Презентация по курсу Родное Подмосковье (5-8 классы)


Далёкое прошлое Московского краяПервые поселенцыПодготовила учитель истории и соц. дисциплинМБОУ «СОШ №1» г.о. Королёв мкр. ЮбилейныйСумкина Анна Александровна 20 тысяч лет до нашей эры в Подмосковье уже жили люди – к такому выводу пришли сотрудники Института археологии Российской академии наук, проведя первые исследования случайно обнаруженной под Зарайском древнейшей стоянки. Ученые считают, что корни сегодняшних жителей Подмосковья уходят в доисторические времена. Четвертичный период геологической истории Земли, начавшийся миллион лет назад, ознаменован возникновением человеческого общества и его культуры. В начале этого периода наступило похолодание, значительная часть Европы оказалась покрытой льдом. Территорию, на которой находится теперь Москва, ледник покрывал несколько раз.
Когда ледник отступал, на территории была настоящая тундра. Среди стелющейся по земле тундровой растительности бродили мамонты. В более позднее время, около 13-14 тысяч лет назад, мамонт стал просто незаменимым животным для людей. Первые жители Подмосковья питались его мясом, строили из костей жилища, одевались в его шкуры и делали оружие из его бивней.
Однако около 10 тысяч лет назад мамонты покинули московский регион. Главным образом это произошло из-за глобального потепления климата и таяния ледникового покрова. В результате необходимые мамонтам растения начали исчезать. Трудно представить себе мамонта, например, на Калужской площади в Москве. Однако, при земляных работах, здесь было найдено множество мамонтовых костей. А на берегу Москва -реки напротив Серебряного бора, в торфянистых отложениях древнего озера был найден полный скелет мамонта. Мамонт, видимо, здесь утонул. Целый скелет мамонта, умершего около 150 тысяч лет назад обнаружили в 2000 году столичные палеонтологи в Истринском районе Подмосковья, около деревни Кореньки. На глубине около двух с половиной метров ученые нашли прекрасно сохранившийся череп, кости конечностей, позвоночник древнего мамонта. В московском регионе и раньше встречались костные остатки, однако полный скелет, уникальный по своей древности, обнаружен в окрестностях столицы впервые. По мнению исследователей, найденный мамонт умер в возрасте 50-60 лет. По костям его конечностей ученые вычислили высоту животного – она составляла около трех с половиной метров. Эти животные питались ветками кустарников, березы, ивы, осокой, злаками. В зимнее же время травоядные доставали еду, раскапывая мощными бивнями многометровую толщу снега.15 января 2000 года рабочие, занимающиеся строительством комплекса в Сергиево-Посадского районе, копая четырехметровый котлован, наткнулись на бивень мамонта длиной около двух метров. По мнению научных сотрудников Московского геологического института Академии наук возраст бивня составляет не менее 10 тысяч лет, а может и больше.По находке в Зарайске (1995год) ученые предполагают, что человек жил здесь в эпоху древнего каменного века – палеолита, когда по болотистой тундре Подмосковья бродили еще мамонты. Мамонта, по всей видимости, загоняли по всем правилам охоты, которые за тысячи лет практически не изменились. Только в те времена вместо ружей люди держали в руках каменные топоры, а результаты охоты означали, выживет племя или умрет голодной смертью. От добычи вскоре оставались только обглоданные кости. По Подмосковью наши предки, как считают сегодня ученые, бродили только летом. Расправившись с мамонтом, доисторические люди перекочевывали на другое место. За собой, как с тех пор у нас повелось, прибрать не позаботились. А через тысячи лет… Находка в Зарайске, имеющая мировое значение, оказалась случайной. Местным жителям и раньше попадались кремневые камни необычной формы и обломки костей, но о существовании здесь стоянки первобытного человека никто не догадывался. Первым до древних «докопался» аспирант Института археологии РАН. К великой радости ученого, им были обнаружены кремневые и костяные орудия труда, костяные же украшения, а так же череп, бивни и кости того самого съеденного некогда мамонта. На одной из хозяйственных ям лежало ожерелье из зубов песца. Нашлись остатки жилищ. Всего в России насчитывается не более десяти подобных стоянок каменного века. А в Подмосковье такая находка пока единственная. Древнейшие, более поздние поселения людей – в Подмосковье относятся к новому - каменному веку. Льяловская стоянка, найденная в верховьях современной реки Клязьмы существовала 5-6 тысяч лет назад. Щукинскую стоянку, на берегу Москвы-реки, неподалеку от Щукинского пляжа относят ко II тысячелетию до нашей эры. В то время люди были охотниками, рыболовами и селились на берегах небольших рек и озер, у самой воды, так что остатки их поселений зачастую прикрыты образовавшимся в этих местах торфяниками. Поселенцы уже пользовались огнем, умели делать из глины и обжигать на кострах грубые сосуды для варки и хранения пищи. Свои орудия жители стоянок делали из камня и кости. Так, в районе Черкизово, Зарядья (современная территория Москвы) были найдены кремневые наконечники стрел, каменное полированное долото. На водоразделах рек на месте стоянок находят и другие археологические памятники – могильники. В каждом погребении находили обычно один скелет в положении, какое часто принимают спящие люди, – с согнутыми ногами и руками. Сородичи, видимо верили в загробную жизнь и считали, что умершему понадобятся после смерти те вещи, которыми он пользовался при жизни. В могилу клали горшки, каменные наконечники стрел, каменные топоры, даже украшения. Большей частью это были ожерелья из костей и зубов животных (например, медведя). Но, что особенно важно, среди украшений встречаются и маленькие колечки из металла – бронзы. Даже небольшое количество металла, найденное в подмосковных могильниках, говорит о том, что они относятся уже не к каменному веку, а к следующей исторической эпохе – бронзовому веку. В могильниках бронзового века, относящихся к фатьяновской культуре (она названа по селу Фатьяново под Ярославлем, где был открыт первый могильник) и расположенных к юго-востоку от Москвы, бронзовых изделий встречается гораздо больше. Здесь и топоры, и кинжалы, и наконечники копий. Однажды нашли даже своеобразную бронзовую пилу. На территории Москвы и ее окрестностей сохранились, и были исследованы археологами фатьяновские могильники в районе Кунцево, неподалеку от здания Университета на Воробьевых горах.Найденные в могильниках вещи показывают, что фатьяновцы по своей культуре стояли много выше жителей стоянок. Они опередили рыболовов и охотников на целую эпоху. На стоянках рыболовов и охотников 80% составляют находки костей рыб, водоплавающих птиц, 20% – находки костей мелких зверей и птиц. А вот фатьяновцы, видимо, были уже скотоводами. В могильниках преобладают кости домашних животных: коров, овец, коз. На стоянках в начале I тысячелетия до нашей эры находят уже и железные предметы. Освоение производства железа создало новые возможности для развития местных племен. Железо получали из болотных железных руд, находившихся почти на поверхности. Железную руду вперемешку с углем насыпали в небольшую печь, сложенную из камней и глины. Уголь поджигали и через специальные глиняные трубки, нагнетали мехами в печь воздух. При таком процессе железо выделялось из руды раньше, чем расплавлялось. На дне печи при температуре 0 1200-1300 оседал губчатый тестообразный кусок железа. При таком сложном способе получения, железа сначала было мало, и оно ценилось дороже золота. Позднее, в древней Руси печь с мехами для добывания железа называлась домницей от слова «дмать», «надымать», что означало дуть, нагнетать воздух. В современном русском языке от этого слова уцелели названия домна, доменное производство, а также производное этого слова «надменный», т.е. надутый. О том, как жили в наших краях люди раннего каменного века, впервые узнали при археологических раскопках на берегу Москвы-реки возле села Дьякова (рядом с селом Коломенским). При впадении в Москву-реку глубокого оврага обнаружили возвышающийся холм. Его крутые склоны были укреплены рукой человека. В том месте, где мыс подходил к верхней береговой террасе, люди вырыли глубокий ров от обрывистого берега оврага до крутого берега реки. Землю при этом бросали в сторону мыса, и за рвом вырос высокий земляной вал. Этот укрепленный мыс теперь называют Дьяковым городищем. По нему и все близкие по типу памятники археологии называли городищами дьяковского типа, а культуру, к которой они принадлежали, – дьяковской культурой. Городища – это остатки укреплений. Суффикс «ищ» обозначает в данном случае не большие размеры, а то, что города уже нет. Так для сравнения, например, «пожарище» – не большой пожар, а место, где был пожар. Городища дьяковского типа – это небольшие поселки. За рвами и валами располагались круглые и четырехугольные жилища, иногда несколько углубленные в землю. В центре обычно помещали очаг. Кроме жилищ в поселке были общественные постройки; амбары, кузница, общий загон для скота. В таком селении могло жить несколько десятков человек. Каждое городище – это патриархальное родовое гнездо, поселок людей, сообща владевших скотом, мастерскими, разными запасами, сообща оберегавших свои богатства от нападений соседей.
Городища дьякова типа располагались почти на каждом мысу с крупными склонами по берегам небольших речек и оврагов.В Москве открыто и исследовано несколько таких городищ: само Дьяково городище, ниже по течению Москвы-реки в районе Нижних котлов; еще выше по течению между Нескучным садом и метромостом расположено Мамоново или Андреевское городище. На берегу реки Сетунь – Сетуньское городище, еще дальше за парком Фили – Кунцевское городище; недалеко от Павшино – Гольевское городище.
В Подмосковье известно около 150 дьяковских городищ. Уже в середине I тысячелетия до нашей эры в районе Москвы было целое гнездо небольших укрепленных поселков. Находки в городищах свидетельствуют о том, что дьяковцы используют железо для изготовления железных ножей, наконечников стрел, примитивных серпов, реже – топоров, конных удил, булавок. Так, на Троицком городище (в районе Можайска) были найдены и заготовки железа в виде нетолстых прутьев, свернутых в кольцо. Железо было еще сравнительно мало, и железные ножи поэтому служили для изготовления орудий из других материалов: кости, дерева. Дьяковцы знали примитивное гончарство. Из глины они делали посуду, в основном довольно грубо вылепленные от руки горшки. По поверхности горшков заостренной щепкой или костью наносился своеобразный орнамент. Внешне рисунок напоминал отпечаток какой-то грубой ткани. Такой рисунок называли «текстильным орнаментом». У всех горшков было уже плоское дно. Значит, дьяковцы знали уже плоский стол и плоский пол очага, чего не знали их предшественники. Многочисленные находки на городищах костей домашних животных говорят о том, что дьяковцы были скотоводами. Заливные луга по берегам рек тогда были отличными пастбищами. Но климат нашего края не позволяет круглый год держать скот на подножном корму. Необходимо было изготовлять для животных корм на зиму. Возможно, что отсюда и берет начало в Московском крае земледелие, о котором говорят находки серпов и наконечников мотыг. Скот, использовали тогда лишь для получения молока и мяса. Из шкур и шерсти делали одежду, обувь, даже кости использовали как материал для изготовления орудий. Рыболовство и охота у дьяковцев отошли уже на задний план, хотя и оставались важными подсобными занятиями.
ВЫВОД:Ученые считали, что дьяковские племена принадлежали к предкам угро-финских народов. А характерная для них культура – дьяковская – имеет черты определенного типа хозяйства – оседлого скотоводства лесной полосы.В верхних горизонтах культурного слоя городищ на территории Подмосковья находили глиняную посуду совсем другого типа, чем в нижних. Здесь почти нет сосудов с «текстильным орнаментом», стенки горшков гладкие, орнамент в виде насечек. Такие сосуды находят обычно на славянских поселениях в верховьях Дона, в Приднепровье. К концу I тысячелетия н.э. подобные горшки стали изготовляться на гончарном круге и распространились по всем землям, населенным славянами, от Эльбы до Волги. В связи с этим, ученые предполагают, что во второй половине I тысячелетия нашей эры в лесах Подмосковья появилось новое славянское население. Кто основал курганы и селищаКаждый, кто бродил по Подмосковью, встречал на своем пути группы невысоких холмиков. Иногда они прячутся глубоко в лесной чаще и густо заросли кустами и деревьями, иногда возвышаются посреди распаханного поля. Но в любом случае, они находятся недалеко от какой-либо реки, ручья или высохшего оврага. Правильная форма холмов (археологи называют их курганами) говорит о том, что они насыпаны рукой человека. Кем же и для чего они насыпаны? Чтобы ответить на этот вопрос, археологам пришлось раскопать множество курганов. Оказалось, что это древнеславянские могильники. Самый древний курган Подмосковья был раскопан недалеко от Москвы, у села Беседы. Это был большой холм высотой более 4-х метров. Курган в Беседах относят к сооружениям 6 века нашей эры. Эти курганы принадлежат к захоронениям древних славян – вятичей, проживающих в верхнем и среднем течении Оки. Исследователи считают, что само название «вятичи» происходит от древнего имени всех славян – «венто», «венеды». Вятичи жили уже не замкнутыми родовыми коллективами, как жители дьяковских городищ. В их селах могли жить члены различных родов, образующих соседскую общину, которую называли в древней Руси «вервь» или «мир». Об этом свидетельствуют курганные группы – кладбища целых сел. Об этих древних жителях Московского края удалось бы узнать гораздо больше, если бы раскопать места их поселений – «селища». Но селища разыскать очень трудно. Ведь они не имели укреплений – глубоких рвов и высоких валов. На месте древнего села остался только культурный слой, который можно обнаружить случайно. Иногда он в виде темной полосы выделяется в обрыве берега, иногда трактор вспахивает из земли древние черепки, по которым можно определить, что на этом месте было когда-то поселение. Следы славянского селища были обнаружены у берега Яузы на территории села Тайнинское (современный Мытищинский район). Многие селища, находившиеся на территории Москвы, разрушены городскими постройками, а в Подмосковье заняты населенными пунктами.Курганов 12-13 вв. под Москвой множество. Это очень ценные археологические памятники, так по вещам, которые в них находят, можно восстановить многие стороны жизни наших предков. Праславянский корень «моск» означал мокрый, «москы» - болотистая местность.Семьи пришельцев угро-финнов и дьяковцев настолько сдружились, что могли породниться. Первые свадьбы сроднили оба племени. Молодые поминали предков, поклонялись богине любви и брака Ладе, у воды клялись в верности друг другу и преданности родителям. Новые родственники (вятичи) раскрыли перед сурово-медлительными угро-финнами широту – размах своей души и расчет. Расчет на спокойную, благополучную жизнь своих потомков. Так началось складывание нового племени – московичей, со временем и язык у всех жителей края стал один. Отдав много из своего, соседи перешли на русскую речь, сроднились с ней. Отгородив, по обычаю, воткнутыми в землю стрелами жертвенное место, зарубили петуха, спросили покровительства у богов: Перуна (бога огня), Дождь Бога, Волоса (особо чтимого скотьего бога), поклонились силам природы, земле, рекам и отправились в поселение соседей, укрепленные рвом и валом.Чужаки говорили совершенно непонятно, но жили и думали похоже. Удивляло, что коней они держат только для молока и мяса, зато покоряло их искусство резать кости. Воевать соседи тоже не хотели, принесли подарки, особенно им понравились гладкие глиняные горшки, которые были удобнее и красивее тех, что умели лепить сами. В знак мира в свою очередь одарили гостей изделиями из кости и рога. Так началась дружба. Возможно, от живших здесь соседей финно-уграм стало известно, что река называется Москвой. От финно-угорских слов (именно из таких племен были соседи вятичей) «Моска» - черный, коровий, и «ава» - вода, то есть Москва – Черная вода или Коровья лужа. И это понятно: вокруг были болота, топи. Язык вятичей пришелся по душе соседям. Слитый, звучный, он стал источником познания мира. Хотя и сейчас в русском языке встречаются топонимы финских названий. Например, финское «ва» - вода, встречается в названиях рек Московского края, например, Протва, финское joki – река – в обрусевшем названии Ока.
Так пришельцы (вятичи) слились с соседями (угро-финские племена) завещав потомкам чтить достойного предка общим прародителем. Когда он глубоким старцем умер, оплакивали его все вместе, не пожалели утвари для могильника, где после сожжения тела на костре погребли в глиняной урне его кости. Где-то на берегу Москвы-реки стоял тысячу лет этот курган, пока археологи не раскопали, и мы не смогли узнать эту историю.