Способы и последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Разработал: учитель технологии Шестопалов Павел Александрович.
Аннотация к работе: План – конспект урока по технологии в 6 классе
Тема: СПОСОБЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ И КОНИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ.
Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных способностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.
Рекомендации по применению: урок проводится совместно с презентацией, а также с демонстрацией различных моделей.
План – конспект урока по технологии в 6 классе
Тема: СПОСОБЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ И КОНИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ.
Цель: изучить с учащимися способы и последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей.
Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных способностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.
Оборудование в учебном классе: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран.
Оборудование в учебной мастерской: токарные станки для обработки древесины ТД – 120, измерительные линейки, угольники, штангенциркули, стамески для токарных работ, заготовки, сверлильный станок.
Время выполнения: 2 урока по 45 минут.
Этапы урока:
Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (1 минута).
Вводная часть. Повторение пройденного материала (5-7 минут)
Беседа по вопросам:
«Что необходимо знать о детали для её изготовления? Какие виды графических изображений вы знаете? Какое графическое изображение называют техническим рисунком? Чертежом? Эскизом? Чем они отличаются друг от друга? Выслушав ответы учащихся, учитель дополняет и оценивает их».
Дидактическое упражнение «Обсуждаем мудрые мысли».
Описание. На доске записаны высказывания о труде выдающихся личностей.
Учитель читает их, затем предлагает учащимся высказать своё мнение.
На доске:
Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
Н.Г. Чернышевский
Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
Эзоп
Только труд даёт право на наслаждение жизнью.
Н.А. Добролюбов
3. Сообщение темы и цели урока.
I I. Изложение программного материала (8-10 мин.)
Иллюстрационный рассказ.
Учитель. В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию. Конструктивное решение вещи выполняет инженерное проектирование.
Конструирование – это разработка конструкций изделия. Конструиро-
вание – это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:
зрительное представление изделия;
составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
подбор необходимого материала;
изготовление опытного образца;
испытание на прочность и работоспособность;
устранение недостатков.
Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору приходится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной целостности формы, высоких эстетических качеств). Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариантность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).
Вариативность возможных конструкторских решений и художественного оформления представлена на рисунке 12 стр. 22 учебника.
Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложнейшей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой находится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй при роды» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.
Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся).
А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
назначение – способность удовлетворять определённую потребность человека; например, ложка – приспособление для еды, магнитофон – устройство воспроизведения звукозаписи;
коммуникативная функция вещи – как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
моделирующая функция вещи организует поведение потребителя; так, конвейер задаёт один режим работы, индивидуальный станок – другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
типологическая функция вещи – образец ряда, она представляет целый класс вещей;
репрезентативная функция вещи – представление человека во внешнем мире;
декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляют собой декорацию, на фоне которой происходит наша деятельность.
И если инженерное проектирование даёт конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определённую самостоятельность, она призвана не только показывать функцию, но и произвести эстетический эффект.
При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:
1) технологичным, то есть изготовленным с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов;
2) прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без разрушения;
3) надёжным, то есть безупречно работать длительное время;
4) экономичным ,то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономичное) размещение и разметку.
Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструирования изделий. Рисунок 13 стр. 23 учебника.
Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Ответы учащихся.)
Если изделие изготовлено из дерева, то это:
а) неэкономично;
б) непрочно;
в) браковано верхнее.
Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры – наилучший вариант.
Одним из приёма конструирования является моделирование.
Модель – уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия. Создаётся модель, как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам. Рисунок 14 стр. 24 учебника.
Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).
I I I. Практическая работа (50 – 60 мин.)
Выполнение заданий:
1) Из предложенных учителем наборов для конструирования учащимся необходимо сконструировать модель (выбор моделей произвольный), (5 мин.)
2) Из примеров представленных, учителем выберите наилучший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента и изготовьте его на токарном станке по древесине, (40 мин.)
3) Предложите другие варианты изделий.
Учитель перед началом выполнения практического задания напоминает о правилах безопасности при работе с режущим и колющим инструментом и о правилах безопасности при работе на токарном станке.
1. Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.
2. Перед включением станка убедиться, что он исправлен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
3. Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.
4. Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.
5. Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.
6. Удержать резец при точении нужно только двумя руками .
Учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструментами, применяющимися в процессе изготовления изделия освоить приёмы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения практической работы.
В беседе с шестиклассниками учитель закрепляет у них понятие о деформации как процессе изменения формы тела под действием приложенной силы. Ученики дают определение силы как физической величины, которая характеризует действие одного тела на другое, узнают различные виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит СЖАТИЕ материала, затем СДВИГ и СРЕЗ волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения учитель объясняет на основе физических понятий: ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ заготовки и ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.
Излагая технические сведения, учитель отмечает, что разметка – ответственная операция, от её точности зависит качество получаемого изделия, а также количество расходуемого материала.
Затем учащиеся размечают заготовки для своих деталей. На этом этапе урока учитель должен обратить особое внимание на организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, соблюдение правил безопасности труда. В случае выявления однотипных ошибок следует остановить работу и провести текущий инструктаж. В ходе его учащимся сообщают, какие виды брака могут встретиться при разметке заготовки из-за неправильного выполнения тех или иных приёмов, объясняют причины возникновения брака и пути его предупреждения. Особо надо отметить, что некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей. В конечном итоге это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности т руда. Таким образом, учащихся подводят к выводу о том, что профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной, она требует глубоких технических знаний для работы со сложными приборами и приспособлениями, высокопроизводительным инструментом.
После того как учитель убедился, что учащиеся правильно выполнили разметку, он даёт им разрешение на установку заготовок в токарный станок для первой группы и на сверление на сверлильном станке в торой группе.
Затем учащиеся приступают к практической работе. Перед началом её учитель напоминает, как правильно закреплять заготовку на токарном станке, показывает, как держать резец и устанавливать подручник станка. Демонстрирует рабочую позу, объясняет, какими должны быть движения резцом на разных этапах работы, какие правила безопасности труда необходимо соблюдать во время работы.
Отмечая сложности выполнения отдельных операций, учитель останавливается на роли приспособлений в технологическом процессе. Применение их позволяет повысить производительность труда, улучшить качество изделий, сделать труд более интересным и менее утомительным. Можно назвать некоторые из приспособлений, которые будут использовать и ученики в своей работе, объяснить их назначение и устройство.
Убедившись, что учащиеся усвоили правила безопасности труда, учитель разрешает им приступить к выполнению задания: по предварительно выполненной разметке произвести точение заготовок (сверление).
Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приёмов, соблюдением правил безопасности труда и т.д.. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.
Кроме навыков правильных трудовых действий, у учащихся должны быть сформированы умения оценивать качество выполнения отдельных операций. Отчасти это можно осуществить путём проведения специального инструктажа во время практической работы. Однако один учитель не в состоянии оказать необходимую помощь каждому ученику в выявлении и устранении сделанных ими ошибок. Практика показывает, что одним из эффективных методических приёмов, способствующих достижению щели, является организуемый учителем взаимоконтроль учащихся. Например, при изготовлении ручек для инструмента школьники могут с помощью измерительной линейки и штангенциркуля проверить соответствие размеров изготавливаемых ими деталей указанных на чертеже.
Распилив заготовки по длине, учащиеся согласно технологическим картам выполняют их точение и разметку под заданный размер. Однако, прежде чем приступить к последней операции, они должны проверить правильность разметки.
В ходе практической работы по точению древесины ученики устанавливают причины нагрева резца и детали при обработке древесины, определяют способы теплопередачи: нагрев резца и заготовки – ТЕПЛО-ПРОВОДНОСТЬЮ; охлаждение - их КОНВЕКЦИЕЙ .
При работе по чертежам деталей учитель проверяет умения учащихся читать чертежи и анализировать элементы конструкций изделий. Например, чтение чертежей шестиклассники должны выполнять в такой последовательности: определение надписей чертежа, общей формы деталей, её элементов и размеров.
При анализе конструктивных элементов подростки определяют торцы, уступы, шипы, буртики, фаски и другие части. А также геометрические формы торцов и уступов, буртиков, конических фасок и фасонных поверхностей, образованных сочетанием различных поверхностей.
В конце занятия учитель вместе с несколькими учащимися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками , объясняет причины их появления.
Итог урока.
Оценить ответы и работу учащихся, (5 мин.)
Провести уборку помещения мастерской, (10 мин.)
Домашнее задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.
15