Конспект открытого занятия: Из бабушкиного сундучка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №28»
Конспект открытого занятия
в подготовительной группе «Б»
по теме: «Из бабушкиного сундучка»
Воспитатель: Фоменко К.П.
В заветный бабушкин сундук Ты загляни, любимый внук: Любая вещь из сундука – Народной истории строка.
г. МИХАЙЛОВСК
2015 г.Тема занятия: «Из бабушкиного сундучка»
Цели: углубить знания детей об устном народном творчестве, развивать память сообразительность.
Задачи:
1. Знать и употреблять в своей речи элементы русского фольклора; активизация слов по теме НОД;
2.Развивать у детей познавательный интерес;
3.Продолжить знакомство детей с неповторимыми культурным наследием, созданным народом
4. Формировать уважение, нравственного и бережного отношения к традициям предков;
5. Воспитывать любовь к малой Родине.
Методы: наглядные (демонстрация), словесные, практические(игра)
Приемы: использование презентации, использование художественного слова, прием «Волшебный сундучок», выполнение игровых действий.
Оборудование: медиапроектор, сундук, прялка, маски сказочных героев.
Предварительная работа: заучивание считалок, чтение художественной литературы, работа с иллюстрациями.
Ход НОД:
Эпиграф:
В заветный бабушкин сундук Ты загляни, любимый внук: Любая вещь из сундука – Народной истории строка.
Звучит русская народная музыка. Дети вместе с воспитателем входят в зал, становятся в круг.
Психологический этюд.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу и нашим гостям.
(Дети стоят в кругу, воспитатель в центре, радом с ним прялка)
Воспитатель вместе с детьми: Доброе утро, солнце!(руки вверх)
Доброе утро, небо! (руки вверх)
Доброе утро, гости! (руки в стороны)
Воспитатель: ребята, перед вами старинная вещь. Это прялка. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленту. (воспитатель крутит прялку и говорит) Будьте на занятии легкими, веселыми и уверенными как эти ленточки. (все дети садятся на свои места в зале.)
Воспитатель:
Добрый день, детушки-касатушки!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Много у меня ребят, и для каждого из вас у меня доброе слово найдется. А доброе слово и для вас готово.
Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладки яблочки в саду!
Я - мудрая бабушка или бабушка народной мудрости. У каждого народа есть такая бабушка. Вот вы, в какой стране живете? (в России). Значит, я бабушка мудрости русского народа. Вы живете в России. Как вас всех можно назвать? Правильно, россияне.. . А россияне - это все народы, проживающие на территории России. Ребята, а как вы думаете, в чем моя мудрость? (ответы детей) Я много знаю. Знания мои копились веками, передавались из поколения в поколение. И вот дошли до вас. Все, что я знаю, отдаю людям. Мудренных советов да секретов у меня, ой, как много. Сумейте послушать, сумейте подумать, сумейте и ответ дать. А расскажу я вам сегодня об устном народном творчестве. Ведь русский народ богат на шутки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки и считалки, да веселые частушки.
Устное, потому что ничего не записывали, не умели писать), а только пересказывали друг другу. А ещё в старину говорили не рот, а уста. Вот и получается: передавали из уст в уста.
Народное, потому что придумывал народ.
Творчество, потому что сочиняли, творили сами люди.
Если вы обо всем этом знать будете, то и мудрее станете. А все мои секреты мудрости собраны в этот сундучок. Бабушкин сундучок-это кладезь мудрости. Расскажу вам все по порядку. А помогать мне будут мои внученьки. В моем сундучке разноцветные ленточки, выбрав любую из них, вы узнаете много нового.
Красная ленточка. Пословицы и поговорки.
Бабушка: В старые времена наш народ устно выражал все свое творчество, используя пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки-это меткие выражения, придуманные народом. Пословицы всегда поучительны и в каждой есть мораль, то есть вывод, к которому нужно полезно прислушиваться. Пословицы и поговорки есть почти на все случаи жизни. Чаще всего они учат нас простым истинам: не делать зла ближнему своему, быть трудолюбивым, дорожить дружбой. Ну а вот вы сейчас у меня в гостях. Внученьки, дорогие, давайте вспомним с вами, какие слова говорили на Руси при встрече гостей?
Внучка 1:Хороший гость дому радость.
Внучка 2: Гостю первое место и красная ложка.
Бабушка: Ребята, а вы знаете пословицы о встрече гостей?
Доброму гостю хозяин рад.
Много гостей, много новостей.
Чем богаты, тем и рады.
Любишь гостить , люби и к себе звать.
Внимание на экран. Чему нас учат эти пословицы?
(Поскорей подрастай да в работе поспевай; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и др.)
- Чему учат пословицы?
Бабушка: Народ очень точно охарактеризовал пословицу. «Поговорка – цветок, половица-ягодка», «Пословица всем делам помощница», «Пословица-век не сломится»
Белая ленточка. Загадки.
Диалог внучек.
Внучка 1 : Ох, и не простое это дело загадки отгадывать.
Внучка 2 : А сколько таланта и мастерства нужно , чтобы создать загадки.
Бабушка : Загадки тоже придумывал простой народ, поэтому о них можно сказать, что они русские народные. Итак! Русские народные загадки! Да не простые, а с подсказками. Мои внучки знают много загадок, а отгадки на эти загадки вот здесь. (стол с предметами-«ответами»).
Внучки по очереди:
1.Сижу верхом, не знаю на ком.
Знакомца встречу, соскочу, привечу.(шапка)
2.Всех я вовремя бужу, никого не подвожу.(петух)
3.Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковка-нос, в руке-метла,
Боится солнца и тепла.(снеговик)
4.Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.(ложка)
5.Я модница такая,
Что всем на удивление!
Люблю я бусы, блестки,
Любые украшения.
Но на мою, поверьте,
Великую беду
Наряд мне одевают
Всего лишь раз в году! (Ель)
Бабушка: Ребята, что вы не нашли отгадку? Все внимание на экран. Конечно, это елочка. Но это непростая елочка. Давайте все встанем и послушаем что будет нам говорить елочка и попробуем повторить за ней. (На экране елочка. )
Дети выполняют физкультминутку.
Зеленая ленточка. Слова-перевертыши. Считалки.
Дети рассаживаются после разминки. Бабушка напоминает о сундучке.
Бабушка: Ребятушки, мы ещё не все секреты раскрыли. Давайте заглянем в наш сундучок. (Достают ленточку). Я сейчас вам прочту необычные стихи:
Жив, здоров-лежу в больнице,
Сыт по горло-есть хочу,
Хоть корову проглочу.
Рано утром, вечерком.
Поздно на рассвете,
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Эти стихи называются перевертышами. (вместе с детьми определяет, что же здесь перевёрнуто. Предлагается детям придумать свои перевертыши по методике Дж.Родари)
Игра «Скажи наоборот».(рисунки на экране)
1.Щенок лежит на коврике.
2.Маша ест за столом, а Мурка под столом.
3. Звонко мяукают утята, Тонко квакают котята.
Какие мы с вами сочинители! Вот и народ сочинял пословицы, поговорки и считалки. Ребята, а вы знаете считалки? (Дети читают считалки) Бабушка читает детям свою считалку.
Белка прыгала-скакалаИ на ветку не попала,А попала в царский дом,Где сидели за столом:Царь, царевич,Король, королевич,Сапожник, портной.Кем ты будешь такой?Выбирай поскорей,Не задерживай добрыхИ мудрых людей!
Шла коза по мостикуИ виляла хвостиком.Зацепилась за перила,Прямо в речку угодила.Кто не верит, это онВыходи из круга вон!
Три веселых карапузаНа базар пошли гурьбой,И купили три арбуза -Темный, светлый и рябой.Кто рябой арбуз принес,Тот и водит! Всех за нос
Бабушка: А где используют считалки? Правильно, для игры. Вся хитрость считалок заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово, а еще можно выбрать ведущего в игре.
Желтая ленточка. Русские народные игры.
Бабушка: Славно мы с вами потрудились. Угадывали загадки, сочиняли стихи. Я думаю нам нужно отдохнуть. Согласны, ребята? Но сначала, давайте откроем сундучок и вытащим ленточку. Ой, да какая длинная. Это не простая ленточка, а игровая. Русский народ кроме пословиц. Загадок создал игры. После трудового дня или в праздники народ любил петь, танцевать, играть. И мы сейчас поиграем в игру колечко с лентой. Нам необходимо стать в круг. Теперь все обеими руками беремся за ленточку. Ребята, смотрите, на ленте колечко. Мы будем его быстро передвигать руками, пока ведущий с закрытыми глазами читает считалку. Как только ведущий идет искать колечко, тот, у кого на данный момент колечко крепко держит его в руке. А водящий должен с трех раз угадать у кого кольцо.Когда водящий угадывает и называет имя кого-либо, то ребенок должен обе руки снять с ленты. Если водящий угадал ребенка, то он ведущий.
Считалка:
Ты катись, катись, колечко,
К нам на красное крылечко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Я иду кольцо искать!
(Игра заканчивается. Дети обмениваются впечатлениями.)
Розовая ленточка. Частушки.
Бабушка: Открываем сундучок, достаем ленточку. Частушки .Внучка 1 :Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются они на одном дыхании, в быстром ритме.
Внучка 2 :Считается, что «частушка» и само слово образовалось от слов «частить» или «частый». Один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут.
Бабушка: Наши ребята подготовили нам частушки. Послушайте их.
(Дети поют частушки)
Бабушка: Вот и подошло к концу наше с вами первое занятие по устному народному творчеству.
Много интересного вы узнали. Но это еще не все. На следующих занятиях мы обязательно поговорим о русских народных праздниках, о русском народном танце, костюме и о народном прикладном искусстве. А завершить занятие « Из бабушкиного сундучка» я хотела бы русской народной пословицей: « А ларчик, просто открывался!»
Рефлексия.
Детям предлагают выбрать колобка веселого и грустного, чтобы определить свое отношение к занятию.