План самообразования учителя истории и обществознания
Александровский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на совещании при руководителе филиала
Протокол № 2
от «26» сентября 2013г
Согласовано:
зам. директора по УВР
________М.А.Шебунова
Утверждаю:
Директор школы
________ И.В. Злобина
Приказ №394
от «02» сентября 2013г.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ истории и обществознания
Головлёвой Ольги Владимировны
срок реализации 5 лет
2013 – 2018гг.
Александровка 2013г
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. учителя: Головлёва Ольга Владимировна
Дата рождения:12 сентября 1969 год
Образование: Джезказганский педагогический институт, 1991
Специальность: учитель русского языка и литературы
Квалификация: учитель
Занимаемая должность: учитель истории и обществознания
Дата назначения на должность: 2003 год
Общий стаж трудовой деятельности: с 1991 года
Педагогический стаж: с 1991 года
Квалификационная категория, дата присвоения: I, 2012 год
Курсы повышения квалификации:
«Фомирование проф. компетентности учителя
истории и обществознания в условиях реализации нац. образовательной инициативы «Наша новая школа»- 2011год
«Фомирование проф. компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации нац. образовательной инициативы «Наша новая школа»- 2012год
«Преподавание истории и обществознания в условиях реализации ФГОС основного общего образования» - 2013 год
Награды, грамоты, поощрения:
2007г. – Грамота Администрации Знаменского района
2009г. – Благодарственное письмо Александровского краеведческого музея
2010г. - Грамота Администрации Знаменского района
2010г. - Диплом Администрации Знаменского района лауреату муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2009» (2 место)
2010г. – Диплом Избирательной комиссии Тамбовской области по итогам конкурса среди учителей общеобразовательных школ, преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования тамбовской области на лучшую методическую разработку урока по избирательному праву (1 место)
2011г. – Благодарность Администрации Знаменского района
2011г. – Грамота за активное плодотворное участие в работе и проведении мероприятий в Александровском краеведческом музее
Методическая тема школы: «Мастерство учителя – залог качественного обучения и воспитания школьников».
Методическая тема школы на 2013-2014 учебный год: «Комплексное использование современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса с целью развития личностных способностей обучающихся».
Направления методической работы: Повышение качества образования в школе через непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности в области теории и практики педагогической науки и преподавания предмета, освоение современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
Цель методической работы школы:
Развитие личностных способностей обучающихся на основе использования современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, педагогических технологий и методов активного обучения.
Задачи методической работы:
Создать условия для самореализации учащихся в учебно - воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенций.
Выявить накопленный опыт по отработке современных технологий, наметить пути развития использования этих технологий.
Учителя школы работают над этой темой первый год.
Тема самообразования: Социализация учащихся средствами музейной педагогики
Когда начата работа: 2013
Когда планируется закончить: 2018
Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Отбор педагогических технологий, способствующих развитию социализации школьников;
Отбор средств диагностики уровня сформированности самореализации школьников;
Формирование банка дидактических разработок.
Предполагаемый результат:
В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории села Александровка, Тамбовского края и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наше село, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Этапы проработки материала:
Этапы
Содержание работы
Сроки
Форма представления
Диагностический
1. Проанализировать современный опыт по социализации учащихся средствами музейной педагогики.
2. Отбор педагогических технологий
2013
1. Подписка на методическую литературу «Преподавание истории в школе»», «Первое сентября. История».
2. Изучение литературы
Прогностический
1. Определить цели, задачи , смоделировать ожидаемый результат, спланировать деятельность.
2.Диагностика уровня сформированности социально-личностных характеристик.
2014
1.Мониторинг уровня сформированности социально-личностных характеристик
2. Изучение методической литературы
Практический
1.Подбор материалов для формирования банка дидактических разработок.
2. Использование метода проектов, проведение социально-ролевых игр, моделирование социально-ролевых ситуаций на музейных уроках, уроках по краеведению, внеклассных мероприятий при проведении краеведческого кружка.
2015-2016
1.Открытые уроки на школьном уровне.
2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3. Публикации на сайтах педагогических сообществ и на сайте школы
Обобщающий
1.Мониторинг.
2. Оформление и описание результатов, выступление на педагогическом совете, рабочая программа по историческому краеведению, авторская программа краеведческого кружка.
3. Написание методических рекомендаций.
2017
1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме «Обновление исторического образования в контексте перехода на новый учебный план».
2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Консультативная помощь учащимся.
4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками
Внедренческий
Распространение опыта работы.
2018
1.Принять участие в районном фестивале педагогического опыта.
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте
Организация работы по самообразованию
Изучение научно-методической и учебной литературы
№ п/п
Изучаемая литература
Сроки выполнения
Отметка о выполнении
1.
Федеративный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. М., 2011.
2.
Скрипкина Ю.В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. Материалы пед. конф. Москва, 17 декабря 2010 г. / Под ред. А. В. Хуторского. [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
3.
Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Материалы пед. конф. Москва, 17 декабря 2010 г. / Под ред. А. В. Хуторского. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.
Федорова С.Ш. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы «Развитие исследовательской деятельности» для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы). [Электронный ресурс] // Издательский дом «Первое сентября». URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2007.
6.
Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31
7.
Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84
8.
Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24
Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10
9.
Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10
10.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005
11.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
12.
Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществоведению // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2, 3.
13.
Коротов Е.В. Твоя родословная. Кто ты? – Волгоград: Перемена, 1999.
14.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005
15.
Турко Н.В. «Использование мультимедиаучебника на уроках истории и во внеурочной деятельности»// Информационные технологии в образовании. Минск. «Красико-Принт», 2008.
16.
Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово», 2008.
17.
Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
Информация о публикациях, в том числе в Интернете
№ п/п
Тип (статья, методическая разработка)
Название
Место издания материала
1
Описание опыта работы
«Гражданско-патриотическое воспитание»
Опубликовано на сайте «Социальная сеть работников образования». Опубликовано: 12.12.2011 [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
2
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-9 классов
«КВН по истории родного края»
Опубликовано на сайте «Материалы для учителя: тематическое планирование, методические разработки и сценарии». Январь 2011
[[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
3
Презентация
«Гражданско-патриотическое воспитание»
Опубликовано на сайте «Социальная сеть работников образования». Опубликовано 25.12.2011
[[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
4
Проект
«Дела давно минувших дней»
Опубликовано на сайте «Тамбов-ВИКИ». Опубликовано: 22 июня 2011.
[[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
5
План-конспект
КТД по избирательному праву (для учащихся 5-9 классов) и самоанализ мероприятия
«Право выбора – за тобой»
Опубликовано: Учебное пособиедля учителей общеобразовательных школ, преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования по проведению урока по избирательному праву. Тамбов, 2010 г.
6
Статья
«Село отмечает юбилей»
«Сельская новь» - газета Знаменского района Тамбовской области, 15 июня, 2011г.
7.
Статья
«История села – без глянца»
«Сельская новь» - газета Знаменского района Тамбовской области, 11 декабря, 2013г.
8.
Статья
Проектирование образовательного процесса на основе учебных ситуации
Педагогическое проектирование как средство решения профессионально значимых проблем в деятельности учителя истории: сборник материалов областного семинара(г. Тамбов, 12 октября 2012г). – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2012.
Практическая реализация темы по самообразованию
Форма
(посещение открыто-го урока, сообщение, выступление, статья, проект и др.)
Тема
Уровень
(школьный, районный, областной, всеросский)
Дата
Повышение профессиональной компетентности учителя
Учебный год
Форма
(курсы, открытый урок, семинары, мастер-класс и др.)
Название курсов, Тема семинара, открытого урока, мастер-класса и т.д.
Краткая аннотация, заметки
Результаты учебной деятельности
Результаты успеваемости по четвертям
2013-2014 учебный год
Период
Предмет
класс
количество учащихся
Количество оценок
Уровень обучен-ности,
%
Качество знаний, %
Средний балл
«5»
«4»
«3»
«2»
1 четверть
История
5
6
7
8
9
итого
Обществознание
6
7
8
9
итого
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
9
2 четверть
История
5
6
7
8
9
итого
Обществознание
6
7
8
9
итого
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
9
3 четверть
История
5
6
7
8
9
итого
Обществознание
6
7
8
9
итого
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
9
4 четверть
История
5
6
7
8
9
итого
Обществознание
6
7
8
9
итого
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
9
год
История
5
6
7
8
9
итого
Обществознание
6
7
8
9
итого
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
2. Выполнение программных требований учителем
Учебный год
Сроки
Предмет
Класс
Всего часов по плану
Фактически проведено
Контрольные работы
Практические и лаб. работы
по плану
фактически проведено
по плану
фактически проведено
2013-2014 учебный год
2013-2014 учебный год
1 четверть
История
5
6
7
8
9
Обществознание
6
7
8
9
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
9
2 четверть
История
5
6
7
8
9
Обществознание
6
7
8
9
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
9
3 четверть
История
5
6
7
8
9
Обществознание
6
7
8
9
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
9
4 четверть
История
5
6
7
8
9
Обществознание
6
7
8
9
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
9
год
История
5
6
7
8
9
Обществознание
6
7
8
9
Русский язык
8
Литература
8
Искусство
9
3. Результаты административных контрольных работ
Дата
Уровень контроля
Предмет
Класс
Количество учащихся
Результаты
Успеваемость, %
Качество знаний, %
Средний балл
«5»
«4»
«3»
«2»
4.Результат итоговой аттестации учащихся
Уч. год
Предмет
Класс
Количество учащихся
Количество экзаменуемых
Форма экзамена
Качество знаний, %
Успевае-мость, %
Средний балл
15