Презентация о жизни и творчестве Марины Цветаевой


Марина ЦветаеваАвтор: учитель русского языка СОШ № 14 г. Вологды Субботина И.П.Милый читатель, лучший поэт нашего поколения – Марина Цветаева!Борис Пастернак, 1932 г.Знаете, для чего существуют поэты? Для того чтобы не стыдно было говорить самые больные вещи.Марина Цветаева Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве.Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой.Иван Цветаев (отец Марины Ивановны)Иван Цветаев с дочерью Мариной, 1906 г. (Марине 14 лет)Мария Мейн (мать Марины Ивановны) Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.Марина Цветаева, 1 год (1893 г)Марина (справа) с сестрой Анастасией Начало творческой деятельностиВ 1910 году Марина Цветаева опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы. Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь».«Вечерний альбом» с посвящением М. А. Волошину.Сборник «Волшебный фонарь» Кроме любви («вечерний альбом») Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все жеЛишь тебе указала в тени обожаемый лик.Было все в нашем сне на любовь не похоже:Ни причин, ни улик.Только нам этот образ кивнул из вечернего зала,Только мы — ты и я — принесли ему жалобный стих.Обожания нить нас сильнее связала,Чем влюбленность — других.Но порыв миновал, и приблизился ласково кто-то,Кто молиться не мог, но любил. Осуждать не спеши!Ты мне памятен будешь, как самая нежная нотаВ пробужденьи души.В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом доме.(В нашем доме, весною...) Забывшей меня не зови!Все минуты свои я тобою наполнила, кромеСамой грустной — любви.Марина Цветаева (фотография примерно 1917 года (25 лет)) и ее автограф Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин.Николай НекрасовВалерий БрюсовМаксимилиан Волошин Характерными чертами творчества Марины Цветаевой являются романтический максимализм, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, неприятие повседневности и быта.Я с вызовом ношу его кольцо! Да, в Вечности - жена, не на бумаге. - Его чрезмерно узкое лицоПодобно шпаге.Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови.В его лице трагически слилисьДве древних крови.Он тонок первой тонкостью ветвей.Его глаза - прекрасно-бесполезны! –Под крыльями раскинутых бровей –Две бездны.В его лице я рыцарству верна, -Всем вам, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена –Слагают стансы - и идут на плаху.3 июня 1914 (С.Э. – посвященомужу Сергею) Любовь в жизни поэтессыВ 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 года — вышла за него замуж. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).Марина с мужем СергеемМарина Ивановна с дочерью Ариадной Дети Марины и Сергея13 апреля 1917 года на свет появилась вторая дочь Сергея и Марины – Ирина Сергеевна Эфрон, скончавшаяся в возрасте практически трех лет из-за голода  в Кунцевском детском приюте.А в 1925 году в семье Эфронов родился сын Георгий, которого мать ласково называла «Муром».Справа – младшая дочь Марины и Сергея – Ирина; слева – старшая дочь АриаднаСергей Эфрон, Марина Цветаева с Георгием («Муром») и Ариадна Эфрон. Вшеноры (Чехия), 1925 г. Марина Цветаева с мужем Сергеем и дочерью АриаднойМарина Цветаева (крайняя слева), Сергей Эфрон (сзади слева), Константин Родзевич (справа сзади). Прага, 1923. Марина Цветаева (слева) в кругу семьи: сестра Анастасия (справа), муж Сергей (вверху слева), зять Минц (вверху справа), дочь Ариадна и племянник Андрей (1926 г).Ариадна ЭфронМарина с мужем Сергеем, дочерью Ариадной и сыном ГеоргиемГеоргий Эфрон с мамой Мариной «другая» любовь марины цветаевойВ 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок (ее псевдоним – Андрей Полянин); их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону.Софья Парнок В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет:Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!Романс на стихотворение Марины Ивановны «Под лаской плюшевого пледа»(цикл «Подруга»): Из цикла «Подруга»Вам одеваться было лень,И было лень вставать из кресел.— А каждый Ваш грядущий деньМоим весельем был бы весел.Особенно смущало ВасИдти так поздно в ночь и холод.— А каждый Ваш грядущий часМоим весельем был бы молод.Вы это сделали без зла,Невинно и непоправимо.— Я Вашей юностью была,Которая проходит мимо.Ночью над кофейной гущейПлачет, глядя на Восток.Рот невинен и распущен,Как чудовищный цветок.Скоро месяц — юн и тонок —Сменит алую зарю.Сколько я тебе гребенокИ колечек подарю!Юный месяц между ветокНикого не устерег.Сколько подарю браслеток,И цепочек, и серег!Как из-под тяжелой гривыБлещут яркие зрачки!Спутники твои ревнивы? —Кони кровные легки! Марина цветаева о любви:Влюбляешься ведь только в чужое, родное — любишь.«Стерпится — слюбится». Люблю эту фразу, только наоборот.Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного.Сергей и Марина Марина Цветаева о жизни:Что можешь знать ты обо мне, раз ты со мной не спал и не пил?В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел.Единственное, чего люди не прощают, — это того, что ты без них, в конце концов, обошелся.Если что-то болит — молчи, иначе ударят именно туда.Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, дурак или негодяй; чаще всего — и то и другое.Грех не в темноте, а в нежелании света. Гражданская война (1917—1922)В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая, как было сказано ранее, умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне». В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским. Эмиграция (1922—1939)В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.Марина Цветаева с дочерью Ариадной. Прага, 1924 г.Сергей с дочерью Ариадной Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете.Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.— Из воспоминаний Марины Цветаевой 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.  1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным — в Орловском централе); Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.Дом в Болшеве, где жила Марина Цветаева. Сейчас здесь находится дом-музей Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.Старая фотография: Марина Цветаева и Мур (Георгий Эфрон). 1928 г.Взрослый Георгий Самоубийство Марины Цветаевой31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить, «эвакуированным», Асеевым и сыну.Записка сыну Георгию («Муру»):Записка Асеевым:Записка «эвакуированным»: Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой».Могила Марины Ивановны Цветаевой После смертиВ эмиграции она написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: „Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева“». Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни — вот места души моей».На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».Кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного) Марины Цветаевой Дома-музеи:В православии отпевание самоубийц запрещено, но разрешить его может в особом случае правящий епископ, и в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.Отпевание состоялось в день пятидесятилетия кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.Музей семьи Цветаевых в ТарусеДом Марины Цветаевой. Борисоглебский переулок, Москва Женщине — лукавить,Царю — править,Мне — славитьИмя твое.М. И. ЦветаеваПамятная доска в Праге на доме, где Марина Цветаева с семьей жила в 1923 г.Георгий Эфрон с матерью Мариной (Сен-Лоран, 1930-е г.)