Урок ИЗО по теме Жостово. Истоки и современное развитие промысла


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхличская средняя общеобразовательная школа»
УРОК
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
5 КЛАСС
ТЕМА: Искусство Жостова.
Истоки и современное развитие промысла

Учитель: Дударева Г.Р.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: декоративная аппликация.
Цели и задачи урока: эмоциональное восприятие и создание художественного образа жостовского художественного промысла;
создать педагогически целесообразные условия для ознакомления учащихся с историей промысла и произведениями декоративно-прикладного искусства на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания технологии выполнения росписи и особенностей жостовского письма;
воспитывать интерес к урокам ИЗО, к произведениям русского декоративно-прикладного творчества;
развивать чувство композиции.
Оборудование: для учителя – слайды, таблицы. Пословица : «Не учись безделью, а учись рукоделью», записи народной музыки.
Оборудование для учеников – гуашь, кисти ( мелкие), баночки для воды, палитра, подставка для кистей, шаблоны (формы разделочной доски под роспись), тряпочки.
ПЛАН УРОКА:
1.Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия.
3. Этап изучения нового материала.
4. Этап подготовки к практической работе.
5. Этап применения полученных знаний, практическая работа.
6. Этап подведения итогов практической работы.
7. Этап рефлексии.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап. Проверка готовности рабочего места к уроку
Не можешь- узнай,
Не знаешь- узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Л. Татьяничева
2.Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия.
Я предлагаю разгадать вам русскую пословицу, вспомнив известные народные промыслы.
НЕ УЧИСЬ БЕЗДЕЛЬЮ, А УЧИСЬ РУКОДЕЛЬЮ!
Правильно распределив названия народных промыслов с их иллюстрацией , получили пословицу. Как вы ее понимаете? А все ли вам было понятно? Все ли промыслы вам известны.
Постановка учебной задачи: Узнать о помысле Жостово.(слайд 1)
3. Этап изучения нового материала.
Слово учителя
Отчего люди так любят цветы? Ответ вроде бы прост: они красивые.
О цветах вы говорите на различных уроках( биология, литература).
Так. Еще вопрос, чему мы радуемся больше – царственной розе, принесенной домой из магазина, или скромному одуванчику, невесть как пробившемуся на свет белый из трещины асфальта? Видно дело не только в красоте.
Разговор этот я завела не случайно. Образ цветка – один из самых распространенных в народном искусстве. Вспомните, что мы уже украшали цветочной росписью? (прялки, полотенце, игрушки, керамику и т.д.)
Сегодня мы поговорим о промысле, который жив и по сей день в замечательной подмосковной деревне Жостово.
УЧАЩИЙСЯ Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сел и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, - таков «классический» вид жостовской росписи.
Когда и каким образом возникло это удивительное сочетание реалистических принципов изображения цветов с условным, декоративным, чисто народным приемом изображения? Ответы на эти вопросы следует искать вначале 19 века. В это время на Руси получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционны русский сбитень, медовуху и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготовлять самовары. Непременным участником чаепития стали подносы.
Однако долгое время в центральной части России были в ходу подносы из папье-маше.Но вот с чье – то легкой руки превосходно разработанная подмосковными мастерами технология лаковой обработки коробочек из папье-маше была полностью перенесена на железо. Произошло это недалеко от Москвы в первой четверти 19 века. Это время и принято считать началом лакового дела в селе Жостово, которое и раньше славилось своим кузнецами. В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою подносную мастерскую. А вслед за ним открыли мастерские Цыганов, Беляев и др.
Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или «скатерные» достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной – это и шести – восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столиков. (слайд4)
Больше полутора столетий прошло с тех пор. Зародившийся в далекие времена промысел не забыт, не исчез. Он живет полнокровной жизнью до сих пор. (слайд 5)Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но все же самое главное сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. И хотя букет состоит из обычных, знакомых каждому цветов – ромашек, роз, колокольчиков и васильков, но до чего же они хороши! Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо. (слайд 6-19).
4. Этап подготовки к практической работе.
В исполнении жостовские узоры не так уж и сложны.(слайд 21-28)
Мастера начинали с ГРУНТОВКИ. Прежде, чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.
ЗАМАЛЕВОК. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев всоответствии со своим замыслом.
ТЕНЕЖКА, Следующий этап росписи после замалевка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «Тенежка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются места растений.
ПРОКЛАДКА. Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть – уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрасный или более гармоничный строй всей композиции.
БЛИКОВКА, Наложение бликов выявляет свет и объем. Букт кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
ЧЕРТЕЖКА. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
ПРИВЯЗКА. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое и связывается с фоном.
УБОРКА. Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
5. Этап применения полученных знаний, практическая работа.
- Ребята, вы сейчас увидели прекрасные работы жостовских мастеров. И я думаю, что после просмотра слайд - фильма у вас возникло чувство гордости за землю, на которой живут и работают такие мастера, за землю на которой мы живем с вам . И надеюсь возникло желание попробовать свои возможности в создании жостовского узора.
Сейчас мы займёмся созданием макета жостовского подноса.
- С чего вы начнёте свою работу? (с выбора формы и цвета полноса).
- Какими они могут быть? (черные, красные, синие, зеленые; овальные, круглые, прямоугольные, треугольные, замысловатой формы).- Заготовив цветы, вы должны продумать композицию своего подноса. (Показ композиционных решений).
Дети выполняют работу, звучит народная музыка.
6. Этап подведения итогов практической работы.
Экспресс-выставка. Оценка работ.
7. Этап рефлексии.

- Ребята, вспомните пословицу, которую прочитали в начале урока. «Не учись безделью, а учись уменью».
- Знания которые вы сегодня получили вы сможете где -то применить? (узнать промысел, рассказать знакомым, особенно иностранцам)
…Прекрасный мир вещей
накоплен был веками.Хранит их каждый дом, а может быть – музей.Умейте рисовать и сотворять рукамиВсе то, что может радовать друзей.