Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокопская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ Старокопская ООШ
_____________ Т.П. Ушенина«____»____________2015 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ Старокопская ООШ
_____________Ю.В. КонстанцПриказ № ____________________
от «______»______________2015г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
Развитию психомоторики и сенсорных процессов
4 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №1от «27 »августа 2015 г
Составила учитель
Полищук
Екатерина
Николаевна
с. Старая Копь 2015 год
Паспорт рабочей программы
Тип программы Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы Рабочая программа учебного курса
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; Составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева)Категория обучающихсяУчащиеся 4 классы МБОУ Старокопская ООШ
Сроки освоения программы 1 год
Объём учебного времени 68 часов
Форма обучения очная
Режим занятий 2 часа в неделю
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Базисный учебный план МБОУ Старокопской ООШ;
Цель: развитее психомоторики и сенсорных процессов посредством проведения занятий
Задачи:
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Содержание учебного курса
№ Тема (раздел) Кол-во часов
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 10
Тактильно-двигательное восприятие 5
Кинестетическое и кинетическое развитие. 4
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 12
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (часов). 7
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) 10
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 6
Восприятие времени часов 8
ИТОГО 68
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
пользоваться элементами расслабления;
группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
смешивать цвета, называть их;
конструировать сложные формы из 6-8- элементов;
находить нереальные элементы нелепых картинок;
определять противоположные качества и свойства предметов;
самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
определять возраст людей.
№ Дата проведения
план Дата проведения
факт Наименование раздела и тем Форма проведения Оборудование
1 02.09 Обследование принятых детей Индивидуальное обследование Методики обследования
2 04.09 Обследование принятых детей Развитие моторики и графомоторных навыков 10 часов
3 09.09
11.09 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) Занятие игра в зале Мячи, скакалки, стрелки символы
4 16.09 Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) Занятие игра в зале Дорожка следов, полоса препятствий
5 18.09 Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении Занятие путешествие Мячи, скакалки, стрелки символы
6 23.09 Совершенствование точности мелких движений рук (соединение колец в цепочку) Занятие игра Мелкая мозаика
7-8 25.09 Графический диктант с усложненными заданиями Занятие практикум Т.Томилина «Зарядка для пальчиков»
9 30.09 Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) Традиционное Внешние и внутренний трафареты
10 02.10 Дорисовывание симметричной половины изображения Традиционное Игры со шнурками
11 07.10 Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) Занятие игра Материалы для аппликации
Тактильно- двигательное восприятие 5 часов
12-13 09.10
14.10 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Набор разнообразных предметов
14 16.10 Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной Практическая работа Набор разнообразных предметов
15 21.10 Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) Практическая работа Набор разнообразных предметов
16 23.10 Игры с мелкой мозаикой Практическая работа Набор мозаики
Кинетическое и кинестетическое развитие 4 часа
17 27.10 Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий Занятие игра Сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»
18 30.10 Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов Занятие игра Сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»
19-20 11.11
13.11 Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) Занятие игра Сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»
Восприятие формы, величины, цвета: конструирование предметов 14 часов
21 18.11 Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом Традиционное Предметные картинки
22-23 20.11
25.11 Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету Традиционное Предметы разнообразной формы
24 27.11 Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов Традиционное Предметы разнообразной формы
25-26 02.12
04.12 Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) Традиционное Предметы разнообразной формы
27-28 09.12
11.12 Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» Предметы разнообразной формы
29 16.12 Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» Предметы разнообразной по длине 30-31 18.12
23.12 Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) Работа с геометрическим конструктором Предметы разнообразные по толщине
32 25.12 Узнавание предмета по одному элементу Традиционное Геометрический конструктор
33-34 13.01
15.01 Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» Работа с геометрическим конструктором Геометрический конструктор
Развитие зрительного восприятия 7 часов
35-36 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) Традиционное Предметные картинки
37-38 Нахождение нелепиц на картинках Традиционное Предметные картинки
39 Дидактическая игра «Лабиринт» Дидактическая игра «Что изменилось? (4-5 предметов)» Предметные картинки
40 20.01 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» Традиционное Зрительный тренажер
41 22.01 Профилактика зрения. Гимнастика для глаз Занятие игра Зрительный тренажер
Восприятие особых свойств предметов 10 часов
42 27.01 Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение Практическая работа Сюжетные картинки
43-44 29.01
03.02 Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха Дидактическая игра «Узнай вкус» Предметные картинки и натуральны
45 05.02 Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение Практическая работа Предметные картинки и натуральны
46 10.02 Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» Практическая работа Предметные картинки и натуральны
47 12.02 Упражнения в измерении веса предметов на весах Занятие игра Предметные картинки и натуральны
48-49 17.02
19.02 Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) Традиционное Предметные картинки и натуральны предметы
50-51 24.02
26.02 Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)Традиционное Сюжетные картинки
Развитие слухового восприятия 6 часов
52 02.03 Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) Занятие практикум Детские музыкальные инструменты
53 04.03 Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» Занятие практикум Детские музыкальные инструменты, Аудио и медиа файлы
54 09.03 Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» Занятие практикум Аудио и медиа файлы
55 11.03 Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» Занятие практикум Аудио и медиа файлы
56 16.03 Формирование чувства ритма. Игровые упражнения Прослушивание музыкальных произведений Аудио и медиа файлы
57 18.03 Дидактическая игра «Угадай по голосу» Занятие игра Восприятие пространства 6 часов
58-59 01.04
06.04 Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Занятие игра в зале Мячи, скакалки, стрелки - символы
60 08.04 Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве Занятие игра в зале Мячи, скакалки, стрелки - символы
61 13.04 Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений традиционное Мячи, скакалки, стрелки - символы
62 15.04 Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) традиционное Набор предметов
63 20.04 Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) традиционное Листы бумаги разного цвета
Восприятие времени
64 22.04 Определение времени по часам Дидактическая игра «12 месяцев» Граф.модель «Сутки»
65 27.04 Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» Работа с графической моделью «Времена года» Граф.модель «Сутки»
66 29.04 Работа с календарем и моделью календарного года Игры с моделью часов Таблица «Дни недели»
67 04.05 Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей Игры с моделью часов Модель часов
68 06.04 Итоговая диагностическая игра
«Чему мы научились?» Занятие путешествие Карта города Временска