Уроки по истории Казахстана Понятие истории, Исторические источники (5 класс)
Дата класс 5
Тема урока: Понятие истории
Цель урока: Определить понятие истории, предмет истории, периодизацию истории Казахстана (древняя, средневековая, новая и новейшая)
Задачи:
О. раскрыть значение слова «история», процесс формирования и развития, периодизацию истории Казахстана.
Р. Способствовать развитию мышления, памяти, речи, умению находить, отбирать и систематизировать информацию
В. Воспитание уважения истории своего Отечества, чувства долга, чести и справедливости
Тип урока: изучения нового материала
Технологии: критическое мышление (мозговой штурм, кластер), технология сотрудничества (работа в группах), ППТ И.П.Подласого, Гранкина.
Методы урока: проблемно - поисковый, наглядный, словесный
Форма работы:индивидуальная работа, в парах и группах
Результаты обучения:
Знать: понятие, предмет, периодизацию истории Казахстана
Уметь: устанавливать последовательность событий в истории, находить и систематизировать информацию
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица
План урока:
№ Элемент урока по структуре ППТ Вид работы Время
1 Пропедевтическая практика «Мудрость притчи» 5 мин
2 Ориентация «Сегодня на уроке» 3 мин
3 Презентация «Шаги в историю» 10 мин
4 Практика на примерах «Работаем сообща» 7 мин
5 Управляемая практика «Прояви себя» 7 мин
6 Независимая практика в классе «Знания и умения» 8 мин
7 Домашняя самостоятельная практика «Это вы можете» 5 мин
Ход урока:
№ Вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 «Мудрость притчи» 1.Орг.момент
2.Притча
Сегодняшний урок давайте начнем с притчи. Однажды глупец решил проверить знания мудреца. Я приду к мудрецу, положив, бабочку в ладонь и спрошу его, какая у меня бабочка, живая или мертвая. Если он скажет, что живая, то я сожму ладонь, и она погибнет, а если он скажет, мертвая, то раскрою ладонь и она вылетит, мудрец не сможет мне дать правильный ответ! Так он и поступил. Мудрец внимательно выслушал глупца и сказал: «Все в твоих руках».
Почему мудрец так ответил глупцу? Какова мораль притчи ?Слушают, обсуждают, высказывают свое мнение.
2 «Сегодня на уроке»
«Мозговой штурм»
Эпиграф к уроку:
1.«История- главная книга каждой нации».
2.«Не зная прошлого – трудно понять настоящее».
Вопросы для обсуждения:
1.Как вы понимаете эти высказывания?
2.Зачем нужно изучать историю?
3.Как вы думаете, есть ли автор у истории?
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, определяют тему урока.
3 «Шаги в историю»
История - это наука, которая изучает события с древнейших времен и до наших дней.
Работа в группах.
Задание1: составьте кластер «Зачем нужно изучать историю»( используют учебник стр.6, выделяют 5 пунктов)
1.Узнать о жизни своих предков
2.Обогаттить свои познания
3.Сохранить в памяти важные моменты нашей жизни
4.Чтобы не повторять ошибок прошлого
5.История помогает воспитывать настоящих граждан. Учащиеся составляют схему.
4 «Работаем сообща»
Заполните таблицу (работа в парах)
Периоды истории Казахстана Хронология эпох
1.История древнего Казахстана До 5 века
2.История Казахстана средних веков 6-17 вв.
3.История Казахстана нового времени
18-19 вв.
4.Новейшая история Казахстана Сначала 20 века по настоящее время
Заполняют таблицу
5 «Прояви себя»
1.Работа со словарем: шежире, шежиреши (индивидуальная работа учащихся)
2.Формирование и развитие истории –назовите письменные сведения по истории
( историки и их труды) Отвечают на вопросы
6 «Знания и умения» Ответьте на вопрос в 3 предложениях:
«Могут ли люди прожить без знания истории?»(работа в парах) Составляют предложения
7 «Это вы можете» 1.Рефлексия урока:
Сегодня на уроке я понял…
Сегодня на уроке я так и не понял, что…
Оцените свою работу за урок….
Домашнее задание параграф 1, отв. вопр. стр.7 Записывают дом.задание, подводят итоги урока
Дата класс 5 Тема урока: Исторические источники
Цель урока: Раскрыть понятие исторические источники, виды исторических источников (устные, письменные, археологические), дать характеристику вещественным и письменным источникам.
Задачи:
О. Сформировать понятие и виды исторических источников
Р. Способствовать развитию мышления, памяти, речи, умению составлять тематические таблицы, сопоставлять факты
В. Воспитание патриотизма
Тип урока: изучения нового материала
Технологии: критическое мышление, технология сотрудничества (работа в группах), ППТ И.П.Подласого, Гранкина.
Методы урока: проблемно - поисковый, наглядный, словесный
Форма работы: индивидуальная работа, в парах и группах
Результаты обучения:
Знать: археологические и письменные источники
Уметь: составлять тематические таблицы, сопоставлять факты.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица
План урока:
№ Элемент урока по структуре ППТ Вид работы Время
1 Пропедевтическая практика «Прояви себя» 7 мин
2 Ориентация «В стране знаний» 3 мин
3 Презентация « О самом главном» 7 мин
4 Практика на примерах «Работаем сообща» 10 мин
5 Управляемая практика «Думай как ученый» 7 мин
6 Независимая практика в классе «Знания и умения» 8 мин
7 Домашняя самостоятельная практика «Это вы можете» 3 мин
Ход урока:
№ Этапы и вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 «Прояви себя» 1.Орг. момент. Психологическая релаксация
«Это ты, это я, это все мои друзья!»
После каждого вопроса учителя ребята отвечают хором: «Это ты, это я, это все мои друзья!»
1.Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?
2.Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?
3.Кто из вас границы наши будет верно защищать, и страну свою родную от чужих оберегать?
2.Опрос дом. задания - игра «Аукцион»
- Что означает слово история?
-Кого мы называем «отцами истории? Почему?
- Кого называют шежиреши?
-Как ты думаешь, зачем нужно изучать историю?
-Из каких периодов состоит история Казахстана? Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы.
2 «В стране знаний»
Стадия вызова «Мозговой штурм»
1) Что мы можем узнать, изучив особенности древних орудий труда, жилища, одежды?
2) Зачем древнему человеку была нужна письменность?
3)Что относится к устным историческим источникам?
4) Какую тему мы будем изучать на уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, определяют тему урока.
3 «О самом главном»
Стадия Осмысления Исторические источники- это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе.
Задание № 1. Определите виды исторических источников
1) Устные источники
2) Письменные источники
3)Археологические источники
4) Этнографические источники
5) Антропологические источники Учащиеся составляют схему.
4 «Работаем сообща»
Задание № 2. Заполните таблицу:
Устные источн. Письмен
источн. Археолог
Источн. Этнограф. источн. Антроп.
источн.
Заполняют таблицу
5 «Думай как ученый»
1.Работа со словарем: нумизматика, геральдика, антропология, этнография, археология.
Дают определения терминам
6 «Знания и умения»
«Рефлексия» Составьте рассказ по теме: Ценность письменных исторических сведений. Составляют предложения
7 «Это вы можете» 1.Рефлексия урока:
Сегодня на уроке я понял…
Сегодня на уроке я так и не понял, что…
Оцените свою работу за урок….
Домашнее задание параграф 2- 4, выучить определения терминов. Записывают дом.задание, подводят итоги урока