«Агрессия-одно из самых распространённых эмоциональных нарушений у детей»


«Агрессия-одно из самых распространённых эмоциональных нарушений у детей»
Эмоциональная сфера каждого ребенка отличается индивидуальным своеобразием. Форма выражения детьми своих эмоций, существенно влияет на адаптацию в социуме, от этого много зависит восприятие ребенка его окружением. Решающее значение в становление агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия- вот те параметры, на которые психолог обращает внимание. Формы проявления детской агрессивности различны и зависят от отношения к ним взрослых. К открытой форме агрессии взрослые, как правило, относится нетерпимо, поэтому у многих детей проявляются символические формы агрессии: нытье, фырканье, упрямство, визг, шлепки. Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию- функцию самосохранения как физического, так и эмоционального. Агрессивные реакции характерны для детей с ограниченными возможностями из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм. Часто неожиданные агрессивные реакции могут проявляться в период возрастного кризиса.
Важно учитывать причины, порождающее агрессивное реагирование детей. Причины появления у детей агрессии могу быть самыми разными, но чаще всего это:
недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки;
дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;
повышенная тревожность;
усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;
косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки);
низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми:
Учите ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
Придерживайте постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
Сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (отвлекайте игрой, занятием), создавайте физическое препятствие агрессии (отвести руку, удерживать за плечи).
Пресекайте любые агрессивные действия: останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
Обсуждайте поведение только после успокоения.
Обязательно покажите ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
Обидные слова, адресованные взрослому, старайтесь игнорировать, но при этом попытайтесь понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
Нельзя угрожать, шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.
Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у детей терпимости и взаимовыручки.
Никогда не позволяйте себе оскорблять ребенка, не разряжайте на нем свое плохое настроение.
Хвалите позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
Не стремитесь угодить, не попадайтесь под влияние и не позволяйтесь манипулировать собой.
Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты:
можно нарисовать своего врага и разорвать портрет;
можно подраться с подушкой;
можно использовать «мешочек для криков».
Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться на то, что агрессивность ребенка будет снята.
Воспитатель: Коваленко Наталья Анатольевна.
Использованная литература:
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Практикум для детской психологии».Под. Ред. А.А. Реана «От рождения до семи».