Конспект по изобразительному искусству на тему Гжель

Тема урока: «Гжель. Сказочная гжель.»

Цели урока: Познакомить детей с искусством гжельских мастеров

Задачи
1. Обучать практическим умениям и навыкам рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
2.Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии
3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту

Материал и Оборудование:
1.Для учителя: предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), наглядный материал, репродукции, презентации «Гжель»
2.Для учащихся: модель для раскрашивания " Виньетка или "Гжельский бычок"", гуашь, кисти баночка для воды, лист бумаги салфетка, простой карандаш,стирательная резинка, гуашь

План урока

1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.

2.теоритическая часть.
Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентация.

3.Обьяснение последовательности росписи.
(презентация и наглядный пример, наглядный материал)

4.Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания.

5.Подведение итогов.













Ход урока
1Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (презентация)
Запись на доске: Сказочная гжель.
Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.
2 Теоритическая часть.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.(фотография в презентации)
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. (фотография в презентации)
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(фотография в презентации)
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
(Показ презентации «Гжель», обращение внимание на особенности гжельской росписи)
Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.


3Обьяснение выполнения задания.
Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.

Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.(фотографии впрезентации)

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И.Кадухина
Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.(фотография в презентации)

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
4Практическая часть .
Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?
Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских бычков (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
В процессе самостоятельной работы дети находятся в творческой свободе, оказывая индивидуальную помощь.
5 Подведение итогов.
В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и происходит выбор лучшей работы. Похвала каждого ученика. Выявление в игрушке то, что лучше всего удалось. Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!









15