Рабочая программа курса по выбору Избранные вопросы русского языка

Муниципальное образование Павловский район
Краснодарского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
х. Средний Челбас


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_______ И.Н.Сосновая



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки


«Избранные вопросы русского языка»
Ступень обучения (класс) основное общее образование (9 класс)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов всего:17, в неделю 1

Учитель Балабас Людмила Николаевна

Программа разработана на основе

Программы под редакцией М.М.Разумовской. М., «Дрофа», 2009.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)











Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе программы под редакцией М.М.Разумовский. Причина составления программы связана с несовпадением количества часов в учебном плане (17) и авторской программы.
Курс по выбору «Избранные вопросы русского языка» разработан в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 9 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся, сформированные в 5-8 классах. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения как тестовых заданий, так и написания сочинения. Вместе с тем курс помогает девятиклассникам использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цели курса: освоение учащимися 9 классов норм русского литературного языка, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых заданий и навыков написания сочинения, а также пользования грамотной устной и письменной речью в различных сферах.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся;
- обучение девятиклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при сочинительной части экзаменационной работы.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов.





Тематическое распределение часов
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов



Программа М.М.Разумовской
Рабочая программа

1.
Лексика. Лексикология как наука о языке.

1 час

2.
Орфография. Правописание гласных в корне. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи.

4 часа

3.
Пунктуация. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.

5 часов

4.
Приёмы написания изложения и сочинения. Методические рекомендации.

7 часов




Итого: 17 часов


Содержание обучения.
1. Лексика – 1 час. Лексика в русском языке.
2. Орфография – 4 часа. Правописание гласных в корне. Правописание приставок.
Правописание суффиксов различных частей речи.

3. Пунктуация – 5 часов. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания при однородных членах. Словосочетание как единица синтаксиса.
Знаки препинания в сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
4. Приёмы написания изложения и сочинения – 7 часов. Учимся сжимать изложение. Приёмы сжатия исходного текста. Учимся писать сочинение-рассуждение. Учимся писать сочинение на лингвистическую тему.

Перечень практических работ.
Практическая работа по орфографии.

Практическая работа по пунктуации.

Практическая работа по сжатию исходного текста.
Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.
Практическая работа по написанию сочинения на лингвистическую тему.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения русского языка ученик должен
Знать:
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;


















Список литературы для учителя.

Демоверсия 2010 для подготовки к итоговой аттестации.
Методические рекомендации по русскому языку. Краснодар, ККИДППО, 2010г.
Учебники по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской. М. «Дрофа», 2010г.
Журнал "Русский язык в школе".
И.В.Текучёв.М. Тесты по русскому языку. М.,«Экзамен», 2007
Газета «Первое сентября».
Г.А.Богданова. Методическое пособие. М., «Экзамен», 2008
Н.А.Сенина. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Легион», 2009


Список литературы для учащихся.

И.В.Текучёв.М. Тесты по русскому языку. М.,«Экзамен», 2007
Н.А.Сенина. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Легион», 2009
М.М.Разумовская. Русский язык. 9 класс. М., «Дрофа», 2010









СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей ___________________
от ________ 20__ г. №__,
________________ /_______________/

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-методической работе
______________ /_______________/
(подпись) Расшифровка подписи
«__»__________20__ г.



СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
___________ /_______________/
«___» __________ 20___ года



Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 х.Средний Челбас



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки

«Избранные вопросы орфографии»
(указать предмет, курс, модуль)

Класс _________________9________________________________________________

Учитель Балабас Людмила Николаевна

Количество часов: всего ____17_______ часов; в неделю _____1______ часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы Балабас Людмилы Николаевны, утверждённой решением педсовета. Протокол №__ от___ 20__ года.



№ урока
Содержание (разделы, темы)
Кол-во
часов
Дата проведения

Оборудование





план
факт


Лексика (1ч)

1.
Лексика в русском языке.
1


Проектор

Орфография (4ч.)

2.
Правописание гласных в корне.
1


Таблица

3.
Правописание приставок.
1


Таблица

4.
Правописание суффиксов различных частей речи.
1


Таблица

5.
Практическая работа по орфографии.
1


Проектор

Пунктуация (5ч.)

6.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
1


Таблица, проектор

7.
Знаки препинания при однородных членах.
1


Таблица

8.
Словосочетание как единица синтаксиса.
1


Проектор

9.
Знаки препинания в сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи между частями.
1


Таблица

10.
Практическая работа по пунктуации.
1


Проектор

Приёмы написания изложения и сочинения (7ч.)

11.
Учимся сжимать изложение.
1


Проектор

12.
Приёмы сжатия исходного текста.
1


Проектор

13.
Практическая работа по сжатию исходного текста.
1


Проектор

14.
Учимся писать сочинение-рассуждение.
1


Проектор

15
Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.
1


Проектор

16.
Учимся писать сочинение на лингвистическую тему.
1


Проектор

17.
Практическая работа по написанию сочинения на лингвистическую тему.
1


Раздаточный материал


ИТОГО часов:
Практическая часть:

П.р.

17
час.

_5____

_____ час.

_____












Муниципальное образование Павловский район
Краснодарского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
х. Средний Челбас


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки


«Избранные вопросы орфографии»


Ступень обучения (класс) - основное общее образование (9 класс)

Количество часов: всего - 17, в неделю - 1

Учитель Балабас Людмила Николаевна

Программа разработана на основе

Программы под редакцией М.М.Разумовской. М., «Дрофа», 2009. ?????????????????
(указать примерную, год издания при наличии)
или авторскую программу/программы, издательство







Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе программы под редакцией М.М.Разумовский. Причина составления программы связана с несовпадением количества часов в учебном плане (17) и авторской программы.
Курс по выбору «Избранные вопросы орфографии» разработан в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 9 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся, сформированные в 5-8 классах. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения как тестовых заданий, так и написания сочинения. Вместе с тем курс помогает девятиклассникам совершенствовать орфографические навыки обращаясь к справочной литературе умело организовывая работу над ошибками и работу по предупреждению ошибок. Цели курса: освоение учащимися 9 классов основных правил русской орфографии, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых заданий и навыков написания сочинения, а также пользования грамотной устной и письменной речью в различных сферах.
Задачи курса:
- совершенствование орфографической и языковой грамотности учащихся;
- обучение девятиклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при сочинительной части экзаменационной работы.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов.
Пояснительная записка.
Изучение русской орфографии – самого сложного раздела русского языка – всегда вызывает большие затруднения у обучающихся. Программа по русскому языку предлагает изучение орфографии до 7-го класса (в 8-м и 9-м классах при изучении синтаксиса дети сталкиваются с частичным повторением орфографии). Поэтому, курс по выбору «Практическая орфография» поможет девятиклассникам постичь тайны науки правописания, преодолеть трудности в написании словарных слов, вспомнить основные орфографические правила и успешно подготовиться  к выпускному экзамену по русскому языку. Курс также рекомендуется тем обучающимся 9 – го класса, которые интересуются языком, не равнодушны к окружающему их миру и имеют желание грамотно выразить себя в слове.
Программа курса по выбору составлена на основе государственной «Программы по русскому языку