«Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова как путь развития идей Л.С. Выготского»
Статья «Система развивающего обучения
Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова как путь развития идей Л.С. Выготского»СОШ № 13. г. Нерюнгри
директор школы Прушенова Е.И.
Одной из задач современного школьного образования является подготовка учащихся к встрече с неопределенностями общества, с его культурами, нормами, которые формируются в процессе деятельности людей. Научить детей успешно осваивать эти нормы, выстраивать собственный маршрут деятельности – одна из задач, стоящая перед учителями школы. Но школа не только должна готовить детей к будущей жизни, а еще и организовывать продуктивное проживание детьми всех этапов школьного возраста. Для этого нужны компетентные учителя, которые умеют создавать ситуации неопределенности, ситуации, ставящие учащихся перед проблемой, заставляющие их делать самостоятельный выбор, что и должно привести к развитию. С этой целью в 1991 году педагогический коллектив СОШ № 13 вновь обратился к теоретическому наследию В.С. Выготского, его концепции о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций, концепции о ведущей роли обучения в развитии и системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. На заседаниях педагогических советов были рассмотрены теоретические вопросы и организована дальнейшая работа по подготовке педагогических кадров.
Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций. Уровни развития психики: уровень натурального развития – биологический: чтобы ребенок развивался нормально, его организм должен быть биологически полноценным, должны быть сохранными все органы и системы, в первую очередь центральная нервная система, уровень культурного развития – социальный: развитие речи, деятельность ребенка, в результате чего происходит качественная перестройка психики, и формируются высшие психические функции в условиях общения с другими людьми и овладения различными видами деятельности.
Концепция о ведущей роли обучения в развитии. Обучение должно вести за собой развитие. Обучение в зоне актуального развития - возможности ребенка, которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности – решении интеллектуальных задач.
Обучение в зоне ближайшего развития - обучаемость ребенка, его способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Создается ситуация, в которой ребенок не может самостоятельно решить поставленную задачу, но в состоянии решить в сотрудничестве.
Характер обучаемости ребенка раскрывает его потенциальные возможности, и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее его развитие, выстраивает программу предстоящих действий
Последователями идей Л.С. Выготского стали: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и Л.В. Занков.
В основу системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.
Концептуальные положения системы Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова:
Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий.
Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления.
Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия - решение большого круга частных задач за более короткий отрезок учебного времени.
Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний.
Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским. Идея этой теории состоит в том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».
Концептуальные положения системы Л.В. Занкова:
Обучение должно идти впереди развития.
Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью.
На первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения цели.
Системы развивающего обучения в СОШ № 13. Концепция СОШ № 13
Апробация системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова началась в 1992г. Начальная школа в 1 – 4 кл., основная школа в 5-9 кл. (русский язык и математика),
в 6-7 кл. – география, в 8-9 кл. – химия.
Апробация системы развивающего обучения Л.В. Занкова началась в 1996г.
Начальная школа в 1 – 4 классах, основная школа в 5-6 кл. (русский язык и математика).
Педколлектив разработал концепцию и проект программы «Создание модели «Школа развития как развивающая и саморазвивающаяся система». В основе создания проекта лежит идея развития как фундаментальное основание «Школы развития». Развитие человека, всего его психологического строя - это одновременно и естественный (спонтанно идущий), и искусственный (результат педагогических или иных целенаправленных воздействий) процесс.
Естественный (спонтанно идущий) процесс. Развитие может осуществляться как созревание и рост – прохождение человеком определенных ступеней, периодов, стадий.
Искусственный (результат педагогических или иных целенаправленных воздействий) процесс. Развитие рассматривается как искусственная, специально конструируемая деятельность, связанная с использованием определенных способов и средств, в том числе и педагогических.
Существенным оказывается представление о развитии как о кардинальном преобразовании того, что развивается, как сдвиге, скачке. Это переход к режиму саморазвития - когда растущий человек начинает самостоятельно ставить цели своего развития и конструировать свою деятельность.
В педагогической практике учет этих трех сторон происходит следующим образом.
1) В рамках роста и созревания учитываются психологические особенности возраста (особенности восприятия, ведущих деятельностей и т.д.). Образовательный процесс здесь строится, с одной стороны, как создание условий, наиболее благоприятных условий для роста и развития, с другой – как установление определенных ограничений, связанных с усвоением социальных норм поведения.
2) При целенаправленном развитии - образование строится как организованные педагогические воздействия, приводящие к формированию определенных способностей (счета, письма, решения задач, чтение, анализа, обобщения и т.д.).
3) В ситуации саморазвития часто оказывается недостаточным создание условий и осуществление целенаправленных педагогических воздействий.
В ходе реализации системы развивающего обучения особое внимание уделялось содержанию образования, формам деятельности и совместности на ступенях образования, соответствующих этапам развития субъекта.
Ступень образования Начальная Средняя Старшая
Задача развития Освоение учебной деятельности – развитие субъекта учебной деятельности Перерастание субъекта учебной деятельности в субъект саморазвития и самообразования Перерастание субъекта саморазвития и самообразования в субъект собственной учебной деятельности и жизнедеятельности (профессиональной, культурной деятельности)
Ведущая деятельность Учебная деятельность Исследование. Проектирование.
Мотивация Работа с противоречиями в картине мира Мотив самостановления Стремление к социальному признанию, к самореализации в различных сообществах
Формы общности Учебное сотрудничество
По системе развивающего обучения в СОШ № 13 работали: в начальной школе – Неустроева В.В., Еремеева И.М., Дашимолонова С.Б., Дианова Р.А., Финиченко Т.А., Тимерханова Г.К., Муллахметова Г.П., Варицкая И.В., Васильева Г.М., Бронникова О.Г.;
в основной школе – Степанова Н.В.. Прушенова Е.И., Крашевская Г.Л., Сафонова В.К., Клейнова О.П., Осипова Е.Б., Кобытева Г.П., Шмидт Е.В., Заречнева Л.Л., Сакал О.Б.,
Осадчая А.Г. Все учителя прошли курсовую подготовку в г. Москве и г. Томске.
Классы развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова были открыты в 1992г., первые выпускники окончили 11 классов в 2003г. Всего было 9 выпусков, обучающихся в них 171 чел., из них было 6 медалистов. Классы развивающего обучения по системе Л.В. Занкова открылись в 1996 г. и первые выпускники окончили 11 классов в 2007г. Всего было 5 выпусков, обучающихся в них 117 чел., среди них 6 медалистов. Результаты обучения детей в развивающих классах показали высокий уровень в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах. Уровень развития интеллекта у них выше, они способны к анализу, умению аргументированно рассуждать и излагать свою точку зрения, а также нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения. Методики развивающего обучения способствуют снижению фактора закомплексованности учащихся, развитию их самооценки, успешной социализации в обществе и умению ориентироваться в его неопределенностях.
Введение ФГОС НОО и ООО не стало для учителей СОШ № 13 неожиданностью, так как они овладели компетенциями учителей развивающего обучения и идеей системно-деятельностного подхода как основы ФГОС.
Основными методическими принципами современного урока являются:
• субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
• метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
• деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
• рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
• импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Эти принципы лежат как в основе развивающего обучения, так и в основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Свой опыт работы по реализации программы развития СОШ № 13, развивающего обучения, федеральных государственных образовательных стандартов НОО, ООО и сотрудничества с вузами и другими общественными организациями в классах экономического профиля представили учителя в форме Мастер-класс на республиканской конференции, посвященной 120-летию Выготского Л.С.» Субъективация образовательной деятельности обучающихся в условиях современного образования»:
1. Системно - деятельностный подход в обучении младших школьников, учитель начальных классов Еремеева И.М.;
2. Социальная ситуация развития ребенка, учитель начальных классов Дашимолонова С.Б.;
3. Взаимодействие учителя и ученика на этапе проектирования учебной задачи на уроках литературы, учитель русского языка и литературы Степанова Н.В.;
4. Организация сотрудничества с ВУЗами и другими общественными организациями в классе экономического профиля, учитель русского языка и литературы, классный руководитель в классе экономического профиля Попова Л.Л.;
5. Преподавания математики в классах экономического профиля, учитель математики Яковлева Н. С.