Статья на тему: «Развитие устной и письменной речи на основе зрительного и слухового восприятия»
Статья на тему: «Развитие устной и письменной речи на основе зрительного и слухового восприятия»
Колотько Наталья Ивановна
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа- интернат № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как показывает школьная практика, у детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдаются трудности в обучении связанные с отставанием в речевом развитии.
Первостепенной задачей уроков русского языка и чтения считаю развитие устной и письменной речи учащихся с О.В.З.
И, следовательно, работа по развитию речи умственно отсталых учащихся является неотъемлемой частью обучения русскому языку и чтению в коррекционной школе.
Важность этой проблемы объясняется крайне бедным запасом учащихся. Они не знают многих слов, являющихся названиями предметов, явлений действительности и служащих для выражения отношения к высказываемой мысли. Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяют умственно отсталым учащимся выразитель описывать явления, предметы, ограничивают возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли.
Речь учащихся примитивна, шаблонна, недостаточна точна. Характерна количественная и качественная ограниченность словарного запаса. Характер ошибок проявляется в неточном употреблении слов, неправильно оформленной речи, нет сложных фраз, предложения короткие, нарушена связная речь.
Целью работы считаю развитие устной и письменной речи, расширение и обогащение словарного запаса учащихся, перевод слов из пассивного словаря в активный. И как следствие подготовка к самостоятельной жизни и адаптации в социуме.
Основные трудности, которые возникают в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии можно сформулировать следующим образом:
1) стойкие нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью языковых средств;
2) низкая концентрация внимания;
3) ограниченный словарный запас;
4) низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация)
Следует вспомнить, что восприятие – отображение образов предметов в зависимости от доминирующего анализатора. Восприятие у учащихся с О.В.З. характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире.
Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяют учащимся выразительно описывать явления, предметы, ограничивают возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли. Это приводит учащихся к односложным ответам с одной стороны, закомплексованности, неуверенности с другой.
В систему работы по развитию речи входят уроки - игры, диалоги, заочные путешествия, дискуссии.
Для развития устной речи нужно применять коррекционные упражнения, дидактические игры, различные виды диктантов, творческие работы, изложения, сочинения-описания, комментированное письмо, письмо по памяти, словарно-орфографические минутки, работа над предложением и текстом. На уроках учимся подбирать антонимы, синонимы.
Активный словарь учащихся очень беден прилагательными. Они, как правило, употребляют прилагательные, обозначающие цвет, величину, величину предмета, и употребляют их, как правило, только в именительном и винительном падеже. У учащихся отсутствует точное понимание значений прилагательного, употребляющихся в разговоре переносном смысле, например, золотое сердце - золотое кольцо, а также прилагательные обозначающих форму, пространственные и временные отношения. Школьникам свойственно нечёткое и неточное понимание противоположного и близкого признака. Они совершенно не употребляют прилагательные, характеризующие душевные, эмоциональное состояние людей. Красочность, выразительность прилагательных, обилие синонимических рядов дают ценнейший материал для интересных творческих упражнений. Которые мы выполняем. Для закрепления правописания родовых и падежных окончаний прилагательных могут быть даны упражнения, связанные с использованием синонимов и антонимов, на замену прилагательных с безударным окончанием, прилагательным с ударным окончанием.
. В письменных работах учащихся коррекционной школы встречаются ошибки, связанные с нарушением согласования сказуемого с подлежащим. (Молоко закипела.)
Как в устной, так и в письменной речи учащиеся употребляют одни и те же глаголы. В связи с этим можно предложить подобрать к глаголу целый ряд глаголов синонимов. Умение заменить глагол синонимом или синонимическим словосочетанием поможет учащимся избавиться от тавтологии в устной и письменной речи, что особенно важно, так как это наиболее распространённая ошибка учащихся коррекционной школы. Для развития устной и письменной речи даю упражнения, где нужно вставить глагол или, наоборот, подобрать к данному глаголу походящее по смыслу существительное.
Останавливаться обязательно на правилах употребления глаголов: надеть и одеть, так как эти глаголы не различаются учащимися, и уточнять случаи употребления каждого из них. Такая же стилистическая ошибка наблюдается и при употреблении глаголов: снять и раздеть.
В конце каждой темы провожу тестирование и на основе тестов провожу диагностику виде диаграммы, из которой вижу пробелы в знаниях учащихся, что помогает строить дальнейшую работу.
Также неотъемлемой частью работы над развитием речи является работа с деловыми бумагами такими как: (заполнение анкеты, написание адреса на конверте, письмо заявления, заполнение бланков оплаты за коммунальные услуги, расписки, доверенности), которые пригодятся им в дальнейшем.
Успех работы по развитию речи во многом зависит от видов упражнений, которые должны совмещать в себе грамматические задачи с задачами по развитию речи.
Упражнения по развитию речи должны быть разнообразными. Особое место принадлежит упражнениям, связанным с выяснением значения слова, ибо освоить правописание какой-либо орфограммы без ясного представления значения слова невозможно.
Знакомство со словом должно проходить несколько стадий: нахождение незнакомого слова в тексте, выяснение значения слова, работа над стилистическим своеобразием слова и правильностью его употребления, использование учащимися новых слов в устных и письменных высказываниях, нахождение в тексте ошибок, связанных с неправильным употреблением слова, исправление ошибок. Необходимо расширять словарь учащихся за счёт введения в упражнения незнакомых слов и соответствующей работы с ними.
С изучением темы «Состав слова» работа над словом только начинается, нужно проводить систематически на протяжении всех лет обучения. Изучение состава слова является основой грамотного письма, с одной стороны, и базой для развития речи учащихся с другой.
Далее идёт работа над предложением. Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие учащихся связной, логической речи. Богатый материал для этой работы представляет изучаемые в школе темы: «Распространённые предложения», «Сложные предложения». При закреплении правописания падежных окончаний существительных, прилагательных и личных окончаний глагола могут быть использованы упражнения с деформированным текстом.
Упражнения на составление предложений полезно давать на материале отдельных слов или словосочетаний с заданием включить данные слова или словосочетания в предложения.
Далее идёт работа над текстом. Это самая трудоёмкая работа. Перейти от слова к предложению и от предложения к тексту.
Знакомясь с понятием имя существительное, учащиеся с трудом вспоминают слова, которые являются названиями явлений, качеств, признаков действий и состояний. Учитель даёт такие упражнения, которые помогут расширить понятие имя существительное.
При изучении темы «Местоимение» нужно использовать различные виды упражнений. Местоимение как часть речи не изучается полностью. Учащиеся знакомятся лишь с понятием личное местоимение, необходимом для понимания личных форм глагола. При подборе упражнений нужно учитывать ошибки, которые могут возникнуть в употреблении личных форм глагола. Допускают ошибки в употреблении формы 3-го лица единственного и множественного числа с предлогами, когда к личным местоимениям прибавляется буква – н - (у его, к им, от её, вместо: у него, к ним, от неё). Неумело пользуются учащиеся личными местоимениями в письмах. Зная, что Вы – вежливая форма обращения, учащиеся не могут выдержать эту форму до конца письма. Вежливую форму Вы, стоящую в косвенных падежах учащиеся пишут со строчной буквы.
При составлении простых и сложносочинённых предложений учащиеся повторяют одно и то же подлежащие, выраженное местоимением (Летом я отдыхала в деревне, я ходила на речку купаться. Мы сделали парник. Весной мы высадили рассаду.) Для исправления таких ошибок могут быть предложены следующие задания: прочитать предложения, внести в них необходимые исправления, устранить лишние слова; заменить повторяющиеся существительные личными местоимениями; заменить, где целесообразно, выделенные местоимения существительными, подбирая синонимы; исправить ошибки в употреблении личных местоимений; прочитать и объяснить, почему употребление личных местоимений вызывает неясность; исправить предложения, заменяя местоимения подходящими по смыслу существительными. Подобные задания к упражнениям повышают интерес учащихся к предстоящей работе, так как помогают понять, что пользоваться личными местоимениями нужно умело, соблюдая определённые правила. Упражнения, связанные с исправлением ошибок в письмах, прививают учащимся интерес к изучению русского языка как средству общения между людьми, вырабатывают навык культурного общения.
Наречия для учащихся является самой трудной частью речи , так как даже определение понятия признак действия очень сложно для учащихся. Трудность изучения данной части речи объясняется ещё и тем, школьники редко употребляют наречие. Поэтому наряду с изучением правил правописания наречий учитель школы должен стремиться к тому, чтобы учащийся как можно больше и чаще вводили в активный словарь наречия, приучались пользоваться ими в речи. Разные упражнения и задания помогут учителю обогатить речь школьников и ввести наречия в их активный словарь.
Изучения числительного также необходимо связать с развитием речи. Закрепление правил правописания числительных можно провести на упражнениях творческого характера. Учитель должен научить учащихся правильно употреблять числительные в повседневной речи, ликвидировать те речевые ошибки, которые встречаются у учащихся при склонении числительных. Упражнения на правописание числительных можно связать с изучением правописания безударных гласных в корне слова, образованием и правописанием сложных слов, имён существительных и прилагательных.
При изучении тем: «Простые предложения», «Сложные предложения» , «Прямая речь»- необходимо научить учащихся пользоваться этими конструкциями в живой и разговорной речи. Большая роль в этой работе принадлежит упражнениям творческого характера. Составление предложений приучает учащихся сознательно относиться к строю своей речи, вырабатывает умение контролировать себя в процессе письма.
Психологические исследования показывают, что без развития устной речи учащихся корявая, словарь беден, преобладает бытовой.
Развивать речь – это значит учиться хорошо, говорить, слушать, писать и читать. Речь - процесс двусторонний: один участник такого процесса создаёт высказывание в устной или письменной форме, другой это высказывание воспринимает.
В качестве центральной дидактической единицы выступают предложение и текст, позволяющие вести обучение языку на основе построения речевого высказывания в устной и письменной форме. Систематизированная работа над предложением и текстом создаёт условия, когда грамматические категории языка утрачивают доминантность и становятся средством овладения учащимися коммуникативными умениями.
Изучение таких основных частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, должно быть нацелено на различение не только грамматических признаков слов, но и на дифференциацию их лексического значения. Группировка слов по принципу смысловой и корневой родственности с последующим включением этого гнезда в высказывание даёт возможность точнее использовать слова в предлагаемом контексте, употреблять их в качестве средств связи предложений в тексте, обращая внимание на одинаковое написание корневой гласной во всех родственных словах. ( Приятно бежать ранним утром по стадиону. Беговые дорожки блестят от капелек росы. Медленная пробежка для разминки, и можно рать старт контрольного забега. Скоро соревнования!)
Для того чтобы работа над диалогической и монологической речью была более осознанной, необходимо ознакомить учащихся в процессе выполнения упражнений с некоторыми закономерностями построения текста.
Так, в 5 классе школьники тренируются в различении набора отдельных предложений и связного высказывания, озаглавливают текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.
В 6классе на основе отработанных умений школьники выделяют части текста: вступление, главную часть, заключение; учатся соблюдать ту же структуру текста в своих устных и письменных высказываниях.
Для стилистической обработки текста учащиеся используют местоимения и фразовые синонимы, исключают неоправданные повторы, подбирают слова точного выражения мысли в каждом предложении.
Введение учебного диалога и разговора на бытовую тему учит старшеклассников правильно отбирать слова в зависимости от стиля речи, использовать соответствующие структуры предложений.
Большое внимание уделяется включению в предложения изобразительных средств языка, свойственных художественному стилю письменной речи. Ученики составляют тесты повествовательного и описательного характера, учатся использовать наречия как для точности отражения в речи выполняемых действий, так и для связи предложений друг с другом.
(В лесу стоял птичий гомон. Тонко цвенькала синичка. Звонко куковала кукушка.
С полей до деревни доносился шум тракторов. Там шла уборка картофеля.)
Ученики наблюдают за использованием сложных предложений в тексте, самостоятельно составляют их, включают сложные предложения в связное высказывание с элементами рассуждения.
Также они работают со всеми тремя типами текстов (повествование, описание, рассуждение), отбирают словарь для художественного текста и деловых документов, знакомятся с научным стилем на примере книг по другим учебным предметам.
С целью повышения мотивации речевой деятельности школьников нужно подбирать интересные для их возраста тексты и темы для составления собственных текстов-рассуждений, включать некоторые игровые моменты, предлагать речевые ситуации для построения диалогов.