывают способ изучения языков. А открытие и конкретизация это способа на материале английского языка позволяет осваивать и сам язык.
Ученики в возрасте 8-9 лет имеют высокую мотивацию к обучению, любознательность, фонематический слух, и легко присваивают учебную задачу в русском языке. Но в иностранном языке они не имеют опыта языкового общения и чтобы поставить учебную задачу необходимо дать определённый запас слов, в которых затем (по аналогии с русского языка) учащиеся изучают звуки, транскрипционные значки, создают звуковые модели слов, которые необходимы при переходе на буквенную запись. Только после этого возможна постановка учебной задачи на открытие общего способа обучения чтению. При этом учащиеся решают учебно - практические задачи английского языка, а открывают общий способ - как можно научиться читать на иностранном языке с помощью транскрипционной и буквенной записи.
Мы предлагаем урок на выявление общего способа построения предложения в английском языке, который строится на сравнении порядка слов в русском предложении.
В русском языке - смысл от изменения порядка слов в предложении может не меняться, а в английском - порядок строго определённый. При этом дети не могут его выделить “по слуху”, т.к. у них нет опыта речевого общения на иностранном языке, запаса слов. Мы считаем, что на начальном этапе ни столь важно точное следование сразу всем грамматическим правилам, дети к ним приходят постепенно, осознавая, пропуская через себя, поэтому перевод с грамматическими ошибками не столь важен для нас на начальном этапе.
Список используемой литературы:
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор.1996. 159 c.
2. ДавыдовВ.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор.1996. 248 c.
3. А.О.Жуковский, Т.Г.Ивошина. Обоснование введения технологии РО в преподавании иностранных языков.//Межрегиональный вестник школ развития личности” Феникс”.№7-8-М.: ЦПРО Развитие личности.1998. C. 123.