Урок «Исследование зависимости давления твердых тел».
«Исследование зависимости давления твердых тел».
Цель урока: Проверка знаний, сообразительности, умение логически маслить
На столе: четыре яйца одинакового размера (желательно вареных), кассетница для яиц, картонка, две гири по 1 кг
Поставьте четыре яйца в ячейки кассетницы, расположив их симметрично.
Положите на яйца картонку.
Поставьте на картонку тяжелые предметы, например, пластиковые бутылки, наполненные водой или стопку книг.
Так почему конструкция не разрушилась?
Объяснение: Выпуклая форма яйца и большая площадь опоры (поперечное сечение яйца) делают давление на скорлупу незначительным.Не только физика: прочность выпуклой конструкции используется архитекторами при проектировании куполов, мостов. Куполообразные своды прочнее плоских. Где у нас в городе есть куполообразные своды? Церковь Сретения Господня и Кафедральный собор в честь Преображения Господня.
Сообщение (ученик) От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах. Купола обладают рядом преимуществ, которые делают их уникальными архитектурными сооружениями. Купола обладают большой несущей способностью, причем, чем больше купол, тем она выше. Простые сооружения создаются очень быстро из достаточно лёгких элементов силами небольшой строительной группы: структуры до 50 метров собираются даже без строительного крана. Купола также обладают идеальной аэродинамической формой, благодаря чему их можно возводить в ветреных и ураганных районах
Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке ?Учащиеся отвечают (Исследование зависимости давления твердых тел)
На столе бруски
Два бруска, у которых одинакова площадь опоры, но разный вес.
Два одинаковых бруска по весу, но разной площадью опоры.
Сделайте вывод: От каких величин зависит давления? (От силы давления и площади опоры)
Интерактивная доска (работаем с презентацией)
Скажите вы когда-нибудь видели выступление йога?
Так вот, йог может выспаться на постели, из которой торчат 10 000 гвоздей. Легче ли будет ему заснуть, если из постели будет торчать только один?
Один у доски (К. Ф. слайд 5) (Раздать карточки-картинки). Первый вариант отбирает себе те карточки, на которых есть приспособления для увеличения давления, а второй вариант – для уменьшения давления. (Дети работают). Проверяем, называя и комментируя вслух.
Зависимость давления от площади опоры и величины действие силы имеет огромное значение на практике
Сообщение ребенка на примере Останкинской телебашни
высота которой 533 м, а масса 51 400 т Давление фундамента Останкинской телебашни на почву – 2,7∙105 Па
(К. Ф. слайд 10 (Рассчитаем давление разных тел) Сравнить и сделать вывод15000, 1500, 2250000, 50000, 300000000, 500000, 30.
Ковер, лыжи, стоя, трактор, слон, идет, поезд, пчела.
Экспериментальная часть
«Исследование зависимости давления твердых тел».
(Работают в группах или парах)
Определить зависимость давления твердого тела от силы давления при неизменной площади опоры.
Для того чтобы выполнить задачу исследования
Определить массу ученика , а затем измерим массу ученика с гантелями 7 и 14 кг на электронных весах, не меняя его площадь опоры. (Площадь опоры взять из домашней работы)
Масса (m), кг Cила (F=m*g), Н Площадь опоры(S) м2 Давление(Р=F|S),Па
m1 F1 Р1m2 F2 Р2m3 F3 Р3
Сделайте вывод:
2. Определить зависимость давления твердого тела от силы
Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка.
Ход опыта:
Измерьте длину и ширину основания бруска.
а=
в=
Вычислите площадь основания.
S=
Измерьте вес бруска
F=
Вычислите давление бруска, оказываемое им на поверхность стола.
Р=F|S
Положите груз на брусок и вычислите давление бруска с грузом на поверхность стола.
Р1= F1|S
Добавьте еще один груз и повторите вычисления.
Р2= F2|S
Сделайте вывод о полученной зависимости.
3.Определение зависимости давления твердого тела от площади опоры при неизменной силе
Оборудование: 3 деревянных бруска, динамометр, линейка.
Ход опыта:
Измерьте вес бруска.
F=
Измерьте длину, ширину брусков
Найдите площади брусков
S1=
S2=
S3=
Вычислите давление брусков в трех положениях, оказываемое им на поверхность стола.
Р=F/S1,
Р=F/S2,
Р=F/S3,
Сделайте вывод:
4. Исследование давления твердых тел, формы и прочность.
Оборудование: две половинки яичной скорлупы и иголка.
Ход опыта:
Возьмите одну половинку яичной скорлупы и иголку.
Проткните скорлупку шилом изнутри.
Возьмите вторую половинку яичной скорлупы.
Проткните скорлупку шилом с выпуклой стороны.
Сравните усилия в обоих случаях.
Сделайте вывод о прочности конструкции.
Оборудование: четыре яйца одинакового размера (желательно вареных), кассетница для яиц, картонка, гири
Ход опыта:
Поставьте четыре яйца в ячейки кассетницы, расположив их симметрично.
Положите на яйца картонку.
Поставьте на картонку тяжелые предметы, например, пластиковые бутылки, наполненные водой или стопку книг.
Сделайте вывод о прочности конструкции.
5.Сравнить давление двух разных брусков
Измерьте вес брусков.
F1=
F2=
Измерьте длину, ширину брусков
Найдите площади брусков
S1=
S2=
Вычислите давление брусков, оказываемое им на поверхность стола.
Р1=F1/S1,
Р2=F2/S2
Сделайте вывод:
Работа по презентации
Тест (самопроверка)
В заключении: мыльные пузыри ??? В детстве все любили пускать пузыри кое-кто и сейчас, не против этим позаниматься, а задумывались ли вы как он образуется? Об том мы узнаем на следующем уроке.