Конспект урока Вирусы — неклеточная форма жизни
Конспект урока по биологии в 9 классе
Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни».
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне, и может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.
Китайская пословица
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации «Вирусы» и «СПИД», видеофильм «Вирусное заражение», дидактический материал, демонстрационный материал.Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.
Ход урока.
I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.
II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.
На столах лежат листочки (обратной стороной), на которых написаны термины (по 1 на каждом). Учащиеся каждой группы по очереди вытягивают по 1 листочку и дают определение какому-либо биологическому термину. В случае правильного ответа они получают 2 балла, если ответ с ошибками – 1 балл, в случае неправильного ответа -0 баллов. Остальные члены группы могут исправить ошибку. Общие баллы суммируются как результат работы группы.
III. Введение знаний.
1. Исследовательская работа.
Исследовательская модель: «Обучение исследованию».
Столкновение с проблемой: «Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора?»
Вербализация, т.е. проговаривание проблемы. «Вирус — это существо или вещество?»
Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.
Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.Некоторые факты.
После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.
В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.
Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.
Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.Некоторые факты.
Д.И.Ивановский пытался вырастить возбудителя мозаичной болезни табака на искусственных питательных средах. Но серия экспериментов не дала положительных результатов.
В 1935году Венделлом Стенли были получены кристаллы вируса мозаичной болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться.
Вирусы имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют обмен веществ клетки - хозяина, ее ферменты и энергию.Попав в клетку, вирус начинает использовать системы биосинтеза белков и нуклеиновых кислот клетки для синтеза собственных биополимеров. Вирусные частицы появляются сразу «взрослыми».
Конструкция вируса: в защитной «одежде» из белка заключено наследственное вещество — геном (ДНК или РНК).
4.Построение объяснения.
Сторонники биологической природы вирусовВирусы способны размножаться.Они обладают наследственностью.Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.Сторонники химической природы вирусов.Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.Вирусы не растут.Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).Выводы:
-Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.
-Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.
-Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.
5.Анализ хода исследования.Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.
Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.
2.Презентация «Вирусы».Вопрос учащимся: Какие дополнительные сведения о вирусах вы узнали из этой презентации?
3.Динамическая пауза. Физкультминутка – упражнение «Буратино» и элементы дыхательной гимнастики.
По образному выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, вирусы - «это плохие новости в упаковке из белка».
Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.
Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.
4.Работа с таблицами.
Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.
Вирусные заболевания.
Название болезни Возбудитель Поражаемые области тела Способ распространения Тип вакцинации
Грипп Микровирус одного из трёх типов А, В, С Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи. Капельная инфекция. Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.
Оспа Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус). Дыхательные пути, затем кожа. Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны). Живой ослабленный
вирус.
Корь Ксовирус (РНК – содержащий вирус). Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник. Капельная инфекция Живой вирус.
Коревая краснуха Вирус краснухи Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа. Капельная инфекция Живой вирус
ОРВИ Самые разные вирусы. Дыхательные пути, обычно только верхние. Капельная инфекция. Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.
Полиомиелит Вирус полиомиелита (РНК – содержащий). Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга. Капельная инфекция. Живой вирус.
Жёлтая
лихорадка Вирус, переносимый членистоногими Кровеносные сосуды и печень. Переносчики – членистоногие, например клещи и комары. Живой вирус
Свинка Ксовирус( РНК – содержащий) Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь. Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной. Живой вирус.
5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?
Витамины, марлевая повязка, мыло, носовой платок, одноразовые носовые платки, зубная щётка.
Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.
6.Презентация «СПИД».
Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.
7.Видеофильм.
Задание для учащихся. После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).
IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.
Творческая работа учащихся по написанию синквейна.
Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.
Правила написания синквейна (на доске):
В синквейне 5 строк:
понятие (одно слово)
прилагательные (два слова)
глаголы (три слова)
предложение (из четырех слов)
существительное (одно слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Пример синквейна по данной теме (на доске):
1.СПИД
2. Опасный, смертельный.
3. Калечит, уродует, разрушает.
4. Чаще распространяется из–за невежества.
5. Боль.
Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.
262508924828500V.Итоги урока. Рефлексия.
Моя работа на уроке
157734058420002625090584200026250905841900 Практическая польза
Интерес
Работа класса
Фамилия, имя__________________________
Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?
Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.
VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Изучить материал параграфа 2.11- для всех учащихся класса; подготовить сообщения «История открытия вирусов», «Вирусы и онкология»; постараться решить проблему: «Как вирусу, у которого генетический материал — РНК, удается совершить подлог информации в ДНК клетки и организовать производство вирусов?» (для этого необходимо использование не только материала сегодняшнего урока, но и применение знаний о строении нуклеиновых кислот и процессе биосинтеза белка в клетке) – индивидуальные задания.
Самоанализ урока
Предмет, класс: общая биология, 9 класс.
Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Тема метапредметного учебного занятия: знание и информация.
Данный урок включён в тему «Клетка» курса общей биологии. Проведённый урок является заключительным в данной теме, ранее учащиеся познакомились с историей изучения клетки, её химическим составом, строением эукариотических и прокариотических клеток и с процессом реализации в клетке наследственной информации. Поэтому изучение строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточной формы жизни в конце общей темы является её логическим завершением.
В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируются учителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций. В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.
Проверка знаний проводится в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности. На следующем этапе уроке использована исследовательская модель: «Обучение исследованию». Она включает в себя 5 последовательных ступеней: 1.Столкновение с проблемой.Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Естественное любопытство дает первый толчок исследовательской любознательности.2. Вербализация, т.е. проговаривание проблемы (начальный этап ее решения). Этот прием предложили Л.Резник и Р.Глейзер, основываясь на данных психолого-педагогических исследований.3. Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.4. Построение объяснения. Ученики формулируют объяснение. В ходе обсуждения класс вырабатывает такое объяснение, которое полностью соответствует исходной ситуации.5. Анализ хода исследования. Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход. В данной модели «Обучение исследованию» формируются исследовательские навыки, что служит не только усвоению знаний как обобщений, но освоению самого процесса, в котором создаются и проверяются эти обобщения. Кроме того, формируются умения анализировать, сравнивать, делать выводы, коммуникативные навыки и навыки культуры межличностных отношений: корректности, коммуникабельности. Данная модель хорошо подходит для использования в данном классе в силу возрастных и индивидуальных особенностей.
На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом. Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.
По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа.
Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Данный урок можно рассматривать в рамках метапредмета «знание и информация», поскольку у учащихся формируется способность работать с понятиями, систематизирующая способность по обработке новой информации. Материал данного урока имеет междисциплинарные связи с такими науками, как химия (состав вирусной частицы), медицина (вирусные заболевания), валеология (вопросы здоровьесбережения), физика (рефлексия в виде графика), русский язык (написание синквейна), философия (китайская пословица) и др.
Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.
АМОАНАЛИЗ УРОКА БИОЛОГИИ «СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ» В 5 КЛАССЕ
Данный урок является пятнадцатым в поурочно – тематическом планировании и вторым в разделе «Многообразие организмов». Тема продолжает развивать знания обучающихся о многообразии организмов.
Тип урока: Обретение новых знаний.
Цель урока:
Предметно – дидактической целью я поставила – формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии.
Дятельностноя: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решения проблемных вопросов; создание условий для образовательных результатов:
Личностных (осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к воспроизведению научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию). Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы, выделять существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их, работать с информацией и преобразовывать ее, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятии решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно –следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; умение организовывать учебную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами).
Предметных (знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о спорообразовании у бактерий.)
Задача урока:
Познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Познакомить учащихся с разнообразием форм бактерий.
Сформировать представление о спорообразовании бактерий.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Положительный результат в достижении обозначенных вопросов возможен лишь при правильном соотношении особенности обучающихся и выборе форм и методов.
Характеристика класса: 5 класс – общеобразовательный класс. В классе 25 учеников: 10девочек, 15 мальчиков. Ребята все одного возраста. Не у всех сформирована высокая учебная мотивация. 10 %обучающихся учатся на отлично; 65 % - на «хорошо»; 25 % имеют удовлетворительные результаты. Предмет преподается на базовом уровне. Психологический климат в классе положительный.
Исходя из характеристики класса, мною были выбраны следующие формы и методы.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в паре, организация взаимопроверки, обсуждение поставленных вопросов и проблем.
Методы: словесный, практический, частично – поисковый, наблюдение, информационно –обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, рефлексивной деятельности; приемы технологии развития критического мышления через чтение.
Основные этапы урока: Организационный этап; этап проверки домашнего задания; мотивационно –целевой этап, организационно – деятельностный.
Дидактическая задача организационного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап включал в себя взаимные приветствия, фиксацию отсутствующих, проверку подготовленности обучающихся к уроку. Этот этап очень важен, но он должен быть кратковременен. Я постаралась, чтобы он был по –настоящему мобилизующим. Ребята быстро включились в работу, так как я осуществление этого этапа проводится систематически.
Задачей проверки домашнего задания было установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранение в ходе проверки неточностей, допущенных при выполнении домашнего задания. Биология –это понятийный предмет. И я стараюсь с самого первого урока прививать правильный навык в работе с понятийным материалом. На предыдущем уроке я с ребятами уделила достаточно времени этому вопросу, поэтому задание не вызвало трудности у большинства обучающихся. Опрос осуществлялся фронтально. Но были и те, кто не справился с заданием. Это убеждает в необходимости систематически работать в этом направлении.
Моивационно –целевой этап включал в себя формулировку темы и цели урока. Ребята по ФГОС обучаются с первого класса. Они всегда активны и даже с элементом соревновательности работают над поставленными задачами. Я стараюсь создать условия для самостоятельной формулировки: мотивирую учащихся к определению темы и цели урока. Предпринятое задание «Верно ли утверждение» подвело их к кругу вопросов, которые они хотели бы решить. Ребята успешно справились с этим заданием.
Организационно - деятельностный этап включал в себя открытие нового через решение проблемы.
«Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?» Ребята работали в паре, осуществляя взаимопроверку. Выясняя особенности строения бактериальной клетки, ребята работали с текстом учебника. Я стараюсь прививать навыки осмысленного чтения, прибегая к графическим символам. Предлагаю делать карандашом пометки на полях:
v-было известно;
+-новая информация;
?- информация не вполне понятна. Ребятам очень нравится такой осмысленный «взрослый» подход. Они с удовольствием любят, как задавать вопросы по тексту, так и отвечать на них (я предлагаю всегда сначала ответить «сильным ученикам»Давая новый материал, я стараюсь дать конкретную информацию, которой нет в учебнике. Я всегда это отмечаю. На уроке я использовала термины: кокки, спириллы, бациллы, вибрионы. Ребята нравится опережающая информация, они с удовольствием соотносили форму бактерий с терминами.
Физкультминутка
Один из принципов современного обучения – принцип активности и сознательности. Ученик будет активным, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие оказывается осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды является рефлексия. Рефлексия, я считаю, может быть не только в конце урока, но и на разных ее этапах. Поэтому закрепление материала (повторная работа с заданием «Верно ли высказывание?»), взаимопроверка –это деятельность, которая направлена на осознание пройденного пути. В конце урока была предложена ребятам анкета, которая позволит им осуществить самоанализ, дать качественную оценку уроку.
Активность обучающихся была достаточно высокой.
Смена видов деятельности, физкультминутка не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент. Темп урока был оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Считаю, что урок достиг цели, результативен, так как обучающиеся правильно выполнили задание. Задачи урока реализованы в полном объеме.
.
Данный урок является 3 уроком главы 4 «Опорно - двигательная система», на изучение которой по плану отводится 6 часов. Изучению данной темы предшествовало изучение значения ОДС и изучение строения скелета человека.
Изучение темы урока опирается на знания учащихся:
- об особенности строения скелета человека;
- о функции опорно - двигательной системы;
- о функциях скелета;
- об особенности строения скелета головы, туловища человека, верхних и нижних конечностей.
Знания о мышцах позволит в последующем создать целостную картину строения и значения ОДС, использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, соблюдения мер профилактики нарушения осанки, соблюдения мер профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах.
Тип урока – комбинированный - был определен по количеству структурных единиц (актуализация опорных знаний учащихся, мотивация учебной деятельности школьников, сообщение темы, цели и задач урока, восприятие нового учебного материала, осмысление учебного материала, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов урока, задание на дом)
На уроках данного типа решается несколько дидактических задач:
- повторение пройденного и проверка домашнего задания;
- изучение и закрепление новых знаний.
Задачи, решаемые на уроке:
Образовательные:
Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам, показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги и являются неотъемлемой частью ОДС.
Научить распознавать на таблицах основные группы мышц человека.
Сформировать элементарное представление о физиологии мышечного сокращения и утомления.
Развивающие: развитие познавательной деятельности через работу с наглядным и раздаточным материалом; формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способности учащихся.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Стержневыми для меня стали задачи развития познавательной деятельности учащихся.
Данная структура урока объясняется и возрастными особенностями учеников 7 - 8 классов (7 - 8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности, неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). Она позволяет разнообразить и совместить различные виды деятельности в рамках одного урока. Считаю, что все этапы урока логически связаны между собой. Время для выполнения задач каждого этапа определено рационально.
Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности (самостоятельную и лабораторную работу). Основные понятия и идеи (удлинённая форма мышечных волокон соответствует функции сократимости; работа мышц связана с расходованием энергии и выделением тепла; мышцы выполняют различные функции: прямохождения, двигательную, защитную, дыхательную, теплообразование, участвует в образовании речи; мышцы вместе с костями образуют рычаги и являются неотъемлемой частью ОДС) формируются именно в ходе их проведения.
Выделение объекта прочного усвоения произведено при подведении итога изучения новой темы, в виде краткого вывода и при закреплении изученного материала. Это позволило не потеряться в достаточно большом объеме информации, представленной на уроке.
Для раскрытия главного материала были использованы три основные группы методов:
Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
- Словесные методы обучения –разъяснения и пояснения преподавателя, словесное акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Это позволяет обучаем, посредством слушания, запоминать , осмысливать, активно воспринимать и усваивать учебный материал.
- Наглядные методы обучения ( презентация, видеоролик, рисунки учебника, собственное тело), обеспечили визуальное восприятие действительности. Наглядные методы обучения обязательно предлагаются, в той или иной мере в сочетании со словесными методами.
- Практические методы обучения. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения. Словесные пояснения и показ иллюстраций сопровождают и сам процесс выполнения работы.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- обеспечение возникновения положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;
- создания на занятии ситуаций значимости изучения нового материала (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние)
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности:
- Методы устного контроля, который осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятиях.
Считаю, что данные методы рационально применимы, так как:
- материал носит теоретико - информационный характер;
- содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде;
- содержание темы включает практические упражнения, проведение исследования собственного организма.
По своему составу класс не требует дифференцированного обучения.
Управление учебной деятельностью осуществлялось через стимулирование познавательной деятельности, организацию самостоятельной и лабораторной работы, контроля за выполнением вышеупомянутых работ, оценки деятельности обучающихся.
Контроль усвоения знаний осуществляется посредством подведения итогов изучения нового материала (формулировка вывода) и проведения проверочной работы с помощью контрольного модуля из школьной коллекции ЦОР.
Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества. Ученики видели, что учителю интересен их самостоятельный опыт.
Учебно - познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в ходе урока.
Основными факторами, побудившими учащихся к мыслительной деятельности, явились их самореализация и персонализация.
Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.
Самоанализ урока биологии в 6 классе на тему : « Условия прорастания семян. Растительный организм как единое целое»
Данный урок проводился в 6 классе.
Тема урока: « Условия прорастания семян. Растительный организм как единое целое»
Цели урока:
1. Образовательные
Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
Ввести понятие теплолюбивые и холодостойкие растения. Объяснить правила посева семян и их хранения. Познакомить с периодами развития покрытосеменных растений.
2. Развивающие
Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
Формировать навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитательные
Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету,прививать навыки практического применения прорастания семян.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: беседа, рассказ, проблемное исследование “Как влияют условия окружающей среды на прорастание семян?”, использовались задания поискового характера.
Предварительная работа: закладка семян, для изучения условий, необходимых для прорастания семян.
Осуществляла данные подходы:
Коммуникативный(работа в парах, развитие связной речи)
Интегрированный(связь с практической стороной жизни)
Личностно-ориентированный(привитие нравственно-этических ценностей)
Данный урок носит практическую направленность.
Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным.
На организационном этапе задала рабочий настрой класса.
На начальном изучении темы использовала такие методы как беседа, рассказ.
Наглядный и словесный метод использовался при изучении основного материала. Учащиеся самостоятельно делали выводы в ходе исследования.
На этапе первичного закрепления использовала биологическую задачу. (работа в парах, групповая – как важный аспект развития коммуникативных УУД)
На этапе закрепления использовалась работа с утверждениями.
На протяжении урока использовался оценочный лист, куда уч-ся выставляли баллы за проделанную ими работу. В конце урока они сами себе выставили оценки.
На мой взгляд, поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.