Элективный курс по математике для учащихся 9-го класса «Избранные вопросы математики»
МБОУ «Новокурмашевская основная общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Элективный курс
по математике
для учащихся 9-го класса
«Избранные вопросы математики»
Составила: Муллаянова Кулюмсар Фирдависовна
2015 год.
Пояснительная записка
Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
В 2003-2004 учебном году начат эксперимент по созданию системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору. Подходы к созданию таких курсов могут быть различны.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Элективный курс рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 классов и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении алгебры и подготовке к экзаменам в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами так, как с 2005 года появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА.
Задачи курса:
Повторить и обобщить знания по математике за курсу общеобразовательной школы;
Подготовить учащихся к экзаменам, т.е. расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы и дать ученику возможность проанализировать свои способности;
Помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Функции элективного курса:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков обучения по математике.
Основные методические особенности курса:
Подготовка учащихся решить задачи от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применить их для получения ответа простым и быстрым способом.
Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
Проценты, выражения и их преобразования, уравнения и системы уравнений, неравенства, функции, арифметическая и геометрическая прогрессии, текстовые задачи и лементы комбинаторики и теории вероятностей.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал дается в форме маленькой лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для запоминания , практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.
В конце курса будут проведены:
Зачет по проверке умения ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время;
Тестирование по проверке умения работать с полным объемом теста ГИА.
Учебно-тематический план
№
Тема урока
Коли-чество часов
Дата проведения урока
Факт
план
1.
Проценты в прошлом
1
6.09
2.
Основные задачи на проценты
1
13.09
3.
Решение задач на проценты
1
20.09
4.
Решение задач на проценты
1
27.09
5.
Процентные вычисления
1
4.10
6.
Процентные вычисления
1
11.10
7.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
1
18. 10
8.
Числа и выражения. Преобразование выражений
1
25. 10
9.
Уравнения.
1
11.11
10.
Уравнения.
1
15.11
11.
Системы уравнений.
1
22.11
12.
Системы уравнений.
1
29.11
13
Неравенства.
1
6.12
14
Неравенства.
1
13.12
15.
Решение задач с историческими сюжетами
1
20.12
16
Решение задач из ГИА. (Модуль «Алгебра»)
1
27.12
17
Решение задач из ГИА. (Модуль «Геометрия»)
1
17.01
18
Решение задач из ГИА. (Модуль «Реальная математика»)
1
24.01
19
Решение задач из ГИА. (Часть 2)
1
31.01
20
Решение задач из ГИА. (Часть 2)
1
7.02
21
Арифметическая прогрессия.
1
14.02
22
Арифметическая прогрессия.
1
21.02
23
Геометрическая прогрессия.
1
28.02
24
Геометрическая прогрессия.
1
7.03
25
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
14.03
26
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
21.03
27
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
1
4.04
28
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
1
11.04
29
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
1
18.04
30
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
1
25.04
31
Решение задач по всему курсу
1
2.05
32
Решение задач по всему курсу
1
9.05
33
Игра «Математикбизнесмен»
1
16.05
34
Зачет. Демонстрационный вариант - 2014
1
23.05
Список используемой литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Ященко Иван Валерьевич «ГИА-2016. Математика. Типовые экзаменационные варианты». 30 вариантов изд. ФИПИ 2015
Л. Д. Лаппо, М. А. Попов « ГИА. Сборник заданий» изд. «Экзамен» 2016г.
Л. В. Кузнецова и др. «ГИА 2016» изд. Интеллект – Центр» 2015г.
Е. В. Неискашова «ГИА. 50 типовых вариантов» изд. «Астрель» 2015г.
С. С, Минаева, Л. О. Рослова «Тематические тренировочные задания». Рабочая тетрадь для 9 класса. Изд. «Экзамен» 2015 г.
О. Ю. Едуш «Учебно – тренировочные тесты и другие материалы». Изд. «Астрель – СПб»
ћђЗаголовок 13ђЗаголовок 315