Избранные вопросы математики. 9 класс. курс





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметный курс
« Избранные вопросы математики»
для учащихся 9 Б и 9 В классов
Составитель: Иванчик Екатерина Владимировна




Пояснительная записка
Актуальность введения курса. Курс «Избранные вопросы математики» предназначен для учащихся 9-х классов. Данный  курс предполагает расширенное изучение и отработку как основных методов решения уравнений, неравенств так и решение нестандартных задач,  подготовка к экзамену в традиционной форме или в форме ГИА.
Курс разработан с учетом пожеланий и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются предметные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования.
Цели предметного курса: создать устойчивую базу знаний для сдачи ГИА.
Задачи:
Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Структура курса
Курс рассчитан на 1 час в неделю. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры и геометрии:
Выражения и их преобразования.
Уравнения и системы уравнений.
Неравенства.
Координаты и графики.
Функции.
Начальные геометрические сведения
Треугольники
Площадь
Окружность
Синус, косинус, тангенс угла.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Текстовые задачи.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний в форме теста.
Форма оценивания
Для проверки усвоения материала учащимися в конце курса будут проведены занятия в виде тестирования с полным объемом ГИА. В проверочных тестах будут включены все пройденные разделы курса.
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение тестовой работы, – 38 баллов. Из них – за модуль «Алгебра» – 17 баллов, за модуль «Геометрия » – 14 баллов, за модуль «Реальная математика» – 7 баллов. Рекомендуемый минимальный результат выполнения тестовой работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», – 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трёх модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика».
С учетом анализа результатов ГИА по математике в предыдущие годы, пожеланий образовательных учреждений, разработаны рекомендованные шкалы пересчёта первичного балла в экзаменационную отметку по пятибалльной шкале: суммарного балла за выполнение работы в целом – в экзаменационную отметку по математике.
Шкала пересчета суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по математике
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»

Суммарный балл за работу в целом
0 - 7
8 - 15
16 - 22
23- 38

Уровень усвоения данных считается удовлетворительным, если количество учащихся переступивших отметку «2» составляет более 85%.
Содержание программы
Тема 1.  Уравнения. Неравенства.
Выражения и их преобразования.
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Уравнения. Неравенства.
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.
Системы уравнений и неравенств.
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения) и неравенств.               
Тема 2. Функции и графики.
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 3. Геометрия.
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение углов. Перпендикулярные прямые. Треугольник. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Сумма углов треугольника. Подобные треугольники. Четырехугольники. Площадь многоугольника, площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора. Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Синус, косинус, тангенс угла.
Тема 4. Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 5. Тестирование с полным объемом теста ГИА.
Решение типовых экзаменационных вариантов.






Календарно-тематическое планирование
предметного курса для учащихся 9 Б и 9 В классов
« Избранные вопросы математики»


Дата
Наименование темы
Кол-во часов



Тема №1. Уравнения. Неравенства.
11

1
6.09.14
Выражения и их преобразования.
1

2
13.09.14
Выражения и их преобразования.
1

3
20.09.14
Выражения и их преобразования.
1

4
27.09.14
Уравнения. Неравенства.
1

5
4.10.14
Уравнения. Неравенства.
1

6
11.10.14
Уравнения. Неравенства.
1

7
18.10.14
Уравнения. Неравенства.
1

8
25.10.14
Системы уравнений и неравенств.
1

9
15.11.14
Системы уравнений и неравенств.
1

10
22.11.14
Системы уравнений и неравенств.
1

11
29.11.14
Системы уравнений и неравенств.
1



Тема №2. Функции и графики.
7

12
6.12.14
Координаты и графики.
1

13
13.12.14
Координаты и графики.
1

14
20.12.14
Координаты и графики.
1

15
27.12.14
Функции.
1

16
17.01.15
Функции.
1

17
24.01.15
Функции.
1

18
31.01.15
Функции.
1



Тема № 3. Геометрия.
5

19
7.02.15
Начальные геометрические сведения
1

20
14.02.15
Треугольники
1

21
21.02.15
Площадь
1

22
28.02.15
Окружность
1

23
7.03.15
Синус, косинус, тангенс угла.
1

24
14.03.15
Синус, косинус, тангенс угла.
1



Тема №4. Текстовые задачи.
6

25
4.04.15
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1

26
11.04.15
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1

27
18.04.15
Текстовые задачи.
1

28
24.04.15
Текстовые задачи.
1

29
25.04.15
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
1

30
2.05.15
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.




Тема №5. Тестирование с полным объемом теста ГИА.
4

31
8.05.15
Тестирование с полным объемом теста ГИА
1

32
15.05.15
Тестирование с полным объемом теста ГИА
1

33
16.05.15
Тестирование с полным объемом теста ГИА
1

34
23.05.15
Тестирование с полным объемом теста ГИА
1


ИТОГО:
 
34 часа











































Литература
Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс: в 2 ч. Ч. 1: учебник для учебных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс: в 2 ч. Ч. 2: задачник для учебных учреждений / [А.Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др ]; под редакцией А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
Математика 9 класс. ГИА 2014: учебно-методическое пособие/Под ред. Д.А. Мальцева. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2013. – 272 с.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .











































Лист изменений


Дата внесения
Причина и характеристика изменений
Класс
Основание
Подпись




















































































































































































































Заголовок 315