Конспект урока: «Постановка учебной задачи: «Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков?» (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Конспект урока: «Постановка учебной задачи:
«Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков?»
(система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Учебный предмет
Русский язык

Место проведения
СОШ – филиал ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления»

Уровень
Школьный

Класс
2 Б

Дата проведения
17.10.2016 г.

Учитель
Самсоненко Алексей Владимирович

Цели урока
Образовательная – создать условия для получения новой информации, формировать умения определять позиции у согласных звуков;
Развивающая: совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; формировать универсальные учебные действия; умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка; определять способы взаимодействия с учителем и сверстниками;
Воспитательная – воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку, уважение друг к другу, умение работать в паре, группе, толерантность по отношению к другим.

Технологии и методы
Деятельностный, исследовательский методы обучения, интерактивные, здоровьесберегающие технологии.

Основные понятия, термины
Позиционное чередование, гласные звуки, твердые и мягкие согласные

Тип урока
Урок постановки и решения учебной задачи, открытие нового знания

Планируемый результат


Предметные УУД
учебно-языковые умения:
- умение записывать слова звуками;
- выделять «новую» сильную позицию согласного;
- знакомство с сильными и слабыми позициями у согласных;
- умение выделять сильные и слабые позиции в словах;
- умение строить высказывания в научном стиле;


речевые умения:
-строить высказывания в соответствии с речевыми нормами.
Личностные УУД
-оценивать свои достижения; осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- ставить и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в системе знаний (определять границы знания/незнания);
- формулировать учебную задачу;
-проводить анализ с выделением существенных признаков;
- делать умозаключения и выводы;
- моделировать открытые свойства;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные:
сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи;
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.

Организация пространства

Формы работы
Ресурсы

Фронтальная
Работа в парах
Групповая работа
Индивидуальная работа
Книгопечатная продукция: В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова «Русский язык», 2 класс (ч. 1); И. П. Старагина, Т. В. Некрасова «Рабочая тетрадь», 2 класс.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, планшеты с маркером для групповой работы.

Технология обучения

Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Организационный момент
Регулятивные УУД:
-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;
- формирование умения осуществлять самоконтроль;
Личностные УУД:
- самоопределение к деятельности.

Учитель приветствует учащихся:
-Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Все готовы, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
-Проверим готовность к уроку.
-Сегодня на уроке нам предстоит очень важная и интересная работа. Мы с вами вместе сделаем открытие, будем исследователями. Для этого нам необходимо подготовить своё рабочее место. Положите перед собой сигнальные карточки.
Знакомство с цветными карточками:
- во всем разобрался
- были трудности
- нужна помощь

Ученики приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.


Знакомятся с цветными карточками:
- во всем разобрался
- были трудности
- нужна помощь



2. Создание «ситуации успеха»; актуализация знаний
Предметные УУД:
записывать предложения под диктовку; находить несоответствия звука и его обозначения буквой; определять возможности обозначения разных гласных звуков одной буквой.
Познавательные УУД
-ориентирование в своей системе знаний;
- анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение слушать и понимать речь других.



- Запишите предложение под диктовку учителя (один ученик работает у доски): На деревьях лежит иней.


- Ребята, все ли согласны с записью предложения?

- Почему мы записали с пропуском?

- Почему не знаем?


- В каких случаях гласные звуки находятся в сильной позиции?

- А в каких случаях гласные звуки находятся в слабой позиции?
- Какую позицию сильную или слабую можем обозначить буквой на письме без проверки?

- А где вынуждены пропускать?

- Как будет называться место, где пропускается буква?

- А что такое орфограмма?


- Молодцы! Усвоили тему. Научились определять позиции гласных звуков.
Дети записывают слова под диктовку.
Один ученик работает у доски.
На д_ревь_х л_жит ин_й.
- Да, согласны. Предложение записано верно.
- Не знаем как обозначить гласный звук на письме.
- Позиция гласного звука слабая, и мы не знаем какую букву выбрать для обозначения звука.

- Под ударением. А также звук [у] всегда стоит в сильной позиции.

- Без ударения.


- Сильную.

- Где звук в слабой позиции.

- Орфограмма.

- Место в слове, где есть выбор в обозначении звука буквой.




3. Ситуация “разрыва”
Предметные УУД:
записывать предложения под диктовку; находить несоответствия звука и его обозначения буквой; определять возможности обозначения разных согласных звуков одной буквой.
Познавательные УУД:
-осознать несоответствие звука и буквы, соотнести их со словами;
- речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполняют применительно к ним
операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
- Запишите еще одно предложение под диктовку учителя.
У пруда рос дуб.

- Как написали слово ДУБ?
(на доску записывает варианты)

- Почему по-разному?

- Кто же прав?

- Как же развеять наши сомнения?


- Как вы думаете, какая тема нашего урока?


- Чем же будем заниматься сегодня на уроке?


Дети записывают предложения самостоятельно в тетради.

ДУБ, ДУП (обсуждение)


- Мы не знаем позиции согласных.

Выслушиваются мнения детей.

- Надо познакомиться с позициями согласных звуков и выяснить, есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции.
- Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?

- Наблюдать за согласными звуками и выяснять, какая позиция сильная и слабая.












4. Фиксация проблемы в виде модели
Предметные:
- фиксировать особенность позиционного чередования гласных звуков; анализировать звуковой состав слова.
Познавательные УУД:
– моделировать выделенные свойства понятия; анализировать с целью выделения
существенных признаков, устанавливать причинно- следственные связи, делать умозаключение.
Коммуникативные УУД:
-определять правила работы в группах;
слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии
с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Чтобы не забыть сам вопрос, давайте его укажем на схеме. Поработаем в группах. Ваша задача – зафиксировать этот вопрос в виде схемы.
Проверка: представитель каждой группы выходит к доске с планшетом и показывает результат работы.
Учитель фиксирует моделью ответы детей:

?




- Разные мнения.
В результате ребята выбирают самую удобную и правильную схему.

5. Физминутка




6. Этап решения частных задач
Предметные УУД:
- фиксировать особенности чередования согласных звуков в зависимости от позиции; анализировать звуковой состав слова.
Познавательные УУД:
– моделировать выделенные свойства понятия; анализировать с целью выделения
существенных признаков, устанавливать причинно- следственные связи, делать умозаключение.
Коммуникативные УУД:
- определять правила работы в парах; слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи в соответствии
с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Запишем в транскрипцию слово годы. (учитель пишет на доске)
- А теперь измените его так, чтобы оно называло один предмет. Запишите звуковую схему. (Затем тоже самое со словами пруты – прут)
[ г о д ы] [ д ]
= =
·
[ г о т] [ т ] [ д ] / / [ т ]
[ п р у т ы] [ т ]
= = = =
[ п р у т] [ т ]

- Давайте сравним первые звуки, вторые, третьи
- Какие последние согласные звуки в каждой паре слов?
- Запишем их.
- Одинаковые ли они в первой паре?
- Почему? Что происходит?
- Правильно. Отметим это чередование.
- Почему звук [ д ] заменился звуком [ т ]?
- Работая в паре, попробуйте найти слово, в котором последний звук – звонкий [ д ].
- Смогли мы это сделать?
- Может ли вместо звука [ д ] появиться какой-нибудь другой звук, кроме [ т ]?
- Давайте сравним позиции чередующихся звуков. Посмотрим на «соседей» этих звуков.
- Одинаковые ли «соседи» слева?
- А «соседи» справа ?
-А теперь зафиксируем наши выводы с помощью модели. Подумайте, обсудите в паре и предложите модель.



- Можно ли одну из позиций чередующихся звуков [ д ] , [ т ] считать сильной, а другую – слабой?
- Какая из этих позиций сильная, какая слабая?

- Давайте сравним работу звуков в словах годы – пруты. Какой звук работает перед гласным?
- Значит это какая позиция согласного?

- В словах год и прут какие звуки?
- Какой звук не работает?
- Значит это какая позиция?
- Какую же позицию согласного звука можно считать сильной, а какую слабой?


- В паре составьте модель для сильной и слабой позиций согласных звуков.
На доску все представленные модели.

- Какую же выберем? Почему?
- Теперь мы будем ею пользоваться.
- Рядом со звуковыми записями сделайте буквенные.




- Можем ли мы в словах год и прут звук [ т ] обозначить буквами?
- Почему?
- Что же будем делать?
- Молодцы! Я вами довольна.

Дети работают в тетрадях.




Ответы учащихся.







Обсуждение




- Нет.
- Чередование звуков [ д ] , [ т ].

- Так как они парные.



Варианты детей.
- Нет.
- Не может. Это пара звуков по звонкости-глухости.




- Да, гласные звуки.
- Нет, то есть гласный звук, то его нет.
Графическое моделирование, (предлагают дети).






- Можно.
- Перед гласным сильная, в конце слова – слабая.



[ д ] и [ т ]
- Сильная, т.к. работает любой звук из пары.

[ т ]
[ д ]
- Слабая.


- Если после согласного стоит гласный – сильная позиция, если согласный в конце слова – слабая

1 пара к доске и объясняет выбор модели.
Обосновывают выбор составленных моделей.

Обсуждение






- Нет.

- Не знаем какую букву выбрать.

- Пропускать эти буквы, т.к. это орфограмма, и ее на слух обозначить нельзя.

7. Первичное закрепление
Предметные УУД:
- фиксировать особенности чередования согласных звуков в зависимости от позиции; анализировать звуковой состав слова.
Регулятивные УУД:
коррекция.
Коммуникативные УУД:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; коррекция действий партнера.
Познавательные УУД:
-выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия.
Установление осознанности восприятия
1) самостоятельная работа.
- А есть ли в словах крот, мед звуки в слабой позиции?
Сделайте звуковые записи этих слов и рядом буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций.
[ крот ] – кро _
[ м’от ] – ме_
- Проверяем.
- Почему звук [ т ] не обозначили буквой?

2) работа в парах.
- Упр.58: измените слова заводы, торты, народы, сети по числу, запишите оба изменения каждого слова звуками, укажите позиции последних согласных звуков. Рядом со звуковой записью сделайте буквенную с пропуском орфограмм слабых позиций.
- Проверяем.
Решение типовых задач


1 ученик работает на скрытой доске.




- Звук в слабой позиции и нельзя обозначить на письме по слуху.




1 пара на скрытой доске, остальные пары на своих местах.







Исправление ошибок.

8. Рефлексия
Предметные:
делать вывод об особенности чередования гласных звуков в зависимости от позиции.
Личностные УУД:
-оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Ребята, можем ли мы сказать, что на уроке сделали открытие?
-Какое?
- У всех согласных?
А какие это позиции?


- Как это зафиксировали на модели?

- Что вы знаете о звуках [ д ] , [ т ]?
- По какому признаку?
Работа с лентой букв.
- А какие вы еще знаете парные согласные?
- А у них будут сильные и слабые позиции или только у [ д ] , [ т ]?
- Мнения у нас разные.
- Какую же задачу нам надо поставить на следующий урок?
- А теперь возьмите сигнальные карточки.
- Оцените работу вашей пары.
- Оцените свою работу.
- Что получилось?
- Над чем еще нужно поработать?
- Да, можем.
- Мы сделали открытие о том, что у согласных звуков есть слабые и сильные позиции.
- У парных согласных [ д ] и [ т ]
- Сильная позиция, если перед гласным, слабая, если согласный звук в конце слова.



- Что они парные.
- По звонкости-глухости.


Ответы учащихся.
Обсуждение.



- Определять позиции у других парных согласных.



Работа учащихся с сигнальными карточками.

9. Домашнее задание


Д/з придумайте 10 слов со слабой позицией согласного в абсолютном конце слова


Дети записывают домашнее задание.


15ђ Заголовок 115