Презентация по курсу Родное Подмосковье на тему Трудовые ресурсы Подмосовья (5-8 классы)


Трудовые ресурсыУрок по курсу «Родное Подмосковье»Подг. учитель истории и социальных дисциплин МБОУ «СОШ № 8» г.о. КоролёвСумкина Анна Александровна, высш. кв.кат. Учитывая ситуацию с рождаемостью, увеличение людей старшего возраста, можно отметить снижение количества населения трудоспособного возраста (трудовых ресурсов). На протяжении многих лет трудовые ресурсы Московской области пополнялись как за счет вступления в трудоспособный возраст (15-16 лет) новых поколей жителей Московской области, так и путём привлечения сюда переселенцев из других регионов страны. В последние годы происходит сокращение численности населения, занятого на производстве по нескольким причинам:- происходит снижение трудовой активности населения в возрасте от 16 до 29 лет… - не все желающие могут найти себе работу из-за сокращения рабочих мест в результате закрытия предприятий. - многих желающих найти работу, не устраивают условия работы, оплата труда, не соответствие имеющегося образования и квалификации и др. В этой связи, для некоторых работников стала привычным безработица. Уровень безработицы в Московской области меньше, чем по всей стране, но больше, чем в Москве. Количество вакансий в Москве гораздо меньше количества безработных в Москве и Московской области. Темпы создания новых рабочих мест в Московской области ниже, чем в Москве, поэтому важным фактором получения рабочих мест является близость того или иного района Московской области к Москве. Жители пригородных районов совершают маятниковые миграции для работы в Москве. Сложнее жителям удаленных районов. Они могут ездить на работу в Москву и города ближнего Подмосковья или работать вахтовым способом (2-3 суток работа в Москве или другом крупном городе Подмосковья; 2-3 суток отдых дома), но это связано с большими физическими нагрузками (4-5 часов тратится на поездки на работу и обратно), материальными затратами (стоимость проезда, проживание в период работы и др.). Даже при условиях одинаковой зарплаты с москвичами, реальные доходы работников из дальних пригородов ниже. Самая плохая ситуация в периферийных районах области, не имеющих своих промышленных и других предприятий. Не все безработные отсюда имеют возможности ездить на работу в крупные города из-за большого расстояния, материальных затрат, уровня квалификации и т.д. Среди различных категорий работников большему риску потерять работу подвергаются женщины. Часть рабочих мест в области покрывается за счет приезжающих на заработки жителей государств СНГ, работающих в основном в строительстве, на транспорте.
Они определенный отрезок времени (в основном в летний период) работают в Москве и области, проживая в очень плохих жилищных условиях (часто в вагончиках, недостроенных домах, дачах или старых, определенных под снос, зданиях). После окончания сезона, они уезжают на свою родину: в Украину, Молдавию, Армению, Таджикистан и др.
Зарплата таких работников при переводе в национальные валюты превышает те суммы, которые они получили бы дома, в том случае, если дома такая работа вообще есть. Проверь себя.1у. Как будет решаться проблема трудовых ресурсов в Москве и Московской области, в Вашем районе, городе? Какие профессии особенно нужны Вашему городу? 2у. По картам определите районы концентрации населения и размещение крупных городов в Подмосковье. Чем объяснить малую плотность населения, отсутствие крупных городов на западе области? Сделайте выводы о возможной структуре населения.3п. Составьте диаграмму: “Соотношение городского и сельского населения в Московском регионе” и картосхему “Крупнейшие города Московской области”. 4. Подготовьте сообщения по интересующим Вас темам:“Города-спутники Москвы”, “Созвездие городов Московской области”, “Историко-архитектурные памятники Москвы и Московской области”, предложите свои темы выступления.5. Мы готовимся к конкурсу на лучший проект социально-культурного развития “Мой город в XXI веке”.Соберите материал о социальном развитии города, в котором вы живете, побеседуйте с работниками краеведческих музеев, местными жителями. Для сбора информации и подготовке к диспуту можете работать в группах.6п. Проведите небольшое социологическое исследование, чтобы выявить тенденцию к росту или снижению численности населения района, села, города, выяснить причины такого явления, определить проблемы трудовых ресурсов и основные пути их решения. Вопросы для социологического исследования с сельскими жителями:- в чем вы видите преимущества жизни в городе и селе; в чем состоят недостатки и как, на ваш взгляд, их можно устранить?- следует ли сельским жителям заниматься только сельскохозяйственной деятельностью или им необходимо развивать еще и разного рода подсобные производства, промыслы? Обоснуйте свою позицию;- какими путями должна решаться проблема развития села?- как вы считаете, в будущем сохраняться поселки сельского типа или они станут городами? Обоснуйте свою позицию;- что бы вы предложили сделать, чтобы ваш город был уютным, благоустроенным и красивым? Вопросы для социологического исследования с городскими жителями, руководителями предприятий и администрации:- отмечается ли в последние годы увеличение числа жителей Вашего города, района, села?- испытывает ли ваш район, город, предприятие, недостаток (избыток) в специалистах? Каких именно? Почему?;- каковы причины того, что люди уезжают из села(города) или приезжают в него? Уезжают на работу в другие населенные пункты или приезжают к вам из других населенных пунктов?- Что способствует миграции? Что удерживает жителей в селе?- В каком состоянии дороги, соединяющие населенные пункты вашего района?- Каковы направления развития населенных пунктов вашего города?