Лабораторная работа. Изучение закона Ома для участка цепи.
31
Методическая разработка
открытого урока по физике.
Лабораторная работа. Изучение закона Ома для участка цепи.
10 класс
Учитель физики Иванченко Галина Николаевна.
Пос. Жалагаш, Кызылординская область, Казахстан
22.02.2017 год
Лабораторная работа № 8. Изучение закона Ома для участка цепи.
Цель работы: установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи.
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник питания напряжением 4 В, набор из трёх резисторов сопротивлениями 100 Ом, 200 Ом, 300 Ом, реостат, ключ замыкания тока, соединительные, виртуальная физическая лаборатория программа «Eleсtron.exe»?
Ход урока
Орг. момент.
2.Откройте тетради и запишите тему урока: « Лабораторная работа № 8. Изучение закона Ома для участка цепи.
На предыдущем уроке вы познакомились с физическими величинами: сила тока, плотность тока, электродвижущая сила, источники тока. Повторим домашнее задание.
Выберите правильный ответ
Ученики выполняют задание, отвечают на вопросы тестов:
Задание № 1
1. Электрическим током называют:
А. Движение электронов по проводнику
Б. Упорядочное движение электронов по проводнику
В. Упорядочное движение электрических зарядов по проводнику
2. Какие превращения происходят в гальванических элементах, элементах Вольта, аккумуляторах?
А. Внутренняя энергия превращается в электрическую
Б. Химическая энергия превращается в электрическую
В. Электрическая энергия превращается в механическую
3. Для получения электрического тока в проводнике необходимо:
А. Создать в нем электрические заряды
Б. Разделить в нем электрические заряды
В. Создать в нем электрическое поле
4. За направление электрического тока в цепи принято направление:
А.От отрицательного полюса источника к положительному
Б.От положительного полюса источника к отрицательному
В.По которому перемещаются электроны в проводнике
5.Что представляет собой электрический ток в металлах и какое действие тока на проводник используется в электрических лампах?
А.Упорядочное движение электрических зарядов, химическое
Б. Упорядочное движение положительно и отрицательно заряженных ионов, магнитное
В. Упорядочное движение электронов, тепловое
6. Прибор для измерения силы тока называется:
А.Барометр
Б. Гальванометр
В. Амперметр
7. Формула для определения силы тока:
А. I = q / t
Б. I = q t
В. I = t /q
8. Выразите 0,025 А в миллиамперметрах
А.250 мА
Б. 25 мА
В. 2,5мА
Проверьте ответы:
Задание № 1
Выполните тренировочные вопросы и задания, продолжив предложения:
Сила тока - это :
Единицы силы тока:
Электродвижущая сила- это:
Источники тока:
4.Скажите какие физические величины, определяют электрический ток в цепи?
Сила тока, напряжение, сопротивление.
На сегодняшнем уроке нам необходимо решить следующую задачу:
выяснить, как зависит сила тока на участке цепи от приложенного напряжения и величины сопротивления одновременно. Это является главной целью нашего урока.
Работу на сегодняшнем уроке будем проводить по этапам.
Сначала установим зависимость силы тока от напряжения, запишем математически эту зависимость и проверим на опыте.
Второй этап будет состоять в установлении зависимости между силой тока и сопротивлением, при постоянном напряжении; запишем результаты в таблицу, сделаем вывод о характере этой зависимости.
На третьем этапе мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.
Ребята, зависимость силы тока от напряжения и сопротивления была впервые установлена немецким ученым Георгом Омом в 1827 году, и поэтому носит название закона Ома для участка цепи.
Давайте с вами посмотрим, как же все-таки устанавливается эта зависимость между I, U и R.
5.Итак, сила тока прямо пропорциональна напряжению. А так ли это?
Убедимся в этом на опыте.
Задание 1.
Установите связь между силой тока , напряжением и сопротивлением участка цепи.
На демонстрационной доске виртуальной лаборатории соберите электрическую цепь:
начертите схему по рис.13.7 учебника, стр 390 в тетради.
сказать из чего состоит цепь: источник тока, резистор, ключ, амперметр, вольтметр
Измерить напряжение на концах проводника. Какую силу тока показывает амперметр?
Увеличить напряжение. Изменились ли показания амперметра?
Да, сила тока в цепи изменилась.
Запишем полученные результаты в таблице.
№
R, Ом
I, А
U, В
U/R
1
2
3
Вывод: U/R.
.
Задание 2.
Определите сопротивления участка цепи, пользуясь законом Ома.
Теперь перейдем ко второму этапу наших рассуждений. начертите схему по рис.13.8 учебника, стр 390 в тетради. Вычислите сопротивление.
Начертим таблицу в тетрадь и будем ее заполнять по ходу опыта.
U, В
I, А
R, Ом
Сейчас в цепь включен проводник сопротивлением 0,4 Ом, подано напряжение 4В. Какой ток в цепи?
10 А
Увеличим сопротивление в 2 раза, не меняя напряжение, какой ток в цепи сейчас?
5 А
Итак, глядя на таблицу, что можно сказать о зависимости между силой тока и сопротивлением?
Эта зависимость обратно пропорциональная.
Вывод: I ~ 1/R
Итак, вот мы и подошли к третьему этапу.
Задание 3. Определите напряжение на участке цепи, пользуясь законом Ома. Начертите схему по рис.13.9 учебника, стр 390 в тетради.
Мы уже знаем две зависимости. И теперь мы объединим эти зависимости в одну формулу, найдем напряжение U=IR. Сделайте вывод.
Пользуясь этим законом, мы можем рассчитать силу тока, зная напряжение и сопротивление, то есть, зная две величины мы всегда можем найти третью.
Задание 4. Начертите схему по рис.13.9 учебника, стр 391 в тетради.
Итак, ребята, между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?
между силой тока, напряжением и сопротивлением.
Как зависит сила тока от напряжения?
Прямо пропорционально.
Как зависит сила тока от сопротивления?
обратно пропорционально. Сделайте вывод.
6. Закрепление материала
Динамическая пауза "Отгадать слова"
РЕМАП (единица физической величины) АМПЕР
ЛУНОК (единица физической величины) КУЛОН
РОЗОЛТИЯ (тело, которое сделано из диэлектрика) ИЗОЛЯТОР
НОРТКЕЛЭ (частица, обладающая самым маленьким зарядом в природе) ЭЛЕКТРОН
Рефлексия.
Ребята, что сегодня вы узнали на уроке?
1. Сила тока.
2. Характеризует электрический ток в проводнике.
3. I
4. 13 EMBED Equation.3 1415 ампер.
1. Сопротивление.
2. Характеризует сам проводник.
3. R
4. 13 EMBED Equation.3 1415Ом.
1. Напряжение.
2. Характеризует электрическое поле.
3. U
4. 13 EMBED Equation.3 1415вольт.
8. Запишите домашнее задание: §9.3
9. Подведение итогов урока.
Контрольные вопросы
1. Что такое электрический ток?
2. Дайте определение силы тока. Как обозначается? По какой формуле находится?
3. Какова единица измерения силы тока?
4. Каким прибором измеряется сила тока? Как он включается в электрическую цепь?
5. Дайте определение напряжения. Как обозначается? По какой формуле находится?
6. Какова единица измерения напряжения?
7. Каким прибором измеряется напряжение? Как он включается в электрическую цепь?
8. Дайте определение сопротивления. Как обозначается? По какой формуле находится?
9. Какова единица измерения сопротивления?
10. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Оцените свою деятельность на уроке
Задание
Баллы
1тесты
2 №1
3 №2
4 №3
5 №4
Итого:
10-15 баллов – «3»
15-20 баллов - «4»
20-25 баллов – «5»
Рисунок 1