Содержание и виды организации учебной деятельности по развитию ИКТ – компетенций учащихся
«Обеспечение преемственности при переходе из начальной школы в основную школу» Педсовет учителей МКОУ СОШ п. Кубово 27 апреля 2016 года Содержание и виды организации учебной деятельности по развитию ИКТ –компетенций учащихся Учитель биологии, курса «Моя Карелия» и педагог дополнительного образования Шевченко З.Г. Учебная деятельность по развитию ИКТ – компетенций учащихся школы 1. На уроках биологии2. На уроках «Моя Карелия»3. Во внеурочной деятельности: биологический кружок «Калипсо»4. Другая учебная и внеурочная деятельность Уроки биологии Работаем по рабочим тетрадям (ФГОС ООО) к новым учебникам ФГОС Сонин Н.И и Плешаков А.А.«Введение в биологию».Задания в тетрадях направлены на формирование метапредметных умений: выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др. и на личностные качества учеников. Такие задания помечены специальными знаками: М и Л.В теме каждого урока есть задания, связанные с формированием и развитием ИКТ – компетенций: найти информацию, подготовить сообщение с использованием дополнительных источников информации, в т.ч. Интернет – ресурсов.Хорошая тетрадь, много полезных и интересных заданий по биологии. Уроки «Моя Карелия» Работаем по рабочим тетрадям Н.Ю. Григорьевская и О.В. Николаенко к учебнику 5 класса «Моя Карелия: путешествие по родному краю». Тетрадь создана Фондом творческой инициативы, г.Петрозаводск, 2013 год.Эта рабочая тетрадь содержит творческие, поисковые, проблемные, познавательные и проектно – исследовательские задания.Для выполнения этих заданий необходимо кроме учебника обязательно использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет – ресурсы. Уроки «Моя Карелия» Много проектов в курсе «Моя Карелия»:1. «Туристическое бюро» - используя ресурсы Интернета найти информацию о достопримечательностях и памятниках историко –культурного наследия всех районов Карелии.2. «В краю непуганых птиц и зверей» - создание слайд – шоу о флоре и фауне ООПТ(заповедников и национальных парков)3.Интернет – исследование о знаменитых людях Карелии. Уроки «Моя Карелия» 4. «Интернет – путешествия»:4.1. В виртуальный музей – заповедник «Кижи» ( у меня есть такой диск – подарок от «Кижи»)4.2. сайты национальных парков «Водлозерский», «Паанаярви», «Калевальский» и заповедников «Кивач», «Костомукшский»; 4.3. сайты музеев Карелии: Национального музея РК, музея изобразительных искусств РК, Олонецкого музея карелов – ливиков, Куркиёкского краеведческого центра, Шелтозерского вепского этнографического музея и краеведческих музеев всех 16 районов Карелии. Уроки «Моя Карелия» 5.Проект «Семь чудес Карелии» («Семь чудес моего края»,«Семь чудес моего города») – составление туристического маршрута – путешествия по Карелии, создание электронных презентаций для защиты этого проекта.6. Творческий проект «Карельская палитра»7. УИП «Моя Карелия: районы и города»: 5-6-7-8 классы: по материалам публикаций республиканской газеты: «ТВР – Панорама». Внеурочная деятельность 1 час в неделю биологический кружок «Калипсо», кружок с 1998 года, 18 лет кружку.5 –тиклассницы выполнили два проекта- презентации:1. «Хищные растения мира» - Полина, Ксения, Саша Б.2. «Кто как спит в природе?» Саша С.Другие проекты этого года:1. «Сто загадок про лес» - Меньшикова Снежана2. «Топонимика Карелии» - Сузько Ирина Учебная и внеурочная деятельность К районному конкурсу «Замечательные люди Пудожского края» выполнили 2 работы, создали два видеофильма( с Сузько Ириной)1. «Педагогическая династия Коргуевых – Петровых»2. «85 лет Савиной Лидии Антоновне», заняли 2 и 3 место в районе. На уроках технологии с 10 классом за этот учебный год выпустили 4 номера школьной стенгазеты «Переменка». Три месяца собирали и систематизировали информацию к 65 –ти летию Кубовской школы (школьная газета, номер 4)2 месяца я вела группу – мероприятие Вконтакте «Школьные годы чудесные. Нам – 65», где воедино собрана вся информация о школе за 65 лет. Сейчас группа переименована «Кубовская школа: будни и праздники». Добавляйте новую информацию о мероприятиях в школе, размещайте фотографии.Создана Веб- страница о Кубовской школе: «Школьные годы чудесные. Нам – 65» Почему мы проводим этот педсовет? В новом базисном учебном плане появился 1 час на проектно- исследовательскую деятельность в 5-11 классах. Необходимо готовить кадры.Проблема мотивации. Как увлечь детей учебой? Это проблема не только отстающих школьников, но и одаренных. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (УИД) – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов научного исследования:постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Цель УИД – развитие личности школьника, а не получение нового (научного) знания. Требования к педагогу: должен быть заинтересован в такой работе; он должен иметь представления об исследовательской деятельности, ее этапах и методах исследования, владеть методологическими умениями. ЭТАПЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Погружение в деятельность.Организация деятельности.Осуществление деятельности.Презентация деятельности. Цели организации исследовательской деятельности школьников: Развитие исследовательских умений Формирование творческой личности Формирование самостоятельности Создание базы для дальнейшего успешного обучения Формирование новообразований данного возраста ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ наблюдения (разные виды);самонаблюдения;беседа;изучение и обобщение массового опыта;изучение и обобщение индивидуального опыта;эксперимент;опыты;научная экспедиция;другие. анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности;анализ понятийно-терминологической системы; построение гипотезы;построение мысленного эксперимента;прогнозирование;моделированиедругие ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Тема → проблема → объект → предмет → цель и задачи→фактологическая база → исходный факт →идея→замыселпреобразования → необходимое состояние объекта→гипотеза→ факторы риска → критерии успешности→ методы и методики исследования → ожидаемые результаты. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться в жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо применить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит получить. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему,применив необходимые знания, часто из разных предметных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Проект - это деятельность, в которой находят свое выражение личностные интересы ученика.«Проект — мой вклад в общую жизнь, мое предъявление себя миру». Это переход ребенка во взрослую позицию, от слов — к делу. Когда мы предлагаем школьнику найти и осуществить свой проект, мы действительно признаем его независимость, уникальность и предлагаем ему найти конкретную форму осуществления своей индивидуальности и свободы. Это многое меняет в общении взрослого и ребенка. ПОЧЕМУ?ЗАЧЕМ?ЧТО?КАК?ЧТО ПОЛУЧИТСЯ? Проблема проектаЦель проектаЗадачи проектаМетоды и способыРезультат Актуальность проблемы – мотивацияЦелеполаганиеПостановка задачВыбор способов и методов, планированиеОжидаемый результат ПРОЕКТ Проекты ИсследовательскиеИнформационные Практико-ориентированные ТворческиеИгровые Основной тезис метода проекта: всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить. 2. Нежелание подростков учиться объясняется психологами ведущей деятельностью - общением. Снова может помочь метод проекта. Если его использовать, то проблема решается сама собой. Ведь проектирование - это, как правило, групповая деятельность, компонентами которой являются желание и умение находить общий язык с другими людьми.3. Как развить в детях такое важное качество, как обязательность? Когда ребенок делает проект, для него очевидно: работу надо выполнить в срок. На этот день назначена презентация проекта, приглашены гости. Работа в группах над созданием презентаций результатов исследовательской деятельности по темам. Желаю творческих успехов. Темы проектов ИсторияШколы(учителя нашейШколы) История поселка Путеводительпо местамПудожского края Спасибо за сотрудничество