Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
Урок по изобразительному искусству № ___.
5 класс. Дата проведения ________________.
Тема урока: Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
Цель урока:
Создать условия для понимания красоты декоративно-прикладного народного творчества через ознакомление с искусством хохломской росписи.
Задачи урока:
Знакомство с хохломской росписью, историей возникновения промысла.
Овладение приемами хохломской росписи при выполнении практических заданий, выстраивание орнаментальной композиции.
Совместный художественный анализ изделий хохломского промысла.
Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.
Углубление знаний учащихся о народных промыслах России.
Тип учебного занятия - занятие по сообщению нового учебного материала.
Методы: Демонстрация наглядных учебных пособий (учебник). Практическая работа.
Оборудование: учебник Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 5 класс, учебник автор Неменская Л.А.
Материалы – бумага, краски.
План урока.
Организованная часть:
Приветствие.
Выяснение посещаемости и отметка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Этап подготовки к восприятию нового материала.
Ребята какой вид росписи мы изучали на предыдущем уроке? (Гжель)
Что характерно для цветовой гаммы этой росписи? (Холодные оттенки)
А из какого материала выполнены предметы быта украшает роспись Гжель?
Откройте пожалуйста учебники на стр.86-87. Учитель читает стихотворение П.Синявского «Хохлома».
Хохломская роспись
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески.
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
Объявление темы и целей.
Ребята, о каком русском промысле сочинил свое стихотворение поэт П. Синявский? (Хохлома).
Действительно, темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие народного промысла.
Изучение нового материала.
Слово учителя.
Искусство Хохломы - это гордость культуры нашей страны. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Золотая Хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю.
Вслушайтесь в само слово «Хохлома». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищенное «ох».
Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. Изготавливали в деревнях близ Нижнего Новгорода, привозили на ярмарку в Хохлому, отсюда и пошло название - «Хохломская роспись».
Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?
Изготавливалась посуда из липы, берёзы, осины. Промысел как правило был семейным, каждому находилась работа мужчины точили заготовки посуды, Посуду деревянную сушили, затем женщины шпаклевали её белой глиной, грунтовали льняным маслом, посуду шлифовали что бы не было неровностей, а затем олифой натирали пока изделие не заблестит, только потом покрывали алюминиевым порошком. После того как заготовка прошла поэтапную подготовку к росписи её расписывали стойкими масляными красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Вы спросите, а золото то откуда? Оказывается изделие расписанное покрывалось лаком и прогревалось. Лак при нагреве приобретал золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды.
Вот видите, какой трудоемкий и долгий процесс проходит посуда, прежде чем попасть к людям.
Анализ художественного материала.
Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).
Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый).
Что символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность.)
ФИЗМИНУТКА.
Из-за парт тихонько встали, И наклоны делать стали,
Раз и два, и три, четыре, А теперь все руки шири,
Делаем рывки руками, А теперь все ровно стали,
Наклонились, потянулись, Тихо на места вернулись.
Продолжим урок.
А теперь подумайте и ответьте, какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи? (растительный)
А что ещё кроме растений изображено в хохломской росписи? (птицы)
Узор, где основным мотивом является изображение образа птицы называется - орниморфный.
Главным мотивом хохломской росписи растительный узор, в основу которого легли стебли, завитки, кудрина, цветы, ягоды, листики. Внимательно присмотритесь что и как мастера делают. Они никогда точно не повторяют один и тот же рисунок.
Роспись “травка” выполняется красным, чёрным цветом создаётся из элементов осочки, травинки, капельки, усики, завитки (стр.88). Все травинки, малые и большие, кудрявиться, не касаясь стебелька “криуля”, или же собираются к одному общему “корешку”.
Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
Часто в композиции среди изящных стеблей и листочков рассыпаны спелые ягоды: малина, крыжовник, смородина, рябина и клубника а дополняют композицию цветок. Эту роспись назвали под листок или травка. Травка – главный мотив хохломской росписи.
Хохломская роспись бывает двух видов: верховая и фоновая.
Роспись создаётся поверх золотистой поверхности - это верховое письмо.
Ещё один из них приём под фон (это приём встречается только в хохломской росписи). Сначала мастер досконально выводит рисунок на поверхности бытового предмета, затем заполняет фон красной или чёрной краской, при этом оставляя крупные листья и цветы серебристым цветом. Когда фон просохнет добавляются спелые красные ягоды, травная роспись, приписки зелёной и жёлтой краской. Изделие получается очень нарядное.
Постановка художественной задачи.
Учитель предлагает поупражняться в рисовании основных элементов.
После упражнений учитель предлагает "расписать" посуду "под Хохлому". Закрепление новых знаний и развитие навыков составления декоративной композиции.
Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им предмет быта.
Практическая работа.
Задание учащимся:
1 этап. - Выполнить эскиз понравившегося в учебнике предмета быта. Выберите формат листа, предмет должен быть расположен в середине листа, выберите оптимальный размер эскиза.
2 этап. - Выберите вид росписи - по верху или под фон.
3 этап. В зависимости от вашего выбора:
а) Загрунтуйте изображение краской жёлтого цвета. Используя традиционные для росписи Хохлома цветовую гамму, приёмы и узоры распишите с помощью тонкой кисточки и красок предмет быта
б) Закрасить жёлтой краской только тот участок бумаги, где будет располагаться узор, контур обведите краской чёрного цвета. Закрасьте чёрной и красной краской фон вокруг рисунка.
4 этап - заключительный доработайте рисунок, если требуется обведите контур предмета, добавьте мелкий элементы росписи.
Самостоятельная работа детей.
Заключительная часть:
Демонстрация лучших работ, обсуждение, оценивание работ.
План анализа:
композиционное решение.
цветовое решение
аккуратность
объем выполненной работы
Рефлексия:
С каким художественным промыслом вы познакомились сегодня?
Какие основные элементы хохломской росписи вы сегодня учились рисовать?
Указания по подготовке к следующему занятию.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: Анализ пройденного материала. Подготовиться к следующему уроку, подобрать, используя различные средства информации фотографии с образцами изделий с Городецкой росписью.