Презентация для родительского собрания Психологический микроклимат в классе
Психологический микроклимат в школе и классеСлагаемые успешного обучения
Психологический микроклимат школы - это обобщенная характеристика качеств межличностных внутригрупповых взаимоотношений, которая отражает степень удовлетворенности участников образовательного процесса ( учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.
Характеристики психологического микроклимата:В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятамиоптимизм в настроенииотношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательностидетям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное времяв отношениях преобладают одобрение и поддержкакритика высказывается с добрыми пожеланиямиВ классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. Высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело.Успехи или неудачи отдельных обучающихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.В классе чаще преобладает подавленное настроениепессимизмнаблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другучлены коллектива проявляют отрицательное отношение друг к другуприсутствует соперничествокритические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другогоВ классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Класс разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.Такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие не в почете.Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадствоБлагоприятный микроклиматНеблагоприятный микроклимат
Так кто же задает психологический микроклимат в школе?
Если в классе лидирующую позицию занимает ученик или группа учеников с более глубокими духовными запросами, более содержательными интересами, то и другие начинают им подражать.
Но бывают и такие классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. В такой класс отправляешься вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми.
Нельзя также не учитывать личностные особенности учителей, обстоятельства их жизни.
Психологический микроклимат в школе и классе
Игра-тест «Альпинист» (проводится для наглядного определения степени сплоченности/разобщенности классаНа доске делается рисунок и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (шкала от 1 до 10 баллов), подумайте и ответьте".Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка.