Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников: «Путешествие в страну счастья»


Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников: «Путешествие в страну счастья» 
Пояснительная записка
Школа одна из первых открывает перед ребёнком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьёй берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка. Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка.
В процессе жизни у ребёнка меняются взгляды на мир, ценностные ориентиры и цели, а также отношения с окружающими. Хотелось бы отметить, что специально проведённая работа в образовательном учреждении показала, что дети очень редко задумываются над тем, что для них является главной целью в жизни и что необходимо сделать для того, чтобы данная цель, если она есть – реализовалась. Будет ли человек счастлив, если все его жизненные цели реализуются? Что такое счастье? Из каких компонентов состоит детское и взрослое счастье? Современные родители практически не говорят детям о своих чувствах, ещё реже размышляют вместе с детьми на тему счастья. Поэтому, появилась необходимость создавать ситуации для размышления по поводу счастья, которые в свою очередь помогут детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.
Предлагаемый конспект психологического занятия – тренинга для младших школьников способствует принятию сверстниками друг друга и сплочению класса, помогает детям настроиться на успех и повысить самооценку.
Конспект психологического занятия - тренинга
Цель: создание для ребёнка возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.
Задачи: создать ситуацию для размышления по поводу счастья; формирование у детей чувства единения, сплочения с группой; повышение самооценки учащихся.
Материалы: магнитофон с записью музыки цветов; луч – указка; колокольчик; цветы – визитки по количеству участников группы для оформления «волшебной поляны»; ватман; цветные карандаши; лучи солнца; мордашки зверей; цветы для букета; фотоаппарат.
Упражнение № 1: «Знакомство».
Цель: приветствие; включение в работу; создание положительного эмоционального фона; снятие мышечного и эмоционального напряжения; развитие воображения; повышение уверенности в себе.
(дети сидят по кругу, звучит спокойная музыка, в центре кабинета на полу раскладываются «волшебные цветы – визитки»).
–Добрый день, ребята! Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие, в одну волшебную, сказочную страну – Зазеркалье. Для того чтобы оказаться в этой стране, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
И так… реснички опускаются, глазки закрываются.Мы в волшебную страну с вами отправляемся…
Вот и лёгкий ветерок наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.Здесь нам дышится легко, ровно, ровно, глубоко.Вот поляна перед нами с необычными цветами…Здесь и бабочки кружатся, на цветы они садятся.Вот и ветер, наш дружок всем принёс он холодок.Колокольчик он задел, колокольчик зазвенел. (звенит колокольчик)
– Ребята, вот мы с вами и оказались в стране Зазеркалье на волшебной цветочной поляне. Здесь цветы умеют разговаривать между собой. А вы хотели бы, услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне? Давайте представим себя такими же красивыми цветами.
Для этого представим, что мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, а из семечек появились росточки, они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными белыми ромашками. А сейчас ромашки, давайте познакомимся.
(Дети находят ромашки со своими именами, прикрепляют у себя и представляются).
– Какие чудесные ромашки! Присаживайтесь ромашки.
Упражнение № 2: «Что такое счастье?».
Цель: создать условия для размышления – что такое счастье?
– Ребята, а как вы думаете, счастливы ли цветы на этой полянке? Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое счастье, можем ли мы быть счастливы в одиночку или же только рядом с кем – нибудь? В какие моменты мы бываем особенно счастливы? Давайте свои ответы мы запишем на лучах солнца и прикрепим к нашей волшебной поляне цветов.
(Заслушиваются высказывания детей о представлении счастья, записываются и прикрепляются на ватмане).
Хорошо, молодцы, ребята!
Упражнение № 3: «Липучки».
– Ребята, сейчас я попрошу всех встать и по моему сигналу вы начнёте произвольно двигаться по комнате. На счёт стоп, вы должны остановиться и объединиться руками с тем человеком, с кем вы оказались на этот момент. Давайте попробуем! Далее опять двигаемся и по сигналу стоп объединяемся руками по три человека, далее по четыре человека и в конце должны вместе взяться за руки.
Упражнение № 4: «Летний дождь».
– Ребята, вы когда – нибудь попадали под дождь? Давайте представим, что наши цветочки попали под дождь. Сейчас я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Как – то раз поднялся ветер (ведущий трёт ладони).
Начинает капать дождь (клацание пальцами об пол).
Дождь идет всё сильнее и сильнее (поочерёдные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень (хлопки по бёдрам).
А вот и град – настоящая буря (топот ногами).
Но что это? Буря стихает (хлопки по бёдрам).
Дождь утихает (хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю (клацание пальцами).
Тихий шелест ветра (потирание ладоней).
Выглянуло солнышко! (руки вверх и улыбаемся друг другу).
Упражнение № 5: «Дом счастья».
Цель: Формировать у учащихся умение понимать дуг друга, дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя в центре внимания, тем самым повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно.
– А сейчас ребята, хотелось бы обратить ваше внимание на доску.
Давайте представим себе, что мы можем построить «Дом счастья». Как он может выглядеть? Сейчас вы по очереди будете выходить к доске и рисовать наш общий дом.
(Дети по очереди выходят и рисуют контур дома, цвета для рисования выбирают сами.)
– Вот у нас получился наш «Дом счастья». А кто же будет жить в нём?
Упражнение № 6: «Жители дома счастья».
Цель: формировать чувство единения с группой, способствовать сплочению группы.
– Ребята, давайте на мордашках, которые лежат на парте, нарисуем свой автопортрет и обязательно отразим в нём своё настроение.
(На готовых шаблонах «мордашках» дети рисуют глаза, нос, губы (улыбку)).
– А сейчас, пришло время заселиться в наш «Дом счастья»
(дети по очереди наклеивают мордашки на «Дом счастья»).
– Посмотрите ребята, какой замечательный у нас получился «Дом нашего счастья».
– Ребята, а кто из вас хочет быть по – настоящему, счастливым человеком? (Все дети поднимают руки).
– Давайте все вместе дружно пожелаем: «Мы хотим быть счастливыми!»
– Вы обязательно будете счастливы! Ваше желание обязательно сбудется!
Упражнение № 7: «Прощание с поляной».
Цель: способствовать сплочению группы, создать положительный эмоциональный фон в конце занятия.
– А сейчас, давайте все встанем в круг, и как только образуется круг, путешествие наше закончится. Сейчас, я раздам вам по цветочку и пусть каждый из вас поделиться частичкой своего тепла и пожелает добра, радости и счастья и поставит свой цветок в эту волшебную вазу.
– Ребята, чтобы этот дом счастья остался с нами как память о нашем путешествии на волшебную цветочную поляну давайте с вами вместе сфотографируемся!
Педагог – психолог МБОУ НОРШ с.Стерлибашево _________ З. Т. Файрузова