Открытое логопедическое занятие по теме Дифференциация предлогов и приставок


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА №73
Открытое логопедическое занятие по теме:
«Дифференциация предлогов и приставок».
(групповое занятие для детей младшего школьного возраста, имеющих дисграфические ошибки на фоне ОНР)
Учитель-логопед: Ерохова Юлия Ивановна
МОСКВА
2012 г.
Логопедическая тема: предлоги.
Грамматическая тема: предлог как часть речи.
Лексическая тема: игрушки.
Цель: актуализация знаний о предлоге как о части речи.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить знания детей о предлоге как о самостоятельном слове;
- совершенствовать навык составления предложения по картинке и языкового анализа предложения;
- развивать приемы сравнения, обобщения, классификации.
Коррекционно-развивающие:
- актуализировать знания о раздельном написании предлогов с другими словами;
- формировать навык раздельного написания предлогов с другими словами;
- формировать навык дифференциации идентичных корней, корней-омонимов и корней, имеющих графическое и акустическое сходство;
- корригировать и развивать зрительный гнозис;
- корригировать и развивать связную устную речь через пополнение и активизацию словаря, и формирование полноценного речевого высказывания;
- развивать зрительное и слухоречевое внимание;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Воспитательные:
- воспитывать навык самостоятельности в работе;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать бережное отношение к пособиям, своим вещам.
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку учащихся;
- проводить работу по профилактике нарушения зрения;
- чередовать статические и динамические задания;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование: магнитная доска, сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютер.
Мультимедийное обеспечение: презентация к уроку.
Ход занятия.
Этапы
занятия Виды работы на этапе Деятельность
педагога Деятельность
учащихся Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
I.Организационный момент. Установление контакта педагога с учащимися.
Проверка готовности к занятию.
1.Д/и «Посмотри и ответь»
2. Д/и «Делай так» Приветствие.
Логопед демонстрирует картинку с изображением мяча в различных пространственных положениях относительно предметов мебели (стол, шкаф, диван).
Логопед говорит инструкции:
-положить ручку на тетрадь
-положить ручку в тетрадь
- положите ручку за тетрадь
- положите ручку под тетрадь
-положите ручку тетрадь.
-Какое задание не смогли выполнить, почему?
Учащиеся встают у своих парт, приветствуют гостей.
Проверяют готовность к к занятию.
Учащиеся отвечают где лежит мяч (под столом, на диване, за шкафом…)
Учащиеся выполняют задания логопеда.
Отвечают на вопросы.
(Последнее задание было непонятно). Подготовить учащихся к плодотворной работе в течение всего занятия.
Подвести к теме занятия.
II. Основная часть. 1. Семантическое значение предлогов.
2. Работа с текстом.
3. Дополнение словосочетаний предлогами.
4. Динамическая пауза.
5. Составление предложения по картинке. - Ребята, когда я «забыла» назвать нужный предлог, вы не смогли понять куда надо было положить ручку. А какие слова помогали вам правильно выполнять остальные задания? (за, на, под, в, перед…)
Как называются эти слова? Что показывают предлоги в предложении?
Логопед демонстрирует слайд:
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота…
Из какого произведения этот отрывок, кто автор?
Что потом случилось с мячом?
Какие слова помогли нам узнать по какому маршруту катился мяч?
К какой части речи относятся эти слова?
Как записываются предлоги рядом с другими словами?
Логопед демонстрирует слайд:
Забежал …угол, вбежал …школу, наступил …палку, отрезал …куска, сняла …веревки, побежал …дороге, отскочил …двери, начертил …листке.
Логопед включает музыку
и показывает движения.
На доске сюжетная картинка, изображающая куклу, сидящую на столе
- Что нарисовано на картинке?
- Что она делает?
- Где сидит кукла?
- Составьте предложение.
- Сколько слов в этом предложении?
- Какое слово показывает, где именно находится кукла?
Как пишутся предлоги в предложениях? Учащиеся отвечают на вопросы.
(Предлоги).
(Предлоги показывают, где находится предмет или направление его движения).
Учащиеся читают стихотворение.
Отвечают на вопросы.
(в, до, под, до)
(это предлоги)
(раздельно-это самостоятельные слова)
Дети читают словосочетания, говорят чего в них не хватает. Записывают словосочетания в тетрадь, вставляя предлоги.
Дети повторяют движения за педагогом под музыку.
Дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы.
(кукла)
(сидит)
(на столе)
Кукла сидит на столе.
(четыре)
(на)
(раздельно с другими словами)
Дети записывают предложение в тетрадь. Развивать и корригировать слухоречевую память учащихся.
Развивать внимание, память, орфографическую зоркость.
Актуализировать знания о раздельном написании предлогов с другими словами. Развивать логическое мышление.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать связную речь.
Формировать навык раздельного написания предлогов с другими словами.
IV. Итог занятия. Оценка деятельности учащихся на занятии. Педагог предлагает детям вспомнить, что они выполняли на занятии. Дети отвечают, что им запомнилось и особенно понравилось. Обобщить тему занятия. Развивать память.