Практико-ориентированный проект «Живой уголок в нашем классе»


Практико-ориентированный проект
«Живой уголок в нашем классе»
Участники проекта: ученики 3 класса
Руководители проекта:
Мотмиллер Г. А. – учитель начальных классов
МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
Леготина Е. Н. – воспитатель группы продлённого дня
МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
с. Верхняя Тойма

Актуальность
В 21 веке – веке компьютерных и инновационных технологий большое внимание уделяется экологической безопасности.
Наличие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и классов - проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся - проблема номер один на сегодняшний день.
Десятичасовое пребывание учащихся в маленьком классе (26,6 кв. м.), наличие стеклопакетов и интерактивной установки неблагоприятно влияет на физическое здоровье детей (стеклопакеты со временем выделяют ядовитые вещества, а с наличием компьютера происходит магнитное излучение). Плохая вентиляция, сухой воздух в отопительный период вызывают отрицательное влияние на эмоциональный фон учащихся (в классе душно, а при проветривании кабинета создаётся эффект сквозняка, что может привести к простудным заболеваниям).
Перед родителями и педагогами встал вопрос: «Как создать здоровье сберегающие условия для успешного усвоения знаний и поднятия положительного эмоционального фона детей?».
Здоровьесберегающие условия учащихся в школе определяются его рабочим местом, к которому есть установленные нормами СЭС требования и одним из требований является наличие в учебном кабинете комнатных растений, способных улучшить качество образовательной среды.
Реализуя данный проект, мы предполагаем, что создав живой уголок в классе, мы обеспечим положительное эмоциональное состояние и работоспособность детей - это улучшит качество знаний (гипотеза).
Цель: создать здоровьесберегающие условия через живой уголок в классе;
улучшить качество образовательной среды.
Задачи:
- расширить знания детей о комнатных растениях и аквариумных рыбках;
- показать влияние комнатных растений и аквариумных рыбок на здоровье учащихся;
- формировать самостоятельность и ответственность детей порученное дело;
- прививать навыки ухода за ними;
- формировать экологическую культуру учащихся;
- формировать навыки научно-исследовательской деятельности;
- развивать внимание, наблюдательность и творческие способности учащихся.

Методы:
-информационные (знакомство со специальной литературой);
-наглядно-демонстрационные;
-практические.
Целевая аудитория: учащиеся 3 класса коррекционного обучения, педагоги, родители.
Возможные риски:
- связаны с возрастными и психологическими особенностями детей – участников проекта;
- некоторые цветы, корм для рыбок могут вызвать аллергические реакции;
- трудность кормления рыбок в выходные и каникулярные дни.
Как их избежать?
- контролировать действия и поведение детей педагогами и родителями;
- при наблюдении за цветами и видами кормов исключить цветы и корм, которые вызовут аллергические реакции; корить рыбок в утреннее время (до прихода учащихся);
- установить дежурство за кормлением аквариумных рыбок.
Направленность проекта: проект носит практико-ориентированный характер. Он направлен на социальные интересы самих участников проекта.
Проектная часть
Этапы проекта Проектные мероприятия Сроки Промежуточный результат
Осознание проблемы Определение цели, задач, формы. Январь 2013г. Готовность учителя и детей, их родителей к реализации проекта.
Сбор информации. Работа с энциклопедией «Комнатные растения», «Аквариумные рыбки».
Экскурсия по кабинетам школы.
Январь - март Выбор комнатных растений.
Рассматривание и распознавание комнатных растений в классах школы.
Выбор самого «зелёного» класса.
Беседа родителей «Мир аквариума».
Работа с родителями. Родительское собрание. Март Решение собрания о создании живого уголка.
Оформление проектов. Представление проекта «Комнатные растения». Апрель Оформленные мини – проекты.
Выращивание комнатных растений. Выращивание цветов согласно проекту. Май – август. Готовые комнатные растения.
Экскурсия – беседа. Беседа об условиях разведения аквариумных рыбок. Сентябрь Подготовка условий к установке аквариума.
Итог проекта Пересадка цветов в одинаковые горшки. Установка аквариума. Сентябрь Озеленение класса.
Аквариум.
Оформление информационных стендов по уходу за комнатными растениями и аквариумными рыбками.
Практическая деятельность. Уход за комнатными растениями и рыбками.
Оформление проекта. Сентябрь – май
Октябрь График дежурства по уходу за аквариумными рыбками и комнатными растениями.
Представление проекта на конкурсах.
Описание проекта
Человек всегда ощущает потребность в общении с природой: одни люди испытывают необычайную тягу к земле и с увлечением что-то сажают и пропалывают грядки, другие предпочитают любоваться красивыми цветами и растениями. Чтобы почаще радовать себя, человек научился выращивать цветы и декоративные растения в комнатных условиях.
Мы решили узнать, как обстоят дела с озеленением классов нашей школы и выявить самый «зелёный» класс. На первом месте мы отметили класс биологии, на втором месте кабинет химии, на третьем месте класс географии. Самые распространённые цветы: хлорофитум, фиалки, аспарагус.
Направление проектной деятельности: цветоводство
Изучив литературу, мы подобрали виды комнатных растений, которые благоприятно окажут положительное влияние на наше эмоциональное и физическое состояние.
Решили выращивать фиалки, т. к. они невысокие и их можно ставить на окна. Они оберегают от болезней. Благоприятно воздействует на детей, приносит в дом любовь. Фиалка является производителем свежего кислорода.
Традесканция снимает стресс, улучшает дыхание и зрение, повышает настроение, желание радоваться жизни.
Кактусы прославились тем, что они защищают своего владельца от излучения экрана телевизора или монитора. Поэтому чтобы нейтрализовать влияние монитора. Чем длиннее иголки, тем сильней защита. Также он препятствует проникновению в дом негатива, поэтому его рекомендуют ставить на окна и напротив входной двери.
Хлорофитум очищает воздух. Но у него плохие биоэнергетические свойства, поэтому его лучше не размещать около, или на рабочем месте, особенно близко к голове. Мы его будем ставить на шкафы. Наличие в жилом помещении нескольких разновидностей этого замечательного растения гарантирует полное очищение жилья от вредного действия пластиковых поверхностей и мебельных материалов.
Герань (пеларгония). Герань способна очищать воздух от бактерий. Герань обладает сильным антибактериальным действием и способна оздоравливать воздух в помещениях.
Бегония, поставленная в 20—30 см от монитора, прекрасно поглощает вредные излучения, исходящие от компьютера. Но после работы с компьютером бегонию нужно возвращать на ее привычное место. Так как бегония теневынослива, ее можно разместить в нишах стен, сделав ей подсветку, хорошо будет смотреться это растение на книжных полках. По фэн-шуй бегонию следует располагать в восточном секторе дома. Бегония подпитывает людей энергией, придает сил и решимости. Помогает рождению новых идей. Обладает антиаллергическим действием. Бегония способна уничтожать до 80 % микробных клеток в воздухе помещений, в частности, стафилококки и споры грибов.
Декабрист вбирает в себя энергии зла и враждебности, которые присутствуют в помещении, и трансформирует их, пробуждая в душах людей дремлющие или забытые энергии нежности, доброты и заботы. Цветущий декабрист способен пробудить чувства заботы и любви в каждом человеке. С ним можно советоваться, ему можно рассказывать о своих неприятностях, он обязательно даст сил справиться с ними и утолит все Ваши печали.
Направление проектной деятельности: разведение аквариумных рыбок
После беседы, проведённой мамой одной ученицы, решили разводить неприхотливых к условиям обитания рыбок: золотых и скалярию. При правильно уходе они вырастают с ладонь.
Разведение аквариумных рыбок благотворно влияет на самочувствие окружающих, нормализует давление, успокаивает нервную систему. Мы часто подходим к аквариуму, наблюдаем за поведением рыбок и даже загадываем желания.
В ходе реализации проекта выявили, что герань вызвала аллергическую реакцию одного из педагогов, поэтому пришлось её убрать из нашего уголка. Корм не вызвал ни у кого отрицательной реакции. Благодаря испарению воды из аквариума и поливу комнатных растений повысилась влажность воздуха в отопительный сезон, исчезла сухость во рту, заложенность носа. В выходные и каникулярное время заботу о кормлении рыбок взяли на себя педагоги, т. к. школа в это время закрыта для родителей и учащихся.
Под влиянием проведенной работы у детей и родителей нашего класса возникло желание увеличить количество цветов, и наш класс становится зелёным «островком» в школе. Мы с большим желанием ухаживаем за цветами, и они радуют нас своей удивительной красотой.
Заключительная часть
Реализуя данный проект, мы обеспечили экологическую безопасность в нашем классе.
Разведение полезных комнатных растений и аквариумных рыбок в школьном кабинете - это наиболее результативная, не только теоретическая, но и практическая форма организации работы по формированию основ экологического воспитания младших школьников, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но актуальна и значима. Масштабы проекта, хотя не велики, но позволяют решить поставленные задачи.
В ходе проекта у учащихся значительно расширились знания о комнатных растениях и аквариумных рыбках через работу с энциклопедиями, экскурсиями, беседами. Ученики осознали влияние комнатных растений и аквариумных рыбок на здоровье и благоприятный микроклимат в классе. Участие родителей в проектной деятельности помог сформировать навык по уходу за комнатными растениями и аквариумными рыбками. Повысилась экологическая культура учащихся. Так же развивали внимание, наблюдательность и творческие способности учащихся. Школьники осуществили первые шаги в проектной деятельности.
Цель проекта достигнута. Созданы здоровьесберегающие условия в общеобразовательной среде.
Литература
Журнал «Почемучки обо всё на свете» №12 (24) декабрь, 2012г.
Лёгкий аквариум: школа домашнего аквариумиста. – М. : Эксмо, Л 38 2011. – 176 с. : ил. – (Подарочные издания. Энциклопедия животных).Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Р. В. Засоркина и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 135с.
От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 222 с. : ил. – (Зелёный дом).
Энциклопедия комнатных растений. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 224 с., цв. ил.
Степура А. В., Степура М. Ю.