Литературно-музыкальная гостиная «Классики чарующее действо»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
"Литературно – музыкальная гостиная" « "Из наслаждений жизни - одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия" .» А.С.Пушкин 19 октября 2013 год. С младенчества дух песен в нас горел, И дивное волненье мы познали; С младенчества две музы к нам летали, И сладок был их лаской наш удел: Но я любил уже рукоплесканья, Ты, гордый, пел для муз и для души; Свой дар как жизнь я тратил без вниманья, Ты гений свой воспитывал в тиши. А.С.Пушкин Цель: показать роль русского романса в развитии духовного мира человека, взаимодействие музыки и литературы через творчество писателей, поэтов и композиторов. Оборудование: портреты, записи музыкальных произведений, инструменты : скрипка, фортепиано. Методические приёмы: расс каз учителя, сообщения учеников, прослушивание романсов , произведений композиторов и комментарии Звучит мелодия на скрипке «Одиночество» в исполнении ученицы 9 «А» класса Борисюк Татьяны. На фоне музыки ведущие: 1.вед. - П.И. Чайковский писал: "А.С. Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных стен стихотворчества в бесконечную область музыки. Это - не пустая фраза. Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуко вой последовательности есть что - то проникающее в самую глубь души. Это что - то и есть музыка". 2.вед. - Романс – это особый жанр, который, отражая чувства, душевное состояние автора, связан с судьбой конкретных поэтов и композиторов. Появление этого жанра связано с соединением стихотворения и звуков музыки. ‮Серенада на все времена , - так принято называть романс. Просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, задушевных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Я помню чудное м гновенье; Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты…. 1 вед: - Это М.И.Глинка в 1825 году пишет свой знаменитый романс, пленившись красотой и очарованием дочери Анны Петровны Керн < Рисунок 3 � – Екатерины. И если А.С.Пушкин посвятил свое вдохновенное стихотворение матери, то Глинка в музыке не менее гениально выразил свои чувства, адресованные дочери. Лишь этот оди н романс напомнил нам исторически подтверждённую поэтическую страницу биографии двух великих людей - поэта и композитора. В томленьях грусти безнадёжной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты, - напишет потом поэт. Быть может, впечатление, которое произвела на поэта юная красавица, оказалось столь необычным ещё и потому, что Пушкин был наслышан о несчастливом замужестве ‮мадам Керн ? 2 ведущий - Бывают стихи - пророчества. Одно из них – стихотворение Ивана Сергеевича Т ургенева «В дороге». Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые. Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные, страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Под стихотворением этим стоит дата: ноябрь 1843 года. Много лет спустя ко мпозиторы Ю.Абаза, А. Гедике, Г. Катуар написали романсы на эти стихи Тургенева. Особую популярность приобрел в конце прошлого – начале нашего (XX) века романс Юлии Абазы. Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо. И настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви. ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «Утро туманное» ученицами 7 «А» класса: Перминова Анастасия , Заборовская Мария, аккомпанирует на фортепиано - Перминова Анастасия 2 вед. - Глинка является основоположником русской школы вокального пения, его романсы - неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие русские композиторы. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина. Многие из его романс ов написаны на слова близких друзей, например Н.Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Среди романсов цикла - «Жаворонок». «Жаворонок» - задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и пла вной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж - его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопров ождении слышатся трели жаворонка. ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «Жаворонок» ученицами 5 «Б» класса 1 вед: - Романс – это особый жанр, который, отражая чувства, душевное состояние автора, связан с судьбой конкретных поэтов и композиторов. Появление этого жанра связа но с соединением стихотворения и звуков музыки. Современный романс «Осень» исполняет ученица 8 «А» класса Доценко Екатерина. 2 вед - . Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты... ШОПЕН Вальс № 14 исполняет на фортепиано Доценко Екатерина Стихи под музыку вальса читает ученик 11 класса Кисец Александр – Автор: Молчанов Виталий Шопен "Вальс" Белые клавиши… Чёрные клавиши… Кончики пальцев летают – не ставишь их, В быстром кружении пчёл, собирающих вальс С тонких дощечек, цветов неприветливых, Что пожелтели на белом заветренно И поистёрлись на чёрном от м аршев и сальс. Вальс… В канделябрах – знамение - зарево, Воск на паркете, объятья – всё заново: Слёзы востoрга, в окошке – ухмылка Луны. Вместе в Варшаву немыслимо канули, Где Фредерик в моё сердце, как в рану, влил Терпкий бальзам, исцеляющий чувство вины. 1 вед – « БЕТХОВЕН» Стихотворение читает на фоне музыки Бетховена «К Элизе» Фролов Владислав ученик 8 «Б» На фортепиано пьесу исполняет – Калупкина Анастасия ученица 7 «А» класса В тот самый день, когда твои созвучья Преодолели сложный мир труда, Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча, Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда. И яростным охвачен вдохновеньем, В оркестрах гроз и трепете громов, Поднялся ты по облачным ступеням И прикоснулся к музыке миров. Дубравой труб и озером мелодий Ты превозмог не стройный ураган, И крикнул ты в лицо самой природе, Свой львиный лик просунув сквозь орган. И сквозь покой пространства мирового До самых звезд прошел девятый вал... Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! Николай Заб олоцкий. 1 вед - Закончилось наше прекрасное путешествие по стране « МУЗЫК А» . Можно с уверенностью сказать, что мы испытали радостные мгновенья счастья и полёта души и узнали, что главной целью композитора остаётся стремление выразить с возможной чуткостью замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов. Для многих авторов романс является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью, провозглашением философских идей. 2 вед - Романс, как лирическая песня, всегда нужен нам, всегда любим нами. Лирические признания никогда не умолкнут, пока есть на земле любовь к матери, к друзьям, к детям. Будут появляться новые романсы , новые музыкальные произведения вместе с новыми влюблёнными. Никогда не отзвучат и старые романсы – бесценный дар на все времена. Значит, духовный мир человека всегда будет развиваться и обогащат ься, наполняя нас радостью.