Исследовательская работа Прекрасный мир донских казаков


МБОУ Ёлкинская средняя
общеобразовательная школа
Исследовательская
работа
«Мой край родной, казачий край!»
Подготовила : Фоменко Ирина Андреевна
учащаяся 11 класса
Ростовская область. Багаевский район
х.Ёлкин, пер. Рязанова,10
контактный телефон: 89281902901

Руководитель: Яковлева Елена
Викторовна, учитель истории

Ростовская область, Багаевский район
х.Ёлкин, ул.Советская.8
контактный телефон: 8(86357)41-5-18



2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА
2. «КАЗАЧЬЯ ГОРНИЦА»
3.НАРОДНЫЙ ХОР КАЗАЧЬЕЙ ПЕСНИ
«ХУТОРОК»
II.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение
«Родина. Отчизна. Край родной .Отечество. Родная земля…Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладывали мы в светлое для каждого человека понятие..Да, действительно,
невозможно быть равнодушным и безразличным к большому и малому уголку земли, к родному краю, в котором родился, рос, любовался звёздным небом, восходами и заходами солнца, слушал волнующий шум деревьев и трав, птичьи песни. Для каждого человека очень дорог свой край, для нас же не дороже Ёлкинской земли…»(1)
В долине Дона у реки Подпольной,
Есть сердцу милый уголок.
Здесь дышится легко, а на душе спокойно
Родной мой Ёлкин- хуторок.
На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех. История полыхает, как громадный костёр ,и каждый из нас бросает в него свой хворост. В истории Дона и России одно из видных мест занимает тема казачества. Сейчас она весьма актуальна. Оно возрождается! Возрождается его культура, традиции и быт. Хотя, конечно, сущность казачества не в
лампасе и не в чубе ,(но всё это, безусловно, дорого казаку) и не в образе служения, а в казачьем духе, в психологии свободного человека, в независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю.
Поэтому я и решила выбрать тему: «Мой край родной, казачий край!.»Главными целями работы считаю следующие:
воспитание любви к нашей Родине-России, любви к родному краю;
расширение кругозора в процессе изучения истории возникновения Донского казачества;
привитие интереса к самостоятельной творческой деятельности;
расширение кругозора в процессе изучения казачьего быта, обрядов, обычаев языка, досуга.
В своей работе я использовала материалы, находящиеся в музее «Горнице» казачьего фольклора и быта, который создала руководитель Балалаури Таисия Григорьевна, со своим коллективом. Экспонаты находящиеся в музее были предоставлены жителями хутора Ёлкин. В работе использовались рассказы руководителя музея об обрядах, обычаях казачьего хутора Ёлкина. Таисия Григорьевна собрала этот материал по воспоминаниям старейшин и коренных жителей нашего хутора.
__________________
– Д.С.Тимошкин «Земля донская» стр.5
В этой работе нам оказал помощь казачий атаман – Подройкин Пётр Захарович, который нам предоставил нам материал по первым атаманам с 1990 года по настоящее время. Мы хотим начать летопись возрождения казачества нашего хутора. Пополнить экспонаты школьного музея.
Степью широкой!
Степью необъятной…
Там!..На воле, на тихом Дону!
Живут люди смелые,
Всё донские казаки!
Казачья песня.

О том, кто такие казаки, со времён Геродота и до наших дней спорят философы, историки, писатели. Наши предки были донскими казаками. Мы гордимся тем что родились и выросли на донской земле. Хочется написать, как Борис Куликов:
«Кто я такой? Казак донской!
Все мои предки – казаки.
Они врагов исправно били,
Пахали, сеяли, косили,
А между главным делом были
Спеть и сплясать, и выпить мастаки!»
Многие наши современные писатели-историки считают, что казаки- это сборище беглых со всех сторон России. Если вспоминать историю, как «сброд беглых» по Карамзину мог участвовать в 1380 году в Куликовской битве? А это зафиксировано в древне русских летописях. Прочитаем эти записи. «С низовья Дона пришло хорошо обученное войско народа-«званного казаны».У этого народа уже тогда были свои традиции и глубокая вера. Казаки подарили Дмитрию Донскому свою икону. А. Вигель и М.Карамзин утверждали, что в конце XV начале XVI веков на южных границах России, без её ведома и участия, из бежавших от неволи смельчаков, составился один народ. И сама собой стала живая стена из воинов, удальством и умением своим изумлявшая Русь».Как же так сам собой ниоткуда может возникнуть народ в конце XV века, если в XIII веке это был народ со своими военными традициями и христианской верой? Кстати, Кирилл и Мефодий обратили казаков- язычников в христиан, на много раньше чем Владимир крестил Киевскую Русь. Я думаю, что правы те историки, как Савельев, которые доказали, что казаки это древний народ.
Казаки потомки древнего степного народа, вобравшего в себя корни амазонок и скифов. В разные времена их территории завоёвывали сарматы и гунны, хазары и русичи, половцы и печенеги, и наконец полчища монголо-татар. Племена завоевателей приходили и уходили, оставляя частички своей крови и культуры народу, который всегда жил в нижнем и среднем течении Дона. Этот древний народ защищал свои земли, тем самым, охранял рубежи Руси. И звался этот народ казаками.
Это тюркское слово в переводе означает « вольный человек, верховой воин, смельчак» И действительно в XV,XVI веках начали бежать на Дон со всех концов Руси русские люди. У казаков все равны - это была своеобразная народная республика, со своими древними традициями, культурой, военной выучкой, передаваемые из поколения в поколение. Казаки, живя на просторах «Донского поля», никогда не подчинялись ни русскому государю, ни турецкому султану, ни крымскому хану.
Вот как описывают тип казаков исследователи: «Они почти все смуглого и румяного лица, волосы чёрные, чёрно-русые, острого взгляда, смелы, храбры, хитры, остроумны, горды, самолюбивы. Болезней мало знают, наиболее часто умирают против неприятеля и от старости». А Н.Г. Чернышевский характеризует казаков так: «Народ они красивый, Живой ,дельной, добродушный, гостеприимный, неутомимый и умный.»(2)
____________________
(2) – М.П. Астапенко «Край Донской казачий…» стр.11

Глава 1
«Возникновение казачества»
«Что такое казачество? Просто так , в один миг не расскажешь…Это слово-
свобода, за это бились наши древние предки и кровью своею горячи, напоминая ковыльные степи. Вот за чем, за какой красотой неожиданной, птицей устремлялись на Дикое Поле. И ещё справедливость верность кровавою нитью связали историю казачью. Казак не звание, А состояние души. Великими трудами, мужеством и кровью оплачивали казаки свою свободу на просторах Поля. Особенно тяжело было первым…»(1)
«В 1991 году была разрушена большая Россия - Советский Союз, являющийся территориальным и этническим приемником тысячелетней Российской Империи.
Уже в 1991 году Союз казаков заявил о своём не признании границ,расчленяющих Большую Россию (СССР), и в последующие 11 лет сделал всё, чтобы вопреки разрушителей сохранить кровное, духовное и организационное единство казачества.
В постановлении Совета атаманов Союза казаков России «О необходимости полной реализации закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов». В отношении казачества говорится: «Продолжать добиваться культурной реабилитации казачества, что предусматривает осуществление комплекса мероприятий по восстановлению духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей казачества…»(2)
На территории нашего х.Ёлкина казачество начало возрождаться в сентябре 1990 года. На общем собрании казаков (круг) был избран казачий атаман-Топилин Анатолий Петрович.
Род Топилиных на Дону пошёл от атамана Платова М.И.-героя Отечественной войны 1812 года
Отряд возвращался с русско-турецкой войны (1787-1791 гг.). Мальчик прибился к отряду, казаки пригрели его и обласкали, и тот уже не хотел от них уходить.За старание и смекалку заметил мальчика атаман и уже не отпустил от себя. М.И. Платов взял его ко двору и привёз в Черкасск. Мальчик старался изо всех сил услужить своему благодетелю; зимой топил печи, летом помогал по двору, соседи и окружающие дали ему кличку Топила. За смекалку и трудолюбие атаман дал мальчику своё отчество и образование. В возрасте 17 лет был принят в казаки под фамилией Топилин Фёдор Матвеевич.
__________________
– Ю.Сухарёв «Лазоревый цвет» стр.10
- «Казачьи ведомости» №4 2002
Имея фамилию, имя и отчество он стал служить в казачьей армии и дослужился до высшего офицерского чина.
В годы Отечественной войны 1812 года служил в составе Донского казачьего корпуса под командованием Платова М.И., участвовал в Бородинском сражении. Женился только в 1820 году, когда ему было 40 лет. У него родилось два сына Тимофей и Алексей.
В 1821 году после смерти Платова Фёдора Матвеевича, как приёмного сына атамана пригласили в Москву и пожаловали ему дворянское звание за боевые заслуги перед Отечеством. Вот с него и пошёл род Топилины на Дону и продолжается по сей день.
В шестом поколении в семье Топилина Петра Васильевича 1934 году в х.Ёлкин родился Анатолий . Это был третий ребёнок. С детства был вежлив, услужлив и трудолюбив, особенно в учёбе. В 1954 году окончил Новочеркасский автотранспортный техникум. Через 9 лет поступает в Донской Ордена Трудового Красного знамени сельскохозяйственный институт. В 1968 году окончил его по специальности агрономия. С этого года начинается его трудовая деятельность в сельском хозяйстве. За свой труд был неоднократно награждён почётными грамотами и знаком «Победителю в социалистическом соревновании» 1973 г., медалью «За трудовое отличие», Указом Президиума Верховного Совета СССР и юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменовании столетия со дня рождения В.И.Ленина». В ряды КПСС вступил в мае 1962 года и одновременно продолжал учёбу.
В 1972 г. окончил университет марксизма – ленинизма Ростовского горкома КПСС. Первого сентября 1978 года был принят в число студентов Педагогического факультета Московской Ордена Ленина и Ордена трудового Красного Знамени сельскохозяйственной Академии им.Тимирязева, и окончил курс обучения 1 апреля 1980 года.
Защитил квалификационную работу на тему: «Методика преподавания. Тема: «Зернобобовые культуры» с оценкой отлично.
Он всегда делал всё хорошо и добросовестно, поэтому стал первым хуторским атаманом. За активную работу ему в 1992 году был присвоен чин сотника и выдано удостоверение казака, в 1997 году – подъесаул и удостоверение личности Всевеликого Войска Донского, награждён крестом II степени «За возрождение казачества Дона», а в 1997 г.-крестом I степени.
Работал научным сотрудником в РООМСе, агрономом в совхозе «Ёлкинский», главным агрономом в совхозе «Привольный», директором УПК. В 1994 году вышел на пенсию. Общественной работой занимался до смерти. Умер в 1999 году.
Вторым атаманом был избран Назаров Иван Иванович (20 февраля 1993-1995 гг.). С 5 февраля 1995 г. на казачьем круге избрали третьего атамана-Лебедева Алексея Степановича. Он родился 5 марта 1947 г. в х.Ёлкин. В 1966 году окончил среднюю школу и пошёл служить в армию. Служба проходила в Германии. После армии поступил в Новочеркасский автотранспортный техникум. Работал в Калмыкии. По решению комсомола был направлен в ОВД, где проработал до 1995 года в звании майора. В 1995 г. был избран атаманом в звании есаул. В настоящее время продолжает работать по возрождению казачества, имеет награды.
Десятого марта 1996 г.выбран новый атаман- Грецев Василий Николаевич. Он в 1991 году вступил в Союз казаков, получил казачий чин сотника, затем – подъесаула. Имеет награды за возрождение казачества, два креста II и III степени, медаль «10 лет казачеству России», медаль ветерана труда.
В настоящее время хуторским атаманом является Подройкин Пётр Захарович, в звании есаул.
Казачий круг большое внимание уделяет патриотическому воспитанию молодёжи. Проводилось много мероприятий, воспитывающих в учениках чувство долга перед Родиной, любви к ней, уважении к тем, кто её защищает. Это смотры строевой песни, фестиваль «Гвоздики Отечества», концерты для ветеранов войны, Встречи с участниками войны в Афганистане и участниками событий в Чечне.
Но самыми запоминающимися были вечера, посвящённые Дню призывника. Героями его становятся выпускники нашей школы , будущие солдаты . Внимательно слушали призывники Подройкина П.З. ,который им говорил тёплые слова напутствия . Отец Дмитрий вручал каждому призывнику нательный крестик . В такие вечера звучит много стихов , песен , посвящённых любви к Родине , к родному краю , к земле на которой родился и вырос .
«Я русский человек,
Сын своего народа,
Я с гордостью гляжу
На Родину свою…»
К сожалению зта традиция сейчас утрачена. Хотелось бы, чтобы она возрадилась и отец Анатолий, который возглавляет церковь сейчас, продолжил бы традицию отца Дмитрия.
Те традиции казаков, которые были в былые времена, продолжаются и в наши дни.


Глава 2
«Казачья горница»
В нашем хуторе Ёлкине создан казачий музей «Казачья горница». Экспонаты для музея собирали наши коренные хуторяне.
Первый экспонат - казачья кровать. Простыни на ней с кружевами, одеяло выстегано узором, на покрывале искусная вышивка множество подушек больших и малых, но обязательно с пошивом. Всё убранство кровати выдаёт старание и умелые руки . Казачки любили шить , дабы получить прозвище чеберки , которое давалось мастерицам этого дела .Всё искусство шитья было заимствовано у татарок и турчанок .
Следующий экспонат – детская люлька. Срубленная из дерева , очень прочная , состоящая из четырех реечек ,ко дну которых прибивали рогожу . В люльку стелили тюфяк ,к ней привязывали верёвку , которая вешалась на крюк вбитый в потолок, Люлька послужит верой и правдой ещё ни один год , несмотря на свой преклонный возраст .Её в музей отдала Зайнутдинова Г.А.
Много на своем веку повидал и комод, изготовленный в 1887 году. Его в музей отдала Савина М.М. Этот комод принадлежал ещё её прабабушке . В настоящее время по внешнему виду он не уступает лучшим образцам современной мебели Есть в коллекции и большое зеркало, изготовленное в 1887 году, отдал его Хопрининов П.П. Массивное, выкрашенное чёрной краской, украшенное затейливой резьбой – зеркало внушает доверие.
Постав – дедушка современного посудника. Там хранили глиняную и серебряную посуду , гранёные стаканы , рюмки . Этому поставу 120 лет . Его отдала Валикова Г.В. в 1992 году.
Сделан макет казачьего куреня – переносного, на санях. Построил его Дудка Н. М. И Хопрининов П.П. Посредине двора – двухэтажный дом -курень, вокруг него хозяйственный двор, огороженный плетнём. Во дворе колодец (журавль) , хозяйственные постройки . Плетень использовали вместо забора . Плели его из лозы . На нем , горлышком вниз , висят искусно расписанные и резные махотки и кувшины , предметы домашнего обихода : чугуны , корыто для замачивания хлебов ,медный жбан . Такие жбаны казаки брали , когда ездили в поле на покос или на жатву . В него наливали сюзьму , затыкали жбан тряпицей , привозя , ставили его в тень и пили сюзьму в жару. В горнице стоит большой стол 1875 года, на нём большая миска, расписные деревянные ложки, красивая скатерть с махрами, столешник, хлеб ,соль . У каждой хозяйки всё это на столе . Казаки ели ложками из одной миски (по старшинству) взвар , борщ, сюзьму . Стол в горницу принёс Дудко Н.М. Возле печки – ухваты , кадушка .В ней раньше солили огурцы и помидоры . После войны появились первые керосиновые лампы, которые зажигали по вечерам. До войны пользовались лучинами или свечами. Свечка –это нитка или тряпка натёртая салом . В войну собирали гильзы с ракетных установок «Катюша», наливали в них масло и использовали для освещения.
Старинную одежду в музей принесла Долбенчук К.Д. Это донская юбка, кофта, костюмы и т.д. В качестве украшений казачки использовали монисты из мелкого бисера, гориатки, т.е. бусы и свадебное платье.
В 1946 году выдавали замуж Евдокию Ефимовну Аханову, сестру нынешней певуньи Дуваровой Лидии Сергеевны. Лидия Сергеевна сшила для сестры шёлковое, белоснежное свадебное платье. Оно длинное до земли, скромное, с длинными рукавами, горлышко не сильно открыто, вместо застёжки прикреплена брошь. На голове у невесты был венец. Делался он в три ряда. От венца до самой земли лилась прозрачная фата. Её поддерживали дети.
На утро, до венчания, невеста, если у неё умер кто-то из родителей, шла на кладбище, причитала, плакала, просила у матери (отца) благословения на предстоящий брак. После венчания обыгрывают и жениха, и невесту. Они благодарят их деньгами. Дают молодым благословение и вывозят невесту на дрожках. Когда невеста становится на дрожки, она должна поклониться на все четыре стороны. Дальше веселье продолжалось у жениха . После весёлого и хмельного застолья невесту уводят в опочивальню . Свекровь и дружка раздевают её , укладывают в постель и уходят . Позже приходит жених . Все гости расходятся. Утром свекровь проверяет ложе молодых, если девушка чиста, говорит всем об этом. Родственники наряжают калину – признак чистоты и невинности.
Это платье ещё долгое время лежало в старом чемодане.
Замужние женщины одевали на косу шлычку. Им запрещали распускать волосы, поэтому они всегда ходили с двумя косами.
Есть и обувь – лапти, но их одевали только в поле.
В то время (конец XIX начало XX века) в каждом доме были прялки и веретёнки – на них казачки пряли, а за тем вязали вещи. Веретено в музей отдали Воронова Л.Т. и Тутенкова Г.К. Над прялками всегда стояли кудели (нечесаная шерсть).
В музее также есть сапетка и корзины. В сапетку казачки сажали детей и работали в поле . Есть казачьи шашки, сбруя для лошадей. Создан макет ветряной мельницы. В каждом казачьем доме стоит угольный столик, на него ставят иконы, церковные книги, свечи, свячёную воду. В любой казачьей избе находится русская печь. В ней пекли хлеб, готовили еду. На печи была лежанка ,на которой казаки могли отдохнуть от работы . У каждой хозяйки в избе обязательно был чугунный утюг. Его ставили на печь, разогревали и после этого женщины гладили вещи. Чалбушка (половник) неотъемлемая часть казачьей кухни . Лаушка для вареников тоже была необходимой вещью кухонного атрибута , хотя не в каждом доме она имелась . Лаушку плели из веток трудолюбивые казаки . Этому кухонному атрибуту около 115 лет . В махотках казачки хранили молоко
Раньше люди носили воду при помощи коромысла. В музей коромысло принесла Белодедова Т.А. Носили воду в казанах (ведра).На столе всегда стоял самовар, в нем кипятили воду для чая. Даже сейчас на престольные праздники собираются участники казачьего хора, накрывают стол и ставят в центре самовар
. В музее есть угольный столик. На нём стоят иконы. С ними связан старинный обряд «Проводы казака в армию» Собирается вся родня в доме. Отец благословляет казака, держа в руках икону. Благословляет он его на хорошее служение Царю и Богу. Казак кланяется всем, целует отца, мать, жену. После этого все выходят. Выйдя из дома, казак кланяется всем. Один из подростков (возможно племянник) выносит пику и выводят коня полностью снаряжённого. Казак садится на коня, и все гости идут его провожать за станицу. А там уже видны толпы людей, это тоже провожают служивых. Начинается угощение. Через один- два часа начинается последнее прощание. Казаки снимают папахи, кланяются всем и уезжают.
«Язык донских казаков довольно своеобразен. Он получил название донского говора. Донской диалект относится, безусловно, к русскому языку, но имеет значительные особенности. На Дону сохранилась лексика казачьего говора, совершенно утраченного в других областях России». (1)
В своей работе мы использовали язык донских казаков – донской говор.
Возрождение казачества дает возможность восстановить прошлое, сохранить и передать казачьи традиции другому поколению.
Мы школьники будем принимать в этом активное участие. На наш взгляд главное даже не помощь, а сознание того, что мы нужны своей родной земле, которую мы очень любим. Ощущение своей полезности – лучшая награда. Мы должны беречь нашу Землю, родной край, любить и ценить его. Ведь это и значит – жить ! Материалы, использованные в работе, предоставлены Балалаури Т.Г.(руководитель народного казачьего хора «Хуторок», основатель музея «Казачья горница».).
__________________
(1) – Ю. Сухарёв «Лазоревый цвет» стр. 86
Глава 3
«Народный хор казачьей песни «Хуторок»
В этом году хору «Хуторок» исполнилось 40 лет. Как же произошло его название. Собрались как-то хуторянки (любительницы и знатоки старинных казачьих песен) , побеседовали , попели ,что на ум пришло . Да вот как запели тогда , так до сих пор и поют .Единственно ,что сильно меняет хоровую песню это уход людей старшего поколения . Основан хор был в 1972 году Топилиной Анной Александровной, Тутенко Галиной Харитоновной, Жило Анастасией Харитоновной , Волковой Лидией Алексеевной , живы остались только двое – Топилина А.А и Волкова Л.А.
Тридцать два года тому назад руководил хором Чернобровкин Николай Иванович. Благословил его в добрый путь директор совхоза Иван Кириллович Ушков .Казачья культура продолжает жить для людей, радовать своими талантами. В начале своего жизненного пути хор имел десяток самых знакомых всеми казачьих песен. Со временем репертуар стал пополняться казачьими мелодиями , наигранными с хуторских праздников и свадеб. К казачьей тематике добавились русские народные и украинско-белорусские песни.
Заглядывая в гастрольную страничку истории хора «Хуторок», невольно поражаешься географии его поездок и выступлений. Многократные поездки с концертами в города Каменск , Новочеркасск , Старочеркасск , Красный Сулин , Таганрог ,село Богородицкое и , конечно по родному Багаевскому району были настоящими уроками мастерства , шлифовки самобытных талантов «Хуторка». А поездка в Санкт-Петербург стала подарком судьбы для каждой хуторянки хуторянина из хорового состава.
40 лет для певчего коллектива – это большая и полнокровная история, от начала и до конца связанная с судьбами людей. И если бы писать книгу этой истории, то надо было самую замечательную часть её посвятить участникам хора. И рассказать прежде всего о старожилах его , о тех , кто прежде чем уйти из жизни , оставил людям в наследство любовь и знания народной казачьей песни , традиции казачества. Вот такую светлую память сохраняют в хоре о Екатерине Акимовне Субботиной, Марии Васильевне Симагиной, Валентине Ивановне Поляковой, Лидии Моисеевне Волковой, Анне Алексеевне Топилиной.
А от дней и судеб минувших десятилетий следовало бы перейти к главам об истории жизни сегодняшнего состава народного казачьего хора. И тогда это был бы рассказ о Нине Петровне Багута, которую даже тяжёлая болезнь не может заставить отойти от интересов народного хора. Или оТаисии Григорьевне Балалаури , которая по мимо того , что является сердцем хора , нашла силы , время и жар сердца , чтобы собрать и оформить музей-горницу казачьего фольклора и быта . Да и о каждом человеке в составе хора нашлось бы что сказать в книге истории.
Заключение
В своей работе мы показали возрождение казачества, его культуру, традиции, дух, быт, историю нашего хутора Ёлкина. Готовя материалы к работе, начали составлять летопись казачества, которую до нас никто не писал. Большую помощь оказали: руководитель хора «Хуторок» Балалаури Т.Г. и участники хора . с помощью которых был создан музей «Казачья горница»; хуторской атаман Подройкин П.З. , который помогал нам в создании летописи для нашего школьного музея .
Добрые люди не перестанут святить, подобно маякам, среди ночной мглы,
Освящая нам путь и не нуждаясь в собственном свете. А завет их жизни таков : жить – значит любить ближнего, помогать ему жить. А молодое поколение помнят о таких маяках.
Важно каждому из нас ощущать себя частицей живущего во времени человечества, знать кто «Я» и как моё «Я» связано с окружающим миром. Но ,наверное, самое главное и самое трудное : участвовать в развитии общества с учётом дыхания прошлого и настоящего.

Список литературы
1.Астапенко М.П. «Край донской, казачий…», Ростов-на-Дону 1978 г.
2.Сухарев Ю.Ф. «Лазоревый цвет», г.Чапаевск 2001 г.
3.Рыбалкин А.Ф. «Багаевская –350 лет», ст. Багаевская 1998 г.
4.Тимошкин Д.С. «Земля Донская», Ростов- на Дону 1978 г.
5. Газета «Светлый путь» №92-93 от 7.11.2002 г.
6.Газета «Казачьи ведомости» №4 2002 г.





Престольнй праздник. Выступление казачьего хора.


Проводы казака.

Обряд сватовства

Встреча с депутатом.


Празднование в станице Старочеркасска




Казаки в Москве

Старочеркасск..