Рассказ и беседа на уроках технологии как средство развития кругозора учащихся


«РАССКАЗ И БЕСЕДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРУГОЗОРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Трудовая политехническая подготовка в начальных классах общеобразовательной школы –органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся. Она имеет целью:
а).формирование элементов обобщённых технико-технологических и организационно-экономических знаний;
б).формирование начальных общетрудовых и специальных умений (преимущественно в сфере ручного труда), основ трудовой и экологической культуры;
в)воспитание трудолюбия и навыков культуры труда;
г)развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей, повышения кругозора иучащихся.
Особое внимание при этом обращается на развитие у детей основ конструкторских умений и способностей в процессе выполнения практических работ на уроках технического труда, на проведение опытнической работы по выращиванию растений на уроках сельскохозяйственного труда. Условием для достижения этих задач является умственное развитие детей, повышение их самостоятельности в выполнении трудовых заданий.
Важно так организовать занятия, чтобы дети сами участвовали в выборе изделий, которые им предстоит сделать, составляли план выполнения задания, используя элементы графической грамоты, производили расчёт необходимых для работы материалов.
Учебный материал распределён по разделам и темам программы: работа с бумагой и картоном, работа с тканью, работа с разными материалами, техническое моделирование, сельскохозяйственный труд.
Трудовое обучение носит развивающий характер. Развивающее начало трудовой политехнической подготовки включает «развитие и воспитание на уроках технологии: умственное, нравственное, эстетическое,физическое», развивает кругозор учащихся.Такой комплексный подход к определению целей трудового обучения требует от учителя при подготовки и проведении каждого урока отчётливо и точно определять, в чём будет заключаться продвижение каждого школьника в умственном развитии и какие нравственные качества дети приобретут или закрепят в процессе и в результате трудовой деятельности (взаимопомощь, ответственность за общую работу, коллективизм).
На каждом уроке технологии происходит расширение политехнического кругозора учащихся, применение в труде знаний и умений, полученных на других уроках, развитие представлений о различных инструментах и материалах,приобретение технических сведений о свойствах материалов, действии инструментов; умение связывать свой трудовой опыт с трудом старших, с предметным и производственным окружением, с доступным пониманию детей развитием техники.Всё это может реализовываться на уроках во время проведения бесед, рассказов учителя.
Когда на уроках технологии учащиеся занимаются обработкой тех или иных материалов, они познают их технологические свойства.Эти знания дополняются информацией учителя о промышленных производствах, которые занимаются изготовлением и обработкой данных материалов.Например, если учащиеся работают с бумагой и картоном, то речь на уроке может идти о видах бумаги и картона(писчая, для печати, чертёжно-рисовальная, обложечная,настольная, папиросная, гофрированная,специальные виды технической бумаги(наждачная,металлизированная), белый, древесный картон и его заменители,о свойствах: прочность, непрозрачность-прозрачность, способность впитывать печатную краску, водоустойчивость; о лесодобывающей, целлюлозной, бумажной, полиграфической промышленности,следовательно,и о профессиях людей, занятых в них. Работая с тканью, учащиеся получают первоначальные сведения об изготовлении тканей, ниток, тесьмы, лент, об их классификации, узнают, что ткани сотоят из отдельных нитей, тесно переплетённых между собой. Нити (пряжа) представляют собой скрученные волокна. Они могут быть натуральными, искусственными,синтетическими.Отсюда ткани и волокнистые материалы, изготовленные из пряжи соответствующих волокон, делятся на две группы: натуральные и искусственные. Дети составляют коллекции ниток, тканей и других текстильных материалов, узнают о хлопководстве,льноводстве, овцеводстве, о прядильном и ткацком производствах.
Основная задача учителя при прохождении темы «обработка древесины» -рассказать школьникам о применении древесины в народном хозяйстве, технике и быту, о промышленной обработке древесины, подчеркнуть значение сохранения и пополнения лесных ресурсов нашей страны. Эта задача тесно связана с воспитанием у детей бережного отношения к лесным насаждениям.
Учитель, используя рассказ, беседу,презентацию, видео, должен показать детям долгий и сложный путь от растущего в лесу дерева до получения изделий из древесины.
Красивые и нужные изделия можно изготовить на уроках технологии в начальных классах их фольги, станиоля, тонкой жести, мягкой проволоки, применяя чеканку, плетение. При работе с мягким металлом учащиеся практически узнают свойства металла. Они убеждаются, что некоторые металлы мягкие, пластичные, другие упругие, третьи твёрдые и хрупкие; металлы прочны, не горят, быстро прогреваются и передают тепло, проводят электричество.
Кроме беседы о чеканке как древнем виде прикладного искусства, можно провести беседу об истории использования человеком металла и о способах его обработки(ковка, отливка, механическая обработка, прокат).
Работа по техническому моделированию с конструктором даёт возможность расширить технический кругозор детей. Выполняя модели транспортных средств, подъёмных и других механизмов, дети постепенно приобретают навык вычленения необходимых деталей, установки места соединения деталей, усваивают навык- чтения графической инструкции.В процессе этой работы обогащается словарь: дети усваивают смысл слов, обозначающих пространственные признаки предметов, пространственные отношения предметов.
Содержание рассказов, бесед на уроках технологии расширяет политехнический кругозор учащихся, даёт возможность применять в жизни знания и умения, полученные по программе, формирует у детей представление об элементах современной техники, содействует воспитанию их в духе трудолюбия, уважения к труду и людям труда.