Коррекционное занятие для учащихся с трудностями в обучении.Профессии людей
Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности для учащегося 2 класса по программе специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Подготовила: учитель-дефектолог Асламова А.А.
Тема: Профессии людей.Задачи:
развивать умение образовывать форму множественного числа существительных от названий профессий;
развивать умение подбирать слова-синонимы;
развивать умение образовывать и использовать в речи конструкцию Если бы…, то…;
развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, речь;
воспитывать уважительное отношение к труду людей различных профессий.
Оборудование: картинки с людьми различных профессий, карточки для самостоятельной работы.
Ход занятия
Организационный момент.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Сообщение темы занятия и целей.
– Тема нашего занятия «Профессии людей».
Формирование знаний и представлений о профессиях. Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
– Послушай внимательно стихотворение. О каких профессиях в нем говорится?
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
И сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у нас огонь погас -
Это раз!
Грузовик привез дрова -
Это два!
А в-четвертых - наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется - пилот!
С лесенки ответил Вова:
- Мама - летчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры!
А у Левы мама - повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!
- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама - вагоновожатый,
И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот!
Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо!
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
– Какие профессии названы в этом стихотворении? (Лётчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)
– Найди на картинках представителей данных профессий. (Учащемуся даются картинки для выбора)
– Кто такой вагоновожатый? (Вагоновожатый – это водитель трамвая.)
– Чем занимаются люди этих профессий? (Летчик – летает на самолете, перевозит людей и грузы. Милиционер – человек, который поддерживает общественный порядок. Повар – … и т.д.)
Образование формы множественного числа существительных.
– Все взрослые люди работают. Ты вырастешь и тоже выберешь себе профессию. Нашей стране нужно много людей различных профессий: парикмахеров, слесарей. Продолжи – кого еще?
В магазин – много … (продавцов)
В школу – много … (учителей)
В детский сад – много … (воспитателей)
В милицию – много … (милиционеров)
В больницу – много … (врачей, докторов)
В столовую – много… (поваров)
В ателье – много … (портных)
На стройку – много … (строителей)
Подбор слов-синонимов.
– Иногда одну и ту же профессию можно назвать по-разному, разными словами. Посмотри на картинки и назови эти профессии. (Приложение 1.)
(Швея-портниха, шофер-водитель, летчик-пилот, врач-доктор)
– Составь предложения со словами швея, летчик, врач, шофер.
– Замени в предложениях эти слова, назови эти профессия по-другому.
Физкультминутка.
Я – шофёр, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины. (имитация вождения автомобиля)
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор. ( подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты, приставив ладони к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки. (шитьё, прибивание молотком, пляска)
Наши лётчики – пилоты
Приготовились к полёту. ( руки в стороны, наклоны корпуса)
А портной сошьёт для нас
Брюки – просто высший класс. ( имитация шитья)
Я - маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом. (плавные взмахи руками вверх-вниз)
Использование в речи конструкции Если бы…, то…
– Как ты думаешь, какая профессия самая важная, самая нужная, самая главная? Давай пофантазируем, что было бы, если бы не было продавцов, учителей, уборщиц. Начинай свой рассказ со слов ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО … А кого не было бы, тебе подскажет картинка.
Работа с деформированным текстом. (Самостоятельная работа)
– Найди в предложениях ошибки и исправь их. Запиши предложения правильно. (Приложение 2)
Проверка, учащийся зачитывает исправленные предложения.
Упражнение на координацию речи и движения: «Умелые руки».
Наши руки умелые такие, Поворачивают то вверх, то вниз
Наши руки – руки золотые! Сжимают кулачки
Они умеют вышивать,
Шить и шарф вязать.
Подметать и стирать.
Суп варить, пыль вытирать.
Тарелки чисто мыть,
Красить и белить. Загибают пальцы по одному.
За порядком следить. Грозят пальчиком.
Вот они какие – Сжимают кулачки.
Руки золотые. Фонарики.
Задание на развитие внимания, зрительного восприятия.
– Посмотри внимательно на две картинки, найди отличия. (Приложение 3)
Итог занятия. Рефлексия.
– Сегодня мы познакомились с разными профессиями, назови, какие ты запомнил.
– Какая профессия является самой важной?
– Какое задание тебя понравилось выполнять? Какое вызвало у тебя затруднения?
– Ты сегодня хорошо поработал, Молодец. На этом наше занятие закончено.
Приложение 1
Приложение 2
Парикмахер учит детей на школе. – ____________________________
__________________________________________________________________
Продавец заводит на машине мотор. – __________________________
__________________________________________________________________
Врач на магазине продает сыр. – _______________________________
__________________________________________________________________
Приложение 3