Литературно-музыкальная гостиная «Классики чарующее действо»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
"Литературно
–
музыкальная гостиная"
«
"Из наслаждений жизни
-
одной любви музыка уступает, но и любовь
-
мелодия"
.»
А.С.Пушкин
19 октября 2013
год.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
А.С.Пушкин
Цель: показать роль
русского романса в развитии духовного мира человека,
взаимодействие музыки и литературы через творчество писателей, поэтов и
композиторов.
Оборудование: портреты, записи музыкальных произведений,
инструменты :
скрипка, фортепиано.
Методические приёмы: расс
каз учителя, сообщения учеников, прослушивание
романсов
, произведений композиторов
и комментарии
Звучит мелодия
на скрипке
«Одиночество» в исполнении ученицы 9 «А» класса
Борисюк Татьяны.
На фоне музыки ведущие:
1.вед.
-
П.И. Чайковский писал: "А.С. Пушкин силою гениального таланта очень часто
вырывается из тесных стен стихотворчества в бесконечную область музыки. Это
-
не
пустая фраза. Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его
звуко
вой последовательности есть что
-
то проникающее в самую глубь души. Это что
-
то и
есть музыка".
2.вед.
-
Романс
–
это особый жанр, который, отражая чувства, душевное состояние
автора, связан с судьбой конкретных поэтов и композиторов. Появление этого жанра
связано с соединением стихотворения и звуков музыки.
Серенада на все времена ,
-
так принято называть романс.
Просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, задушевных
чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях.
Я помню чудное м
гновенье;
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты….
1 вед:
-
Это М.И.Глинка в 1825 году пишет свой знаменитый романс, пленившись
красотой и очарованием дочери Анны Петровны Керн <
Рисунок 3
–
Екатерины. И если
А.С.Пушкин посвятил свое вдохновенное стихотворение матери, то Глинка в музыке не
менее гениально выразил свои чувства, адресованные дочери. Лишь этот оди
н романс
напомнил нам исторически подтверждённую поэтическую страницу биографии двух
великих людей
-
поэта и композитора.
В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты,
-
напишет потом поэт.
Быть может, впечатление, которое произвела на поэта юная красавица, оказалось
столь необычным ещё и потому, что Пушкин был наслышан о несчастливом
замужестве мадам Керн ?
2 ведущий
-
Бывают стихи
-
пророчества. Одно из них
–
стихотворение Ивана Сергеевича
Т
ургенева «В дороге».
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние
встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Под стихотворением этим стоит дата: ноябрь 1843 года.
Много лет спустя ко
мпозиторы Ю.Абаза, А. Гедике, Г. Катуар написали романсы на эти
стихи Тургенева. Особую популярность приобрел в конце прошлого
–
начале нашего (XX)
века романс Юлии Абазы. Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине
Виардо. И настроение романса
стало восприниматься как «главное настроение» этой
любви.
ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА
«Утро туманное»
ученицами 7 «А» класса: Перминова
Анастасия
, Заборовская Мария, аккомпанирует на фортепиано
-
Перминова Анастасия
2 вед.
-
Глинка является основоположником
русской школы вокального пения, его
романсы
-
неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все
последующие русские композиторы.
Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов
-
Жуковского, Дельвига,
Пушкина. Многие из его романс
ов написаны на слова близких друзей, например
Н.Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл
«Прощание с Петербургом». Среди романсов цикла
-
«Жаворонок».
«Жаворонок»
-
задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и пла
вной мелодией,
естественной и простой, окрашенной светлой печалью.
В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж
-
его
бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед
вступлением певца в сопров
ождении слышатся трели жаворонка.
ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «Жаворонок»
ученицами 5 «Б» класса
1 вед:
-
Романс
–
это особый жанр, который, отражая чувства, душевное состояние
автора, связан с судьбой конкретных поэтов и композиторов. Появление этого жанра
связа
но с соединением стихотворения и звуков музыки.
Современный романс «Осень» исполняет ученица 8 «А» класса
Доценко Екатерина.
2 вед
-
.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
ШОПЕН
Вальс № 14
исполняет на фортепиано
Доценко Екатерина
Стихи под музыку вальса читает ученик 11 класса Кисец Александр
–
Автор: Молчанов Виталий
Шопен
"Вальс"
Белые клавиши… Чёрные клавиши…
Кончики пальцев летают
–
не ставишь их,
В быстром кружении пчёл, собирающих вальс
С тонких дощечек, цветов неприветливых,
Что пожелтели на белом заветренно
И поистёрлись на чёрном от м
аршев и сальс.
Вальс… В
канделябрах
–
знамение
-
зарево,
Воск на паркете, объятья
–
всё заново:
Слёзы востoрга, в окошке
–
ухмылка Луны.
Вместе в Варшаву немыслимо канули,
Где Фредерик в моё сердце, как в рану, влил
Терпкий бальзам, исцеляющий чувство вины.
1 вед
–
«
БЕТХОВЕН»
Стихотворение
читает
на фоне музыки Бетховена «К Элизе»
Фролов Владислав
ученик 8 «Б»
На фортепиано
пьесу исполняет
–
Калупкина Анастасия ученица 7 «А» класса
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил
свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог не
стройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал...
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Николай Заб
олоцкий.
1 вед
-
Закончилось наше прекрасное путешествие по стране
«
МУЗЫК
А»
.
Можно с уверенностью сказать, что мы испытали радостные мгновенья счастья и
полёта души и узнали, что главной целью композитора остаётся стремление
выразить с возможной чуткостью замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный
тон стихов. Для многих авторов
романс является своеобразным дневником ярких
впечатлений, душевной исповедью, провозглашением философских идей.
2 вед
-
Романс, как лирическая песня, всегда нужен нам, всегда любим нами.
Лирические признания никогда не умолкнут, пока есть на земле любовь
к матери, к
друзьям, к детям. Будут появляться новые романсы
, новые музыкальные произведения
вместе с новыми влюблёнными. Никогда не отзвучат и старые романсы
–
бесценный
дар на все времена. Значит, духовный мир человека всегда будет развиваться и
обогащат
ься, наполняя нас радостью.