Посиделки «Не забытое старое» сотрудничество с родителями и детьми


Посиделки «Не забытое старое»
сотрудничество с родителями и детьми

Цель: Способствовать гармонизации родительски-детских взаимоотношений, через использование фольклора.
Участники: дети средней группы, родители детей.
Оборудование: Помещение достаточное для проведения подвижных игр (оформленное в фольклорном стиле), столы, стулья, материалы для изготовления куклы (тряпочки, синтепон), музыкальное сопровождение (фольклорная хороводная музыка).

Теоретический блок (проводиться только с родителями).

Когда я просто на тебя смотрю, то за тебя судьбу благодарю.
Когда твоя рука в моей руке, то все плохое где-то вдалеке.
Когда щекой к твоей я прислонюсь, я ничего на свете не боюсь
Не существует безупречных слов, что могут передать мою любовь.
И оттого, что рядом ты со мной, я добрый, я хороший, я живой.
Эльдар Рязанов.

Сегодня мы предлагаем посвятить встречу теме воспитания детей, и особенностям взаимоотношений детей и родителей. Под воспитанием мы понимаем не общепринятое педагогическое определение, а трактовку, используемую раннее русским народом: воспитание – в ось питание. Люди утверждали, что каждое слово, каждое прикосновение, каждое действие родителя по отношению к ребенку, как семечко, брошенное в плодородную почву, которое всегда прорастает и от качества семян зависит урожай, так и только от слов родителей, их действий, их воспитания зависит, каким будет ребенок, когда вырастет, каков будет их «Урожай».
В последнее время мы все чаще оглядываемся назад, вспоминаем традиции, обычаи русского народа, от которых так легко отказались в свое время и получили результат, который не всегда нас устраивает, это и непонимание между родителями и детьми, отчуждение, отсутствие уважения, часто и болезни, проявленные и на уровне тела, так и на уровне психики.
Родителям предлагается провести параллель стилей воспитания в старые и современные времена. Выделить отличия, особенности взаимоотношений, возможные причины столь сильного изменения стилей взаимоотношений.
Основной отличительной особенностью воспитания принятого на Руси и воспитания настоящего времени – это отсутствие или чрезмерное снижение взаимодействия родителей и детей. Если раньше с младенчества матери носили детей, подвязывая к своему телу, так что ребенок постоянно чувствовал телесный контакт с матерью, то в настоящее время детей катают в колясках, с самых первых дней лишая тем самым ребенка телесного контакта с собой.
Высокая занятость родителей, темп жизни, посторонние тети, которые сидят с детьми, проблемы, также накладывают отпечаток, родители и дети практически не видятся не то что обнимаются в достаточной для полноценного, гармоничного развития ребенка, часто когда вся семья дома, все заняты своими делами, при этом дети заняты чисто индивидуальным действием – игрой в компьютер или просмотр телевизора. Дети практически перестают играть в сюжетно – ролевые игры, но ведь в игре ребенок моделирует взаимоотношения, а их недостаточно.
Безусловно, на выбор стиля взаимоотношений между ребенком и родителями влияет много факторов.
Многие авторы, в частности Б.Ю. Шапиро, в качестве детерминанты родительского отношения выделяет особенности развития самого ребенка.
В психологической литературе, описана достаточно обширная феноменология нарушения родительского, и в частности, материнского отношения к детям с проблемами в развитии и здоровье, максимально большое значения в развитие ребенка, его эмоционально-личностной сферы, волевой имеет материнское отношение к ребенку.
Акцентируя внимание на спокойствии, терпеливости, справедливости и последовательности родителей в общении с проблемным ребенком, А Н. Смирнова также подчеркивает необходимость особого, индивидуального подхода к ребенку, учета его особенностей. И дает, наш взгляд, интересную мысль, что ребенок будет счастливее, если, его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним.
Как показал анализ литературы, специфика взаимоотношений заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей может усугубить имеющую проблему развития детей.
Авторы приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих ребенка с проблемами в развитии.

1. родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, появлению неадекватных реакции у ребенка, нарушениям в развитии личности.

2. чрезмерная опека родителей. Ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка беспомощным и также приводит к еще большему отставанию в развитии.

Во всех случаях нарушения детско-родительских нарушений, ребенок испытывает значительные эмоциональные нагрузки, которые в большинстве случаев остаются не реализованными. Как подчеркивают исследователи (Якубанец Б. Шапиро.Д., Сергеева Л.С.) у многих людей невозможность реализовать, отрегулировать негативные эмоциональные переживания в связи с издержками воспитания, переживаемыми стрессами постепенно приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще разрушительных, негативных или неуместных), к утрате глубины переживаний, к оскудению диапазона эмоций (или к усилению их хаотичности и разрушающей интенсивности)., что в свою очередь усугубляется нарушением телесного, тактильного контакта между членами семьи
Форма непосредственных физических прикосновений обеспечивает ребенка необходимой информацией. Взрослый, шлепая, подталкивая, удерживая малыша, сообщает ему эмоционально-значимую оценку происходящего: «беги быстрее», «остановись, опасно», «не мешай, отойди», и т.д.
Физические воздействия взрослых несут на себе функцию непосредственных регуляторов поведения ребенка. Объятия и поцелуи матери говорят ребенку, что он «хороший, любимый», успокоительные поглаживания дают ему понять, что он находиться под надежной защитой. В то время как мать предоставляет возможность ощущения ребенком интимной человеческой любви, отец приводит ребенка и человеческому обществу, побуждает к отдаче, социальному развитию.
Отсутствие телесной поддержки не только лишает ребенка чувства защищенности, но может способствовать развитию психосоматических проявлений.
Невозможность ребенка реализовать свои базовые потребности, к которым относятся и прикосновения, тактильный контакт, способствуют возникновению, обретению зон хронического напряжения, которые блокируют эмоции, силы, способности, ограничивают ресурсы жизненности тела, ведут к различным заболеваниям.
Как пишет Лайонел Тейлор: «чувство прикосновения – самое значимое чувство в нашем теле, прикосновение – это не просто поверхностное физическое касание участка кожи, оно может являть сильное эмоциональное воздействие, поскольку в коже человека расположено около пяти миллионов тактильных рецепторов и вся информация о разнообразных рецепторов поступает в головной мозг человека. Прикосновение стимулирует повышенный выброс в организм эндорфинов, что помогает справиться со многими стрессогенными ситуациями».
«Руки любящего родителя, могут принести гораздо больше пользы, чем руки более знающего, но формально относящего к своей работе специалиста» пишет психолог В. Поздняков.
В области прикосновения создается зона повышенного, осознанного внимания.
Раньше, на Руси, люди чтили традиции, которые передавались из поколения в поколение, дети перенимали большинство традиций через игру еще в раннем возрасте. Многие традиции теперь исчезли, многие из них даже забыты, но выполнение ритуалов несло в себе много значения, значимости, развития, в том числе и для формирования телесной значимости человека, эмоциональных взаимоотношений, психологического здоровья. Может, поэтому раньше дети росли в ситуации уважения к родителям, а может это влияло и на здоровье людей.

Практический блок (родительско-детская группа)
Мы предлагаем Вам, вместе с детьми, окунуться в необычную ситуацию, и поиграть в игры наших предков.

1. Хороводная игра «Ходит Ваня» (модифицированная).
Цель; способствовать установлению телесного контакта родителей и детей, расширению представлений родителей о возможных способах установления телесного контакта. Способствовать снятию психомышечного напряжения родителей и детей, эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность.
(Дети стоят внутри круга родителей. Дальнейшие действия, детей и родителей, осуществляются согласно словам песни).
Ходят детки, ходят детки, ходят по кружочку.
Ищут детки, ищут детки для себя дружочка.
Нашли детки, нашли детки для себя дружочка.
Обнимите, обнимите милого дружочка.
Поцелуйте, поцелуйте сына али дочку.

2. Хороводная игра с платком. «Платочек». (модифицированная)
Цель: способствовать установлению телесного контакта родителей и детей, расширению представлений родителей о возможных способах установления телесного контакта. Способствовать снятию психомышечного напряжения родителей и детей, эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность.
(родители держат большой платок за кисти, дети прячутся под ним, при звучании р.н. мелодии родители двигаются по кругу, когда музыка останавливается, родители немного приподнимают платок, а дети находят, подбегают к родителям и обнимают)

Много раньше времени, родители и дети, проводили вместе, вместе работали, вместе отдыхали, вместе играли, вместе игрушки делали, когда из дерева строгали, когда из соломы плели, но чаще всего игрушки делали из ткани.
И сегодня мы предлагаем Вам изготовить игрушку своими руками, игрушку из ткани – «Куклу – скатку».

3. Изготовление игрушки «Кукла – скатка».
Цель: способствовать установлению телесного контакта родителей и детей, расширению представлений родителей о возможных способах установления телесного контакта, на основе фольклора.
После трудного дня, когда все дела переделаны можно и отдохнуть, мамочки брали своих самых любимых деток на коленки, нежно обнимали и пели песни, дети пели своим игрушкам.
Мы с вами тоже, сейчас, споем колыбельную песенку. Мамы своим деткам, а ребята своим куколкам. Садитесь по удобнее.
Дети вместе с родителями изготавливают куклу.

4. Колыбельная.
Цель; Способствовать установлению телесного контакта родителей и детей. Способствовать снятию психомышечного напряжения.
Ой, люлющки, люлюшки, прилетели гулюшки.
Стали гули ворковать, стали деточек качать.
А котики серые, да хвостики белые, по улице бегали.
По улице бегали, сон да дрему собирали.
Сон да дрему собирали, да в сумочку складали.
Да в сумочку складали, домой дрему принесли.
Дрема к деткам забрела, под головку спать легла.
Ой, люлющки, люлюшки, прилетели гулюшки.
Стали гули ворковать, стали детки засыпать.
Была на Руси еще одна традиция, которая помогала любой семье крепкой быть да дружной - всегда за стол садиться всей семьей, и мы вас приглашаем за стол садиться всем вместе, всей семьей дружной, да чайку отведать.

5. Чаепитие.
Цель; Способствовать сплочению диады матери и ребенка и родительского и детского коллектива.

Рефлексия встречи проводиться через анкетирование родителей.

1. Ваша оценка сегодняшней встречи...........................................................................................................................................

2. Хотите ли вы продолжать такого рода встречи.............................................................................................................................................

3. Ваши пожелания по поводу проведения мероприятий с родителями....................................................................................................................................

Привычки (какие)...........................................................................................................................

- взаимоотношение между детьми в семье, с бабушками, с родителями.....................................



- запреты, наказание.........................................................................................................................

- капризы, непослушание, упрямство..............................................................................................

- самостоятельность детей................................................................................................................

-интеллектуальное развитие.............................................................................................................

-другие (укажите).................................................................................................................................

5. В какой форме Вы бы хотели, чтобы был представлен материал:

- письменно. - устно.

Другая (укажите)..........................................................................................................................

6. Какая форма проведения Вам кажется более интересной

- консультации.
- занятие с детско-родительской группой,
- тренинговые занятия,
- дискуссии, диспуты, круглый стол..
- другая (укажите)..............................................................................................................................

Спасибо за сотрудничество.

15