Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2015-2016 уч. г.
Анализ работы
методического объединения учителей предметов
естественно-математического цикла
за 2015-2016 учебный год
В состав ШМО естественно-математического цикла входят следующие учителя:
Ковина Наталья Анатольевна, учитель географии и химии (первая КК)
Иванько Лиля Альбиновна, учитель биологии ( первая КК)
Федорова Ирина Борисовна, учитель математики (первая КК)
Иванова Ольга Вадимовна, учитель математики и информатики (первая КК)
Алексеева Татьяна Григорьевна, учитель математики и информатики (первая КК)
Жадан Мария Степановна, учитель технологии (первая КК)
В 2015 - 2016 учебном году ШМО работало над темой «Освоение новых подходов к образованию как основного способа совершенствования качества образования»
Приоритетными направлениями работы цикла являются:
1.Формирование ключевых компетенций у учащихся, реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
2.Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования.
3.Развитие творческих способностей учащихся.
4.Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования.
5. Здоровьесбережение всех участников образовательного процесса.
6.Информатизация образовательного процесса.
Задачи методической работы:
Повышение мастерства учителя, через активизацию самообразовательной деятельности,
Повышение качества обученности, изучение передовых технологий и методов обучения.
Повышение требовательности к учащимся, выполнения домашнего задания, используя взаимосвязь с родителями.
Организация закрепления и повторения изученного. Исключить формальный подход к контролю знаний.
Дифференциация +индивидуализация обучения учащихся.
Экспертиза рабочих программ по предметам ЕМЦ.
Работа с одаренными детьми + работа со слабоуспевающими учащимися.
Работа по накоплению дидактического материала
Систематическое изучение вопросов теории и методики преподавания предметов ЕМЦ основанных на компетентностном подхде к образованию.
Обобщение и распространение положительного педагогического опыта работающих учителей.
Внеклассные мероприятия по предметам.
Исследовательская + проектная работа по предметам ЕМЦ.
Содержание работы ШМО включает в себя множество вопросов, связанных:
• с изучением нормативной базой, программными документами;
• с планированием работы ШМО;
• с изучением его отдельных тем;
• с проведением ЕГЭ -11кл.;ОГЭ-9кл.;
• проверкой качества знаний и умений учащихся (пробный ГИА в 9 кл, ЕГЭ в 11кл, мониторинги в 5 классе, контрольные срезы в 6 – 11 классах).
Учителя принимали и принимают активное участие в реализации методической темы, образовательной цели и проблемы школы. Вся работа учителей имеет практическую направленность и ориентирована на повышение профессионализма учителей.
В течение учебного года в рамках аттестации педагогов подтвердила первую квалификационную категорию Алексеева Т.Г- учитель математики и информатики , получила первую квалификационную категорию Иванова О.В -учитель математики и информатики.
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь
мастерства, являются: постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Каждый учитель в течение года продолжил работу над темой по самообразованию.
В течение года учителя знакомили своих коллег на заседаниях методических объединений с обобщенными результатами, накопленным опытом и знаниями. Так на заседании МО учитель математики Алексеева Т.Г. поделилась накопленным опытом и материалами по теме «Использования ИТ в образовательном процессе»; Федорова И.Б и Иванько Л.А рассказали о подготовке к итоговой государственной аттестации 9 и 11 классов.
Учителями МО в 2015 – 2016 учебном году проводились открытые уроки, так как это одна из форм повышения педагогического мастерства и возможность демонстрации опыта и мастерства учителя, а также один из способов повышения квалификации учителей, которые присутствуют на открытых уроках.
Давали открытые уроки Ковина Н.А «Мировой океан и его части» в 5 кл, Иванько Л.А «Жизнь организмов на планете Земля» в 5 кл, Федорова И.Б «Атмосферное давление. Вес воздуха» в 7 кл, Алексеева Т.Г « Деление числа на части» в 5кл , Иванова О.В «Умножение многочлена на многочлен» в 7 кл.
В этом учебном году запланировали продолжить работу в этом и других направлениях по составленному плану. В плане на 2016 - 2017 учебный год будут включены большее количество открытых уроков, нацеленные на формирование УУД, для обмена опытом и повышения квалификации педагогов.
Результативным фактором работы учителя является качество обучения и степень обученности учащихся, все учителя МО работают над тем, чтобы у учащихся была повышенная мотивация к изучению предметов естественно – математической направленности, так как в современном обществе всё большее значение приобретают технические профессии. Положительная мотивация учителей объясняется осознанием ими позитивного влияния на результаты собственной деятельности и результаты уровня успешности обучения.
Одно из направлений в методической работе нашего цикла – это организация работы с одаренными и способными учащимися. Работа МО направлена на создание условий для повышения познавательной деятельности учащихся и активизацию личностной позиции обучающихся по средствам самореализации и саморазвития личности, и повышение качества знаний. В нашей школе для выявления одаренных и способных детей проводятся следующие мероприятия:
- школьные олимпиады по предметам;
-различные тесты;
-внеклассные мероприятия;
-научно-исследовательская работа.
Желание и способность ребенка к углубленному изучению того или иного предмета учитывается при составлении индивидуальных планов работы, графиков занятий, и т. д.
Проведение олимпиад, один из способов выявления одаренных детей. В октябре проведен школьный этап Всероссийской олимпиады школьников среди обучающихся 5-11 классов. Победители приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
На основании протоколов школьного этапа Олимпиады 2015-2016г. по предметам естественно-математического цикла рекомендованы для участия в муниципальном этапе Олимпиады следующие учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в школьном этапе:
Предмет Класс ФИО учителя ФИ обучающегося
Математика 5 Алексеева Т.Г Васильев Алеша
5 Тумаев Сергей
7 Баранов Антон
7 Кришкевич Алексей
8 Каширина Арина
8 Ильницкая Надежда
Биология 6 Иванько Л.А
Полозов Илья
7 Баранов Антон
7 Федорова Анастасия
7 Белая Наташа
7 Ильницкая Вера
8 Кузнецова Дарина8 Ильницкая Надежда
10 Кришкевич Анастасия
11 Пюра Дарья
Физика 7 Федорова И.Б Кришкевич Алексей
8 Кузнецова ДаринаГеография 6 Ковина Н.А Полозов Илья
6 Дубинкин Дмитрий
7 Бондарь Фрол
7 Баранов Антон
7 Ильницкая Вера
7 Федорова Анастасия
7 Бигожина Анна
8 Кузнецова Дарина8 Каширина Арина
10 Кришкевич Анастасия
Работа с одаренными детьми в нашей школе имеет определенную схему, план.
Данный вид деятельности учителей по выявлению одаренных детей и работе с ними имеет большую практическую направленность. Работа способствует развитию у учащихся ключевых, коммуникативных, информационных компетенций, которые в дальнейшей жизни помогут ребенку реализоваться как личности и свободно чувствовать себя в современном мире.
Но наряду с одаренными также ведется работа и со слабоуспевающими учащимися, которая имеет свою структуру и дает положительную динамику по повышению качества и обученности учащихся по некоторым предметам. Методическая тема учителей ЕМЦ выбрана не случайно, т. к. всем хорошо известно, что процессы модернизации образования направлены на повышение качества образования, на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни общества. Подготовку выпускника школы, обладающего не только набором знаний, умений и навыков, но и такими личностными качествами, которые дадут ему гибкость и устойчивость в постоянно меняющихся условиях среды. Для подготовки такого выпускника учитель должен уметь выполнять следующие функции:
-обеспечить самоопределение, самообразование, саморазвитие личности ученика через создание благоприятных условий на уроке для творческой, личностно-ориентированной самореализации;
-развивать духовно-нравственную сферу личности ученика. Способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня;
Учителя - предметники согласно своим тематическим планам проводили входную и итоговую контрольную работу, а также использовали тематический и поурочный контроль. Проводились проверочные работы, мониторинги, пробные экзамены в 9,11 классах в виде ОГЭ и ЕГЭ . Каждый учитель нашего цикла ведет мониторинг деятельности по своему предмету, где отражает уровень обученности и качества знаний, проводит сравнительный анализ, и намечает пути дальнейшей работы. (Приложение №1)
Каждый учитель нашего МО имеет свое портфолио. Основная цель портфолио- проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности- обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Одной из главных задач нашей школы, помимо обеспечения качества образования, является обеспечение индивидуальных запросов учащихся, развитие их творческих способностей. Этому во многом способствует внеурочная деятельность по предметам.
Вся внеурочная работа в нашем МО ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников.
В течение учебного года учителя-предметники, члены МО принимали активное участие в реализации рабочих программ по предметам естественно-математического цикла в рамках реализации программы ФГОС на основной ступени образования.
Общие выводы:
Показателями успешной работы членов МО естественно-математического цикла можно считать:
· Относительно высокие результаты качества обучения и степени обученности.
· Положительная учебная и творческая мотивация учащихся, а как следствие большое число победителей в олимпиадах, конкурсах .· Больший процент тиражирования педагогического опыта.
· Применение в своей педагогической деятельности инновационных технологий.
На последнем заседании методического объединения общим решением членов МО принято считать работу объединения «удовлетворительной»
Так как в следующем учебном году в среднее звено приходят учащиеся 5-6 кл , обучающиеся по ФГОС, работа ШМО будет направлена на создание условий на уроках естественно-математической направленности для повышения качества образования при переходе школы но ФГОС ООО, а так же отработку и совершенствование подготовки к ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе по всем предметам естественно-математического цикла. Особое внимание будет обращено на преемственность между начальной школой и пятыми классами как основа сохранения здоровья учащихся.
Затруднения, выявленные в результате данного анализа:
Недостаточное тиражирование педагогического опыта.
Низкий процент участия педагогов естественно – математического цикла в конкурсах педагогического мастерства.
Результаты:
использование различных видов работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся;
сформированы методические умения педагогов по применению инновационных технологий;
сформированы методические умения по организации индивидуальной работы с учащимися.
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что основная часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения учащихся. Решение этих проблем возможно только при целенаправленной методической работе и внутришкольном контроле в соответствии с индивидуальными возможностями каждого учителя.
Руководитель ШМО: Иванько Л.А