План урока по биологии Вирусы


Тема урока: «Вирусы»
Цели урока:
Образовательные: сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности и значении.
Развивающие: развивать умение работать с текстом, формировать познавательный интерес обучающихся к теме, посредством применения различных приемов работы на уроке .Воспитательные: воспитывать культуру общения, потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: учебник Пономарева И.Н. и др. Общая биология. Базовый уровень.
лассы. Москва. Дрофа. 2011, презентация «Вирусы, их многообразие».
I.Актуализация опорных знаний студентов
1.1. Индивидуальные задания для студентов
В1. Закончите следующие фразы:
А) Синтез запасов АТФ клетки происходит в_______________
Б) фотосинтез осуществляется в_______________
В) Биосинтез белка происходит на ______________
Г) Избирательный транспорт веществ осуществляет__________
В2. Установите соответствие между органоиды клетки и их функциями.
ФУНКЦИИ                                                                                                           ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ
А) Имеет двумембранную оболочку с порами                                                    1) Ядро
Б) Хранит наследственную информацию и участвует в ее передаче                2) Митохондрии
В) Содержит ядрышко, в котором собираются рибосомы
Г) Содержат множество ферментов, участвующих в синтезе АТФ
Д) Отвечает за синтез АТФ
Е) Содержит кариоплазму  
1.2. Блиц-опрос для студентов
1. Единицей всех живых организмов является .. (клетка)
2. Назовите царства клеточных организмов…(растения, животные, грибы,
бактерии)
3. Энергетический процесс, происходящий только в растительных
клетках..(фотосинтез)
4. Благодаря какому органоиду в клетки происходит фотосинтез? (хлоропласт)
5. Назовите органоид, внутри которого содержатся ферменты? (лизосомы)
6. Главный компонент ядра (хромосомы)
7. Что хранят хромосомы? (наследственную информацию)
8.Ее роль это избирательная проницаемость ..(плазматическая мембрана)
9. Роль этого органоида- обеспечить клетку энергией..( митохондрия)
II. Изучение нового материала
2.1. Открытие вирусов
Прослушайте интересную информацию. Определите, о каких загадочных существах идет речь?
 Конец ХIХ века. В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики,   установил, что он невидим в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем  болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейеринк. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывают не микробы, а «жидкое заразное начало», размножающееся лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не «жидкое заразное начало», как предполагал Бейеринк.
- Что это за существа? Каково ваше предположение? (ответы обучающихся - вирусы). Это и будет темой урока. И прежде чем мы приступим предлагаю вам выполнить задание №1
Задание 1. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно. В переводе с латинского «вирус» означает «яд». Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы, называется вирусология.
Ученые до сих пор спорят: вирусы – это существа или вещества?  А как считаете вы?  В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются?
На данном этапе урока мы выявим черты сходства и отличия вирусов и живых организмов.
2.1 Строение и жизнедеятельность вирусов
Задание 2. Используя текст учебника, составьте сравнительную характеристику
Линия сравнения Живые организмы Вирусы
1.Размеры 2. Особенности строения 3. Генетический материал 4. Способность к размножению 5. Характерные процессы жизнедеятельности На основании изученного материала сделаем вывод:
Вирусы имеют очень маленькие размеры, различимы в электронный микроскоп.
Имеют простое неклеточное строение: нуклеиновая кислота + белки.
Наследственный материал вирусов представлен либо ДНК, либо РНК.
 Генетический материал вирусов, попав в клетку организма-хозяина, начинает синтезировать собственные и-РНК и белки.
Вирусы – внутриклеточные паразиты, вне клетки не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.
Физминутка. Дыхательные упражнения.
 Существуют специальные упражнения, которые помогают изменить  настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и, конечно же, с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение?
III. Значение вирусов
А теперь именно с этой здоровой нотки мы и перейдём к вопросу здоровья. Когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, СПИД (демонстрация слайдов презентации). В настоящее время одним из самых опасных и не изученных до конца являет СПИД.. Что мы знаем о СПИДе? (сообщение студента)
IV. Домашнее задание
По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара:  Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка». Как вы думаете, почему он так сказал? Напишите дома эссе на эту тему.