Рабочая программа по биологии для 8 класса 8 вид
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного
муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании МО
Протокол № 1
От «__»_______2015г.
Руководитель МО
____________________
Согласовано
«__»_______2015г
Зам директора по УВР
___________________
Дунаева С.В.
Утверждаю
Приказ № 110/6
от 01.09. 2015г.
Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
____________________
О.П. Тыртышная Рабочая программа
по биологии
для 8 класса
специального коррекционного обучения
Учитель: Митрошина Инна Дмитриевна
первая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе
примерной государственной программы по биологии
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва, Дрофа, 2012г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по биологии:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).
Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2015/2016 учебный год
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, -М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013г. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.
Письмо Министерства образования Иркутской области, службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области № 55- 37- 6194/15 от 02.07.2015, № 75- 37 – 1237/15 от 02. 07.2015 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2015-2016 учебный год»
Рабочая программа составлена на основе авторской, изменений нет.
Рабочей программе соответствует учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва, Дрофа, 2012 г.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 68 часов и соответствует стандарту специального (коррекционного) образования по биологии.
Рабочая программа является приложением к образовательной программе основного образования МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Данная рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса разработана на основе примерной программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г., рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2015/2016 учебный год. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк.
Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё.
Биология как учебный предмет в коррекционной школеVIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс), «Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционноговоздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:
-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе
Беспозвоночные животные: 8ч.
Черви 2ч.
Насекомые 6ч.
Позвоночные животные58ч.
Рыбы7ч.
Земноводные 3ч.
Пресмыкающиеся 4ч.
Птицы 12ч.
Млекопитающие 15ч.
Сельскохозяйственные млекопитающие 17ч.
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
http://festival.1september.ru/subjects/5/ Преподавание биологии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение»
http://studyspace.ru/istochniki-materiala-po-predmetam/biologiya-11.html - Этот сайт - преподавателя и для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
Книги о животных по категориям
Мир животных - Поведение животных и зоопсихология, а также немного о систематике
Рассказы о насекомых - Когда приходит весна, а за ней лето, мы видим насекомых повсюду. Их жизненная энергия, изобилие красок и форм поражают и восхищают. И хотя образ жизни этих животных необычайно интересен, инстинкты сложны и разнообразны, в их ганглиях удивительно мало нервных клеток
Рассказы о птицах - Поведение и систематика
http://animal.geoman.ru Мир животных цифровая тематическая библиотека по зоологии.
Книги о животных
Мир животных - Поведение животных и зоопсихология
http://bird.geoman.ru Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах.
Книги о птицах
Иллюстрированная энциклопедия птиц - В ходе своей продолжительной эволюции птицы приспособились к жизни в самых различных условиях, и потому ныне их внешний вид, строение клюва, ноги и другие части тела отличаются огромным разнообразием. Несмотря на это птиц объединяет ряд общих признаков, которые резко отличают их от других групп позвоночных животных
http://fish.geoman.ru Рыбы цифровая тематическая библиотека о рыбах.
Книги о рыбах по тематикам
Иллюстрированная энциклопедия рыб - общепринятая систематика рыб, краткая характеристика каждой систематической категории, прекрасные фотографии
http://invertebrates.geoman.ru Беспозвоночные (от простейших до насекомых) Когда приходит весна, а за ней лето, мы видим насекомых повсюду. Их жизненная энергия, изобилие красок и форм поражают и восхищают. И хотя образ жизни этих животных необычайно интересен, инстинкты сложны и разнообразны, в их ганглиях удивительно мало нервных клеток.
http://zoo-eco.zooclub.ru/ наш партнер! - Мир животных. Мировая фауна млекопитающих, рептилий, амфибий: видовые очерки, фото. Аквариумные рыбки. Содержание животных дома.
http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных
Автор: Светлана Лаврова. Занимательная ботаника. Издательство «Белый город»,2008
Автор: Н.А. Касаткина. Внеклассная работа по биологии. Издательство «Учитель», Волгоград, 2004 г.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Учебно-методическая литература.
Нормативная и правовая литература
Периодические издания
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
МультимедиапроекторЭкран настенный
Принтер
Стенды, плакаты, Аудиовизуальные пособия
Тематическое планирование по биологии в 8 специальном (коррекционном) классе
№ п/пНаименование разделов Всего часов Из них: Примечание
Лабораторные и практические (тема) Контрольные и диагностические материалы (тема) Экскурсии Введение. 2 Беспозвоночные животные 8ч
Черви 2ч Лабораторная работа
Демонстрация влажного препарата дождевого червя. Тест «Беспозвоночные животные». Насекомые 6ч Практическая работа № 1«Зарисовка насекомых»
Позвоночные животные 58 ч.
Рыбы 7 ч.
Практическая работа № 2 «Зарисовка рыб» Письменная работа по вариантам по теме «Рыбы Земноводные
3 ч.
Практическая работа № 3 «Зарисовка: развитие лягушки». Тест «Земноводные и пресмыкающиеся»
Пресмыкающиеся
4 ч.
Практическая работа № 4«Зарисовка: внутреннее строение пресмыкающихся» Птицы
12 ч.
Практическая работа № 5 «Зарисовка строения тела птицы»
Практическая работа № 6 «Зарисовка строения яйца птицы»
Практическая работа № 7«Подкормка зимующих птиц»
Практическая работа №8«Наблюдение и уход за домашними птицами». Проверочная работа по теме «Птицы» Экскурсия «Наблюдение за поведением птиц». Млекопитающие
15 ч.
Практическая работа № 9 «Зарисовка строения сердца млекопитающих»
Практическая работа№10 «Зарисовка хищников» Тест «Млекопитающие»
Сельско-хозяйственные млекопитающие 17 ч.
Практическая работа№11 «Зарисовка сельскохозяйственных животных»
Тест «Многообразие животного мира» Экскурсия на животноводческую ферму Итого 68 часов
Календарно – тематическое планирование
по биологии
Класс: 8 в
Учитель: Митрошина И.Д
Количество часов на год:68
Количество часов в неделю:2
Плановых практических работ _11__, тестов, проверочных работ __6___
Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы. Под редакцией. В.В.Воронковой и др. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г. Авторы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Учебник: Биология. Животные. для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы: А.И. Никишов. А.В. Теремов. Москва «Просвещение» 2012 г.
Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс
№ Тема Всего часов Дата проведения Корректировка
I. 1 четверть 18 ч.
Введение. 2 1. Многообразие животного мира. 1 2. Значение животных и их охрана. 1 II. Беспозвоночные животные 8 Черви 2 3. Общие признаки червей. Дождевые черви. Лабораторная работа
Демонстрация влажного препарата дождевого червя. 1 4. Круглые черви – паразиты человека. 6 Насекомые
5. Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых 1 6. Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка. 1 7. Майский жук. Комнатная муха. 1 8. Медоносная пчела. 1 9. Тутовый шелкопряд. Практическая работа № 1 «Зарисовка насекомых»
1 10. Повторение темы: «Беспозвоночные животные». Тест «Беспозвоночные животные». 1 III Позвоночные животные. 58 3.1 Рыбы 7 11. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыбы. 1 12. Внутреннее строение рыбы. 1 13. Размножение и развитие рыб.
1 14. Речные рыбы. Морские рыбы.
Практическая работа № 2 «Зарисовка рыб» 1 15. Рыболовство и рыбоводство.
1 16. Рациональное использование и охрана рыб. 1 17. Повторение темы: «Рыбы» Письменная работа по вариантам по теме «Рыбы 1 3.2 Земноводные. 3 18. Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. 1 Итого 1 четверть 18 ч.
2 четверть 14 ч.
19. Внутреннее строение земноводных. 1 20. Размножение и развитие лягушки.Практическая работа № 3 «Зарисовка в тетради развитие лягушки». 1 3.3 Пресмыкающиеся. 4 21. Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. 1 22. Внутреннее строение пресмыкающихся. Практическая работа № 4 «Зарисовка пресмыкающихся» 1 23. Размножение и развитие пресмыкающихся. 1 24. Повторение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся» Тест «Земноводные и пресмыкающиеся»
1 3.4 Птицы. 12 25. Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.Практическая работа № 5 «Зарисовка строения тела птицы»
1 26. Особенности скелета птиц
Лабораторная работа Демонстрация скелета птицы, чучел птиц. 1 27 Особенности внутреннего строения птиц. 1 28. Размножение и развитие птиц.Практическая работа № 6 «Зарисовка строение яйца птицы» 1 29. Птицы, кормящиеся в воздухе. Практическая работа № 7 «Подкормка зимующих птиц» 1 30. Птицы леса. 1 31. Хищные птицы. 1 32. Птицы пресных водоемов и болот.
1 Итого 2 четверть 14 ч.
3 четверть 20 ч.
33. Птицы, обитающие вблизи жилья человека. 1 34. Домашние куры. Практическая работа № 8 «Наблюдение и уход за домашними птицами». 1 35. Домашние утки, гуси. Птицеводство.
Проверочная работа по теме «Птицы» 1 36. Экскурсия «Наблюдение за поведением птиц». 1 3.5 Млекопитающие. 15 37. Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. 1 38. Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.Лабораторная работаДемонстрация скелета млекопитающего, чучел, 1 39. Внутренние органы млекопитающих.
Практическая работа № 9 «Зарисовка строения сердца»
1 40. Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. 1 41. Зайцеобразные.
1 42. Разведение домашних кроликов. 1 43. Хищные звери.
Практическая работа №10 «Зарисовка хищников»
1 44. Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах. 1 45. Домашние хищные звери 1 46. Ластоногие. 1 47. Китообразные. 1 48. Парнокопытные.
1 49. Непарнокопытные. 1 50. Приматы. 1 51. Повторение темы: «Млекопитающие» Тест «Млекопитающие»
1 3.6 Сельскохозяйственные млекопитающие. 17 52. Корова. 1 Итого 3 четверть 20 ч.
4 четверть 16 ч.
53. Содержание коров на фермах.
1 54. Выращивание телят. 1 55. Овцы. 1 56. Содержание овец и выращивание ягнят. 1 57. Верблюды. 1 58. Северные олени. 1 59. Домашние свиньи.
1 60. Содержание свиней на свиноводческих фермах. 1 61. Выращивание поросят.
1 62. Домашние лошади. 1 63. Содержание лошадей и выращивание жеребят.
1 64. Что вы узнали о животныхПрактическая работа № 11 «Зарисовка сельскохозяйственных животных» 1 65. Экскурсия на животноводческую ферму
1 66 Повторение и обобщение темы: «Многообразие животного мира» Тест «Многообразие животного мира» 1 67 Викторина на тему: «Сельскохозяйственные млекопитающие»
1 68 «Этот увлекательный животный мир» презентация 1 Итого 4 четверть 16 ч.
Итого за год 68 ч.