Межпредметные связи в процессе изучения химии в 8-9 классах
Гарифулина Г. И. учитель химии
МАОУ СШ №151 с углубленным
Изучением отдельных предметов
Межпредметные связи в процессе изучения химии в 8 – 9 классах
Реализация межпредметных связей при изучении химии является одной из форм логического повторения, углубления и совершенствования приобретенных знаний. Поскольку межпредметные связи обеспечивают привлечение учащимися на уроках знаний из области других предметов, важно с учетом требований программ выделить наиболее общие, устойчивые и долговременно действующие межпредметные понятия. Примером таких понятий могут быть понятия о составе, строении, химических свойствах и биологических функциях веществ. При отборе и использовании межпредметной информации важно не нарушить логику построения учебных предметов и не допускать перегрузки их содержания. Способы привлечения знаний из других предметов различны. Можно предложить учащимся при подготовке к занятиям восстановить в памяти ранее изученные вопросы. В отдельных случаях учитель при изложении нового материала сам напоминает сведения, полученные при изучении других предметов, включая при этом учащихся в активную беседу. Опыт учителей показывает, что установление взаимосвязей между предметами успешно проходит при включении в содержание урока (или в задание на дом) примеров и задач межпредметного характера. Для того, чтобы успешно реализовать межпредметные связи в учебной деятельности, учитель химии должен, прежде всего, овладеть содержание соответствующих дисциплин. Я рассмотрела возможности включения межпредметного материала в содержание конкретных уроков темы «Подгруппа углерода».
Урок на тему «Углерод. Аллотропия. Адсорбция»
На этом уроке подробно рассматриваем биологическую роль химического элемента углерода. Прежде всего, на основе изучения особенностей строения атома (связь с курсом физики) выясняем с учащимися, чем обусловлено и в чем заключается уникальное положение углерода в живой природе в отличие от кремния (связь с курсом биологии). При изучении аллотропных модификаций углерода можно познакомить учащихся с понятием анизотропии кристаллов, отметив, что с ними они встречаются на уроках физики в Х классе. Кроме того, изучение явления адсорбции позволяет более подробно информировать девятиклассников о его практическом применении, и, прежде всего, в медицине, а при знакомстве учащихся с сажей – вечным спутником человека в повседневной жизни – наряду с ее большим практическим значением, целесообразно осветить негативное влияние сажи на экологию города и отметить ее канцерогенные свойства (связь с курсом биологии).
Урок на тему «Оксиды углерода»
На уроке большое значение придаем реализации сопутствующих и перспективных связей изучаемого материала с курсом биологии, так как его содержание позволяет рассмотреть физиологические свойства и роль оксидов углерода в природе. При рассмотрении токсичных свойств угарного газа важно объяснить механизм его отравляющего действия, признаки отравления и перечислить необходимые меры по оказанию первой помощи. Изучая свойства углекислого газа можно обобщить и расширить знания учащихся о его роли в жизни растений (фотосинтез), животных и человека (CO2 как продукт дыхания, возбудитель дыхательного центра, токсичное вещество при повышенном содержании в воздухе).
Урок на тему «Краткие сведения о кремнии и его соединения».
При рассмотрении биологической роли кремния в природе реализуем сопутствующие и перспективные связи с курсом биологии. Кроме того, можно поставить и решить комплексную проблему: почему элементы одной подгруппы – углерод и кремний – образуют оксиды, резко различающиеся по физическим свойствам? Для ее решения необходима реализация как внутрипредметных, так и межпредметных связей с курсом физики. Решение этой проблемы еще раз убеждает учащихся в зависимости свойств веществ от особенностей их строения. Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Последнее осуществляется с учетом вида урока с межпредметными связями:
Фрагментарный, когда используется лишь фрагменты, отдельный этап урока требует реализации связей с другими предметами;
Узловой, когда опора на знания из других предметов составляет необходимое условие усвоения всего нового материала или его обобщения в конце учебной темы;
Синтезированный, требует синтеза знаний из разных предметов на протяжении всего урока и специально проводится для обобщения материала ряда учебных тем или всего курса.
Для проведения уроков с межпредметными связями необходимо составление подробных поурочных планов. В них необходимо показать: 1) когда и на каком этапе урока; 2) как и какими способами включаются знания из других курсов при изучении или закрепления учебного материала. Поурочное планирование может быть выполнено в виде плана-конспекта.
Конкретные примеры о методах реализации межпредметных связей
Вопросы межпредметного содержания:
а) Вспомните (из курса географии) основные месторождения в России:
- Алмаза - Поваренной соли - Каменного угля
б) Вспомните определение (из курса физики) иона. К уроку 3 «Угольная кислота и ее соли», лабораторный опят 7.в) Вспомните (из курса биологии) сущность фотосинтеза. К уроку 2 «Оксиды углерода».
Межпредметные задачи:
а) В чем основное отличие структуры и физических свойств кристаллических и аморфных (стеклообразных) тел? При ответе используйте сведения, полученные из курса физики.б) Какое свойство угольной кислоты вы будете привлекать для ответов на вопросы: - Как доказать, что данное вещество является солью угольной кислоты? К уроку 3 «Угольная кислота и ее соли». - На каком свойстве основано применение питьевой соды в медицине для снижения кислотности желудочного сока? (из курса биологии, анатомии) К уроку 3. - Почему известняк (в размолотом виде) применяют для уменьшения кислотности почвы (известкование почвы)? (из курса географии, биологии) К уроку 3 «Круговорот углерода в природе»
Домашнее задание межпредметного характера.
а) Подготовьте реферат на тему «Парниковый эффект и углекислый газ» (из курса географии – «Загрязнение атмосферы – одна из глобальных проблем человечества»). К уроку 2 «Оксиды углерода».
б) Составьте кроссворд на тему «Подгруппа углерода».
Примерный кроссворд:
Самый большой из всех алмазов.
Одна из аллотропных модификаций углерода.
Ученый, впервые получивший углекислый газ.
Основная составная часть природного горючего газа.
Соединение углерода с кремнием.
Процесс поглощения углекислого газа растениями на свету.
Соединения углерода с металлами.
Элемент 4 группы, главной подгруппы имеет относительную массу 12,011, порядковый номер 6.