СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 ВИДА Г.УСТЬ-ИЛИМСКА


Тема программы развития: Школа полного дня как единая адаптивная среда учебно-воспитательного процесса.
Тема школы: Реализация обучающих, оздоровительных и социализирующих функций в школе полного дня.
Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно- воспитательной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально - трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду, воспитывает личностные качества, способствует социальной интеграции. В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем.
Цель:- создание в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства .Задачи :-создание условий для сохранения здоровья школьников с проблемами в развитии с помощью образовательных технологий;
-привитие учащимся навыков ЗОЖ;
-создание информационного поля по здоровьесберегающим технологиям;
-оказание медико-психолого-педагогической помощи ребенку в зависимости от сложностей, которые он испытывает;
-оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье детей;
-разработка и внедрение технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок
В соответствии с задачами составляется план по физическому воспитанию, который работает в следующих направлениях:
-диагностическое;
-учебно-воспитательная работа;
-профилактическая и просветительская;
-материально-техническое оснащение.
Деятельность всех специалистов школы, входящих в медико-валеологическую службу, направлена на создание здоровьесберегающего пространства учреждения.
У каждого учащегося школы имеется личная медико-педагогическая карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медико-педагогическая карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье. С целью активизации физкультурно-оздоровительной деятельности и контроля за физическим развитием учащихся два раза в год проводится тестирование уровня физической подготовки, куда входят такие показатели как бег, прыжки в длину с места, подъем туловища из положения лежа. Результаты записываются в листы физического здоровья, где можно отслеживать развитие каждого ученика, класса, школы. Такое обследование даёт возможность индивидуально-коррекционного подхода к учащимся и правильной организации физкультурно - оздоровительной работы с ребёнком.
Школа работает в режиме полного дня ( с 9.00 до 17.00) по шестидневной неделе. Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства школы, объединению в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов. Прежде всего- это организация режима пребывания ребенка в школе с обязательным учетом особенностей физической и умственной работоспособности ребенка в течение дня и недели, эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня, необходимости удовлетворения потребности воспитанников в двигательной активности, отдыхе.
В школе проводятся обязательные занятия по физической культуре 2 раза в неделю по 40 минут , с 1-4 класс занятия лечебной физической культурой 1 раз в неделю в общеобразовательных классах и 2 часа в дефектологических, 1час ритмической гимнастики, что положительно сказывается на здоровье как благодаря повышению объема двигательной активности детей, так и за счет усвоения и применения ими на практике знаний о здоровье, получаемых на занятиях. Обязательным составляющим режима является активно-двигательная и физкультурно- оздоровительная деятельность учащихся - утренняя гимнастика, которая включает в себя комплекс упражнений раннее разученных на уроке физкультуры. В школе работают спортивные секции: теннис, подвижные игры, спортивный час. В учебный план включены предметы, направленные на охрану здоровья и развитие двигательных навыков. Большое значение в формировании здоровья и здорового образа жизни имеют уроки ОБЖ. Обязательные динамические паузы с применением здоровьесберегающих технологий. Прогулка является важным моментом и проводится два раза в день: первый раз между уроками «Тропа здоровья»- в течение 20 минут и второй- во второй половине дня после обеда- в течение одного часа на группе продлённого дня.
Педагоги применяют разнообразные методы и приемы обучения: проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности. Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого ученика. Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка. Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья. Личный пример учителя. Организация рефлексии. Игровые методы психокоррекции (на развитие внимания, памяти и восприятия, наблюдательности, мышления, речи).
Использование ТСО как средства интерактивного обучения. В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующие современные технологии в процессе обучения. Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Спортивно- массовая работа в школе направлена на повышение интереса к занятиям физкультуры, увеличения двигательной активности и пропаганду здорового образа жизни реализуется через комплексно- целевую программу «Здоровье». Целью реализации школьно-целевой программы «Здоровье», является формирование знаний обучающихся ЗОЖ, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Основная форма спортивно-массовой работы – спортивные соревнования, праздники, тематические недели физкультуры, туристические походы, наглядная агитация, мероприятия в режиме учебного дня школы. Проведение спортивных праздников, составляют основу воспитательной системы, начиная с первого класса. В целях реализации организационного- просветительского направления в школе создан совет «Здоровье и спорт», в состав совета входит 15 учащихся. перед которым поставлены задачи: 1. Осуществлять совместные профилактические мероприятия по пропаганде ЗОЖ. 2.Оказывать помощь и участвовать в проведении культурно- массовых мероприятиях оздоровительного характера. 3. Организовывать и проводить санитарно- просветительскую работу среди учащихся.
Осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди  учащихся, их родителей и педагогов проведена следующая работа: Проведение циклов классных часов по валеологической тематике, обучению ЗОЖ, профилактике алкоголизма, курения, наркомании. Школьные валеологические семинары, конференции. Оформление и периодическое обновление уголков здоровья.
Анкетирование учащихся с целью определения уровня сформированности навыков ЗОЖ. Третий год принимаем участие в международном конкурсе- игре по физической культуре «Орленок», где участвовали 6 учащихся старшей школы и 10 учеников начального звена, где показали свои знания из области физкультуры и спорта . Учащиеся были отмечены сертификатами, а учителя физкультуры грамотами . Ученик 1 «В» дефектологического класса Амочаев Матвей стал лауреатом конкурса-игры и занял 3 призовое место на региональном уровне в данном конкурсе. Анализ проводимых мероприятий показывает, что любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер. В результате проводимых мероприятий дети получают положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Вопросы по охране здоровья обсуждались:
1 - на педагогическом совете школы – 1 раз в четверть с решением организационных вопросов отработки здоровьесберегающих технологий, оптимизации учебного процесса, организации кружков спортивной направленности с целью формирования у учащихся сознательного отношения к укреплению своего здоровья и профилактики табакокурения, токсикомании, наркомании, асоциального поведения.
2 – совещание при завуче «Работа с детьми «группы риска» с решениями организации работы по профилактике рисков здоровья, асоциального поведения детей.
3 – Родительское собрание по теме: «Школа полного дня».
Оценка состояния здоровья детей
№ п\пДетей всего Группы здоровья Оценка физического развития Физкультурные группы
I II III IV Низкое н\ссреднв\ср высок основная Подготовительная специальная освобождение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
2014 228 - 54 115 59 14 28 166 16 4 75 58 91 4
Физкультурно-оздоровительное направление:
Цель: Формирование разносторонней физической подготовленности к включенности в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
В процессе реализации программы «Здоровье» в течение учебного года использовались следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
урок физической культуры;
лечебная физическая культура;
мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, подвижные игры на переменах);
спортивные кружки;
(физкультурные занятия во вторую половину дня);
спортивные праздники;
соревнования по различным видам спорта;
туристические походы, экскурсии;
«Дни здоровья»;
спортивные викторины;
занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
наглядная агитация (стенды, плакаты).
С целью активизации физкультурно-оздоровительной деятельности и контроля за физическим состоянием учащихся два раза в год проводится тестирование уровня физической подготовки, куда входят такие показатели как бег, прыжки в длину с места, подъем туловища из положения лежа. Результаты записываются в листы физического здоровья, где можно отслеживать развитие каждого ученика, класса, школы. Немаловажное значение имеет организация и оценка здоровьесберегающей деятельности школы. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие ,социально-психологическая адаптация определяется в значительной степени условиями жизни в школе. Именно поэтому в школе проводится комплексная здоровьесберегающая работа. Главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
В школе здоровье сберегающие технологии реализуются:
на учебных и индивидуальных занятиях;
на занятиях в кружках;
во внеурочной деятельности обучающего.
Педагоги применяют разнообразные методы и приемы обучения:
Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности.
Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого ученика.
Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка.
Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
Личный пример учителя.
Организация рефлексии.
Игровые методы психокоррекции (на развитие внимания, памяти и восприятия, наблюдательности, мышления, речи).
Внеурочная деятельность.
Доброй традицией школы стало проведение дней здоровья. В программу этих дней входило проведение спортивных соревнований, подвижных игр, турниры по шашкам, классных часов по теме здоровья, проведение физкультурных дней, конкурсов, викторин, выпуск стенгазет, а так же совместные спортивные праздники с родителями.
Осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди  учащихся, их родителей и педагогов проведена следующая работа:
Проведение циклов классных часов по валеологической тематике, обучению ЗОЖ, профилактике алкоголизма, курения, наркомании.
Школьные валеологические семинары, конференции.
Оформление и периодическое обновление уголков здоровья.
Анкетирование учащихся с целью определения уровня сформированности навыков ЗОЖ.
Учащиеся знают, что такое здоровый образ жизни -100%;
Соблюдают здоровый образ жизни- 56%;
Имеют вредные привычки (курение) – 44%;
Посещают спортивные секции – 6%;
Занимаются физкультурой и спортом:
Постоянно-84%; От случая к случаю- 12%; Не занимаюсь – 4%.
Такие результаты говорят о том, что, несмотря на ряд, лечебно-оздоровительных, просветительных мероприятий остро стоит проблема с табакокурением.
Необходимо продолжать работу по активизации учащихся занятиям физической культурой, разнообразить формы работы с детьми.
В целях реализации организационного- просветительского направления в школе создан совет «Здоровье и спорт», перед которым поставлены задачи:
1. Осуществлять совместные профилактические мероприятия по пропаганде ЗОЖ.
2.Оказывать помощь и участвовать в проведении культурно- массовых мероприятиях оздоровительного характера.
3. Организовывать и проводить санитарно- просветительскую работу среди учащихся.
В состав совета « Здоровье и спорт» входит 15 учащихся. На заседаниях совета было разработано общее положение, цели ,задачи, предметная деятельность. Поставленные цели и задачи были реализованы.Детям было предоставлено права выбора направлений деятельности и возможности проявить себя в соответствии с его индивидуальными качествами.
Для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами выступила с докладом на МО по теме: Формирование нравственного воспитания через уроки физической культуры.
Состояние здоровья школьников с интеллектуальной недостаточностью, его влияние на успешность обучения и развитие личности учащихся .В рамках естественного цикла дан отрытый урок по теме: «Гимнастика с элементами акробатики».
Приняли участие во Всероссийском конкурсе игре «Орленок», где участвовали 6 учащихся : Зайцева Оля, Рчбченко Дима, Крыжов Сережа,Бурлаченко Валентин, Биктимиров Дима, Аверьянов, были награждены сертификатами, педагог физической культуры Галеева О.В. награждена грамотой.