Доклад Межпредметные связи при преподавании курса Основы православной культуры
Межпредметные связи на уроках курса «Основы православной культуры»
Проблеме межпредметных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между дисциплинами говорится в трудах выдающихся педагогов 18-19 веков Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г. Песталлоции, И.Ф. Гербарта, а также в трудах русских просветителей 19-20 веков В.Г.Белинского, В.Ф.Одоевского,
К.Д.Ушинского. Новая волна интереса к проблеме межпредметных связей не спадает и сегодня. Связь между дисциплинами - одно из основных требований дидактики. Межпредметные связи - это связи между понятиями в различных дисциплинах. Курс «Основы православной культуры» не исключение. Изучение любой темы этого курса можно дублировать, осуществляя эту связь, наибольшую я вижу с литературой, историей, обществознанием и ИЗО.
Литература. Наша классическая литература полна примеров, описывающих жизнь православных людей, законы и заповеди Божьи. Энциклопедией по этому вопросу я считаю роман И.С.Шмелёва «Лето Господне», отрывки из которого я часто зачитываю детям. Название глав говорит само за себя: «Великий пост», «Великая суббота», « Пасха», «Троицын день», «Спас», «Царица небесная» и другие. Учитывая, что повествование идёт от имени ребёнка, четвероклассникам это хорошо понятно. При изучении темы «Монастырь» я знакомлю ребят с эпизодами из романа « В лесах и на горах» Мельникова - Печерского, описывающими быт монастыря, рассказываю о том, как я сама гостила в монастырях, показываю фотографии, и они уже имеют представление о том, как живут люди, посвятившие свою жизнь Богу. Окончив начальную школу, перейдя в среднее звено, а впоследствии и в старшее на уроках литературы они прочтут «Житие преподобного Сергия Радонежского» (6 класс), «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим» (7 класс), «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (7 класс), другие произведения, изучаемые в разделе «Древнерусская литература», а этот раздел присутствует в программе по литературе во всех классах, стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел» и другие, «Чистый понедельник» И.А.Бунина, «Борис Годунов» А.С.Пушкина, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, и я уверена, что обязательно вспомнят наши уроки.История. Этот предмет тесно взаимосвязан с нашим курсом. В пятом классе изучаются темы «Возникновение христианства» и «Первые христиане». Впоследствии на уроках истории первоначальные знания о православии и его культуре пополняться будут регулярно. Назову лишь несколько тем: «Крещение Руси», «Святой князь Владимир», «Церковный раскол», «Новая династия. Михаил Фёдорович Романов», «Реформы Петра Великого», «Особенности политической системы СССР»…
Кроме того, в процессе изучения истории уделено немалое внимание культуре, быту, обычаям и нравам, искусству (иконопись, мозаика, архитектура).
ИЗО Урок №15 «Икона» я начинаю с экскурсий, сначала в школьный музей, чтобы показать и рассказать, что такое божница, а потом в кабинет ИЗО, в этом кабинете на самом видом месте висят портреты художников и иконописцев, в том числе и Андрея Рублёва. В данном кабинете имеется много репродукций с картин, которые по моей рекомендации учитель представляет учащимся («Боярыня Морозова» Сурикова, « Явление Христа народу» Иванова, «Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского» Новоскольцева, «Призыв Кузьмы Минина» Маковского «Светлая Пасха» Каверзнева, «На троицу» Абакумова… Разумеется, что об всех этих картинах рассказываю и я, тем более, что мне посчастливилось лицезреть эти картины в лучших музеях нашей страны.
Основы духовно- нравственной культуры народов России. Это новый предмет по ФГОСам в 5 классе. Не возникнет ни единого вопроса о межпредметной связи с курсом «Основы православной культуры», если посмотреть на программу этого предмета. Приведу в пример несколько тем: «Нравственный поступок», «Золотое правило нравственности», «Стыд, вина и извинение», «Духовные традиции русского народа», «Честь и достоинство», «Любовь и уважение к отечеству»
Обществознание. У курса «Основы православной культуры» с этим предметом так же видна явная связь. Проведу аналогию:
Основы православной культуры Обществознание
«Россия – наша Родина» «Наша родина – Российская Федерация. Государственные символы России»
«Культура и религия» «Вера и неверие» (ФГОС, 5 кл)
«Совесть и раскаяние» «Что значит быть честным?» (ФГОС, 5 кл)
«Золотое правило этики» «Человек и культура»
«Зачем творить добро?» «Милосердие», «Добро и зло» (ФГОС, 5 кл)
Заканчивая своё выступление, я не буду говорить о большой важности и полезности нашего курса для учащихся, его роли в будущей жизни наших детей, это всем явно и давно известно. Это и подтверждает неразрывная связь с другими предметами, изучаемыми в российских школах.