Рабочая программа по чтению для 8 класса коррекционной школы VIII вида
`Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 72
г. Челябинска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Заместителем директора по УР Директор школы
Протокол №__ _______________ _________В.Г. Терентьева
от _____/_____/ 201___г. от _____/_____/ 201___г. _____/_____/ 201___г.
Рабочая программа по чтению и развитию речи
(8 класс).
Составитель:
Думаева О.А. учитель 1 категории
г.Челябинск
Содержание
Пояснительная записка
Календарно-тематический план
Перечень компонентов учебно-методического комплекса
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Приложения
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по чтению и развитию речи.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Закон РФ « Об образовании».
2. Типовое положение о специальном(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
(Утверждено Постановлением правительства РФ от 12.03.97 №288)
3. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Чтение и развитие речи » автор В.В.Воронкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 г. – Сб. 2;
4. Приказ МОиН РФ от 24 декабря 2010г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012учебный год».
5.Приказ МОиН Челябинской области от 27.05.2008 года № 02-452 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год (для классов С(К)О)
6.«Письмо МОиН Челябинской области от 05.04.2010 № 103/1536 об использовании учебных планов МС(К)ОУ I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год
7. Учебный план МСКОУ школы №72 на 2011-2012 учебный год.
Рабочая программа определяет цели и задачи обучения чтению и развитию речи на начальном этапе, содержание, требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании курса.
Цель курса по чтению и развитию речи
формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения
Задачи по чтению и развитию речи:
формировать навыки осмысленно воспринимать прочитанное;
формировать навыки сознательного, беглого, правильного, выразительного, самостоятельного чтения;
развивать познавательную деятельность, личностные качества учащихся;
развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и закономерности;
формировать познавательную деятельность учащихся;
развивать устную связную речь;
осуществлять практическую направленность и связь с другими учебными предметами;
формировать читательскую самостоятельность;
развивать интерес к чтению, любознательность; воспитанию трудолюбия, самостоятельности
осмысленно воспринимать прочитанное;
Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения чтению и развитию речи обуславливает его специфику. Все знания учащихся, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основные межпредметные связи курса «Чтение и развитие речи» строятся по линиям:
Чтение и развитие речи – русский язык;
Чтение и развитие речи - география
Чтение и развитие речи – история;
Чтение и развитие речи - ОБЖ;
Чтение и развитие речи -биология.
В рабочей программе по чтению и развитию речи предусмотрены уроки:
комбинированные;
вводные;
изучение нового материала;
обобщения;
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по чтению и развитию речи В.В.Воронковой, которая не предусматривает определение количества часов по крупным темам. Рабочая программа курса «Чтение и развитие речи» в 8классе определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и рассчитана на 34 учебные недели, 102 часа (3 ч. в неделю). Количество часов на прохождение темы определяется учителем и зависит от состава класса и диагноза данных учащихся.
Распределение часов по крупным темам по курсу «Чтение и развитие речи».
Тема Кол-во часов
« Устное народное творчество» 10
«Произведения русских писателей ХIX века.» 41
«Произведения русских писателей 1-й половины ХX в.» 29
«Произведения русских писателей 2-й половины ХIXв.» 22
Итого 102
Обоснование распределения учебных часов по четвертям.
8 класс Количество часов Количество контрольных работ Количество самостоятельных работ
I четверть 27 2 4
II четверть 21 1 5
III четверть 30 1 6
IV четверть 24 1 1
Всего 102 5 16
Реализация НРК.
В соответствии с ОБУП на изучение национального регионального компонента отводится не более 15% учебного времени в год. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на различных этапах урока в ходе изучения тем и в соответствии с КТП.
В качестве пособий для изучения национального регионального компонента используются:
Литературное краеведение. Челябинская область. Учебное пособие. Под ред. В.А. Михнюкевича. Челябинск: АБРИС, 2006
Лазарев А.И.
Народоведение 3: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2000.
( Народные промыслы и ремесла.)
Народоведение 4: Русские праздники.
Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2005 (Четвертый год обучения). Русские праздники.
Плохих Г.ПРассказы о живой воде. Книга по краеведению для школьников среднего и старшего возраста и их родителей. Челябинск, 2006
5. Тырычева Л.А.
Наш край. Учебное пособие. Миасс, «Геотур», 1996
6. Наш край Уральский - малая родина. Сборник учебных заданий для начальной
школы. Челябинск, 1996
7. Вестник Челябинского общества краеведов. Спецвыпуск.
Школьное краеведение. Вып. 2(3).- Челябинск:, ЧГПУ, 2001
8. Корецкая Т.Л.
Земля уральская: энциклопедия для детей.
Челябинск, ОАО Южно-Уральское книжное издательство, 2004
9. Вехи Великой Победы. Воспоминания ветеранов ЮУЖД /ред.-сост. А.Л.Казаков
Челябинск: «Автограф», 2010
10. Крохалева Т.Н.
Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. Челябинск, ООО Взгляд, 2002
11. Фонотов М.
Голубые зеркала Каменного пояса. Челябинск, Взгляд, 2004
12. Ефремцев С.В.
Бабушкасловесность. Челябинск: Издательство Игоря Розина, 2010
13. Сыч Е.К.
Замечательный день. Стихи для детей. Челябинск: Издатель Т.Лурье,2004
14. Бажов П.П.
Малахитовая шкатулка. М., Эксмо, 2006
15. Пикулева Н.В.
Слово на ладошке: занятия, обогощающие внутренний мир ребенка.
Ч., Издательство Марины Волковой, 2006
16. Мамин-Сибиряк Д.Н.
Серая шейка: сказки и рассказы/Д.Н. Мамин-Сибиряк. М.:Астрель, 2008. Хрестоматия школьника.
17. Раннева Е.А.
Что такое счастье. Стихи для детей. Челябинск: Издательство Т.Лурье, 2008
18. Современные уральские литературные сказки.
Екатеринбург, Банк культурной информации, 1994. (Серия «Иллюстрированная библиотека сказок для детей и взрослых).
19. Бажов П.П.
Серебряное копытце. Уральские сказы. М.:«Стрекоза», 2008. Библиотека школьника.
20. Пермяк Е.А.
Рассказы. М.:«Стрекоза», 2008. Библиотека школьника.
21. Пермяк Е.А.
Памятные узелки. Сказки и рассказы. М., Астрель:АСТ, 2008. Хрестоматия школьника.
22. Уральские сказки. Из фольклорного наследия И.Я.Стяжкина. Т. 1.
Свердловский областной Дом фольклора, 2002
23. Рубинская Н.
Однажды здесь. Книга стихотворений. Ч., Южно-Уральское книжное издательство, 2005
24. Горская А., Сафонов А.
Только в Челябинске… Ч., Южно-Уральское книжное издательство, 2001
25. Утренний час. Сборник стихов.
Ч., Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский изд. торг. дом, 2001
26. Шилов Н. П.
Безусый Самсусам (стихи для детей).- Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2001
27. Раннева Е.
Цветной паровоз/Елена Раннева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005
28. Раннева Е.
Скакарик /Елена Раннева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005
29. Рождественские сказки: сборник/ Сост. И.Л.Унру.- Челябинск: Изд-во Марины
Волковой, 2008
30. Рязанов А., Шмаков В.
Рассказы о войне. .- Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2010
31. Фонотов М.
Родная старина: Очерки истории Южногоурала.- Челябинск: Издательство
Игоря Розина, 2011
Формой включения НРК является элемент урока (5 – 10 мин.)
Распределение НРК по крупным темам:
обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента
№ п/п№ урока Кол-во час.* Источник информации
« Устное народное творчество» 1,11,15 2,5 Лазарев А.И.
Народоведение 3: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2000.
( Народные промыслы и ремесла.)
Народоведение 4: Русские праздники.
Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2005 (Четвертый год обучения). Русские праздники.
«Произведения русских писателей ХIX века.» 20,22,25,28,31,38,39 3 Плохих Г.ПРассказы о живой воде. Книга по краеведению для школьников среднего и старшего возраста и их родителей. Челябинск, 2006
Тырычева Л.А.Наш край. Учебное пособие. Миасс, «Геотур», 1996
Наш край Уральский - малая родина. Сборник учебных заданий для начальной школы. Челябинск, 1996
Вестник Челябинского общества краеведов. Спецвыпуск.
Школьное краеведение. Вып. 2(3).- Челябинск:, ЧГПУ, 2001
Корецкая Т.Л.Земля уральская: энциклопедия для детей. Челябинск, ОАО Южно-Уральское книжное издательство, 2004
«Произведения русских писателей 1-й половины ХX в.» 42.48,58, 60,61,67, 68,69,72,74,77,78,81,83 2.5 Вехи Великой Победы. Воспоминания ветеранов ЮУЖД /ред.-сост. А.Л.Качалов; Челябинск: «Автограф», 2010
Крохалева Т.Н.Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. Челябинск, ООО Взгляд, 2002
Фонотов М.Голубые зеркала Каменного пояса. Челябинск, Взгляд, 2004
Ефремцев С.В.Бабушкасловесность. Челябинск: Издательство Игоря Розина, 2010
Сыч Е.К.Замечательный день. Стихи для детей. Челябинск: Издатель Т.Лурье,2004
Бажов П.П.Малахитовая шкатулка. М., Эксмо, 2006
Пикулева Н.В.Слово на ладошке: занятия, обогощающие внутренний мир ребенка.Ч., Издательство Марины Волковой, 2006
«Произведения русских писателей 2-й половины ХIXв.» 93,95,108,109,110,123. 2 Горская А., Сафонов А.Только в Челябинске… Ч., Южно-Уральское книжное издательство, 2001
Утренний час. Сборник стихов.Ч., Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский изд. торг. дом, 2001
Шилов Н. П.Безусый Самсусам (стихи для детей).- Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2001
Раннева Е.Цветной паровоз/Елена Раннева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005
Раннева Е. Скакарик /Елена Раннева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005
Рождественские сказки: сборник/ Сост. И.Л.Унру.- Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2008
Рязанов А., Шмаков В. Рассказы о войне. .- Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2010
Фонотов М. Родная старина: Очерки истории Южногоурала.- Челябинск: Издательство Игоря Розина, 2011
Рабочая программа предусматривает коррекционную работу на уроках
чтения и развития речи:
Навыки чтения.
-совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения;
- самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей оценкой классом;
- чтение диалогов по ролям ,драматизация.
Работа с текстом.
- совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков;
- анализ произведения с нравственной точки зрения;
- составление характеристики героя;
- выделение авторского отношения;
- формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Развитие импрессивной речи.
- развивать умение внимательно слушать речь;
- развивать умения улавливать скрытый смысл произведения;
- обогащение и уточнение словарного запаса.
Формирование экспрессивной речи.
- развитие коммуникативной разговорной речи;
- обучение правильному полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обучение грамотному построению предложений в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного;
- коррекция эмоциональной окраски речи;
- развитие и коррекция при чтении диалога;
Коррекция мышления.
- установление причинно-следственных связей и закономерностей;
- упражнения, помогающие упорядочить анализ ( от частного к общему и наоборот);
- обобщение данных, полученных от анализа;
- обучение умению правильно строить логические рассуждения с опорой на схемы;
Коррекция познавательной деятельности.
- формирование читательской самостоятельности;
- развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями литературы;
- формирование навыка самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
- посещение школьной библиотеки, умение выбирать книгу по интересу.
Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы.
- релаксационные упражнения для мимики лица;
- драматизация;
- чтение по ролям.
2. Календарно – тематическое планирование по чтению и развитию речи в 8 классе.
3 часа в неделю
Первая четверть (27 часов).
Тема Дата Словарь Содержание
урока Наглядность НРК Задание в учебнике
Устное народное творчество.
1.Устное народное творчество. Типология сказок (волшебные, бытовые, о животных2.09 Жанр
Зачин Определение жанровых особенностей.
Виды сказок.
С.4 Сборник сказок. Рассказ об уральском сказочнике И.Бажове С.4,пересказ
2.Русская народная сказка «Волшебное кольцо».Ч.1 5.09
Сказка
Поскрёбшки
Дремучий
Кручина
Собор Определение жанровых особенностей.
Деление на части, озаглавливание. Пересказ по плану.
С.5-15 Иллюстрации к сказке
М/ф «Волшебное кольцо», 1979г., реж. Л.Носырев. С.5-10,деление на части, пересказ
3.Русская народная сказка «Волшебное кольцо.»Ч.2 7.09 Сказка
Поскрёбши
Дремучий
Кручина
Собор Определение жанровых особенностей.
Деление на части, озаглавливание. Пересказ по плану.
С.5-15 Иллюстрации к сказке
М/ф «Волшебное кольцо», 1979г., реж. Л.Носырев. С.10-15,деление на части, пересказ
4.Пословицы и поговорки.
9.09 Презирать
Равнодушие
Честь Нахождение образных слов и выражений.
С.15-16 Сборник пословиц и поговорок. С.15-16,пересказ
5.Баллады. 12.09 Баллада
Быль
Жанр
Устное народное творчество
Гусли Народные баллады и авторские.
С.16-18 Картина В.М.Васнецова
Три богатыря» С.16-18,пересказ
6.В.А.Жуковский «Перчатка» 14.09 Барон
Поприще
Придворные
Робеть
Барс
Рыкать
Делорж
Лицемерие
Рукоплескать Деление на части, озаглавливание.
Составление киноленты видения.
Работа над интонацией.
С.18-20 Иллюстрация в учебнике. с.20 С.18-20,выразительное чтение,1 гр. заучивание отрывка
7.Суриков И.З. Нашла коса на камень.
16.09 Подкова
Тароватый
Лукавить
Напружиться
Неказист Чтение по ролям. Подбор пословиц и поговорок, подходящих к героям баллады.
С.20-23 С.20-23,выразительное чтение, характеристика героев
8.Былины.
19.09 Былины
Зачин
Исход Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
С.23-25
Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Звукозаписи отрывков из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. С.23-25,чтение и пересказ, ответы на вопросы
9.Былина «Добрыня и Змей».
21.09
Пучай-река
Полоны русские
Змеище Горынище
Колпак земли греческой
Питьё медвяное
Пшено белоярово Нахождение и чтение старинных слов и выражений.
С.25-30 Иллюстрации к произведению.
С.25-30,вырызительное чтение
10.Былина «Добрыня и Змей.»23.09 Пучай-река
Полоны русские
Змеище Горынище
Колпак земли греческой
Питьё медвяное
Пшено белоярово Нахождение и чтение старинных слов и выражений.
С.25-30 Иллюстрации к произведению.
С.25-30,вырызительное чтение
Произведения русских писателей XIX века.
11. Очерк «А.С. Пушкин.»25.09 Лицей
Ссылка
Сенатская площадь
Дуэль Чтение, ответы на вопросы.
С.32-34 Презентация
«Жизнь и творчество А.С. Пушкина» Достопримечательности г.Челябинска, названные в честь А.С.Пушкина С.32-34, чтение и пересказ, ответы на вопросы
12.Басина М. Публичное испытание.
28.09 Конторки
Почили
Сень
Вотще Пересказ по данному плану.
С.35-39 Картина И.Е. Репина «Пушкин в Лицее»
С.35-39,пересказ по вопросам
13.Пущин И. И. Записки о Пушкине. (отрывок). 30.09 Изгнание
Охапка
Воспевать
Ямщик
Шлиссербург
Мытарство
Чтение, ответы на вопросы.
С.39-42 Картина Н.Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина)» С.39-42,пересказ
14.Пушкин А. «Во глубине сибирских руд…»
3.10 Скорбь
Каторжные норы
Оковы Выразительное чтение стихотворений, расстановка пауз.
С.42-43
С.42-43,заучивание наизусть
15.Пушкин А. Зимнее утро.
5.10 Нега
Аврора
Вечор Выразительное чтение стихотворения
С.43-45 Иллюстрация к произведению.
Беседа об Уральской зиме С.43-45,заучивание наизусть
16.Пушкин А. Избранные стихи. 7.10 Дремать
Нега
Аврора
Вечор Выразительное чтение стихотворений, беседа по содержанию
С.45-48 С.45-48,выразительное чтение
17.Пушкин А. Избранные стихи. «Няне» 10.10 Голубка дряхлая
Светлица
всечастно Выразительное чтение стихотворений, беседа по содержанию
С.45-48 С.45-48,выразительное чтение
18.Пушкин А. Сказка о попе и работнике его Балде.1 часть.
12.10 Варёная полба
Оброк
Составление характеристики персонажа.
Интонационная выразительность текста.
С.48-54 Портрет поэта
Иллюстрации к произведению
С.48-54,деление на части, характеристика героев
19.Пушкин А. Сказка о попе и работнике его Балде.2 часть.
14.10 СупостатМокрёшенек
Полверсты
Понатужился
Понапружился
Череда
укоризна
Составление характеристики персонажа.
Интонационная выразительность текста.
С.48-54 Портрет поэта
Иллюстрации к произведению
С.48-54,деление на части, характеристика героев
20.Лермонтов М.Ю Биография . 17.10 Тайный заговор
Подлость
Царский трон
Недоброжелатели
Пансион
Аристократия
Зимний дворец
Знакомство с биографией М.Лермонтова, его творчеством.
С.55-57 Портрет писателя
Выставка книг Знакомство с улицей М.Лермонтова в Челябинске С.55-57,пересказ по вопросам
21.Лермонтов М. Смерть поэта.
19.10 Невольник
Оклеветать
Рок
Хладнокровно
Чин
Презирать
щадить Выразительное чтение стихотворения
С.57-58 С.57-58,выразительное чтение
22.Лермонтов М. Родина (наизусть)
21.10 Спалённая жнива
Нива
Отрада
Резные ставни
Вечер росистый
Беседа о патриотизме к Родине.
Выразительное чтение стихотворения.
Заучивание стих-ния наизусть.
С.59 Беседа о патриотизме к Родине, своему городу С.59,заучивание наизусть
23.Лермонтов М. Парус (наизусть)
24.10 Парус
Ветер свищет
Мачта
Лазурь
Мятежный
Выразительное чтение стихотворения.
Заучивание стих-ния наизусть.
С.59 Рассматривание картинки к стихотворению. С.59,заучивание наизусть
24. Лермонтов М. Песня про…. купца Калашникова.1 часть
26.10 Трапеза
Гуслярный звон
Супротив
Опричники
Золочёный ковш
Составление характеристики персонажа.
Выразительное чтение «Песни…»
С.61-74 Иллюстрации к произведению
С.61-74,деление на части. озаглавливание частей
25. Лермонтов М. Песня про…. купца Калашникова.
2 часть
28.10 Сила крёстная
ПростоволосаяСмерть лютыя
Немилость
ДушегубПарча
Фата бухарская
Составление характеристики персонажа.
Выразительное чтение «Песни…»
С.61-74 Иллюстрации к произведению
С.61-74,деление на части. озаглавливание частей
26. Лермонтов М. Песня про…. купца Калашникова.3 часть.
31.10 Москва златоглавая
Кровельки
Сажень
Бой одиночный
Панихида
Бусурманский сын
Мово
Бесталанная
Кленовый крест
Безымянная могилка
Составление характеристики персонажа.
Выразительное чтение «Песни…»
С.61-74 Иллюстрации к произведению
С.61-74,деление на части. озаглавливание частей
27.Итоговый урок по теме: Лермонтов М. «Песня про…. купца Калашникова» 2.11 Нахождение главной мысли и анализ произведения.
С.74,ответы на вопросы
Иллюстрации к произведению
С.74,ответы на вопросы
Вторая четверть (21 час).
Тема
Дата Словарь Содержание
урока Наглядность НРК Домашнее
задание
28/1.И.А.Крылов. Биография. 11.11 Сатира
Мораль
ТунеядствоЗоб
Главнокомандующий Кутузов Определение жанровых особенностей басен.
С.75-78
Портрет поэта
Выставка книг Рассказ о выставке книг в школьной библиотеке, посвящённой И.Крылову. С.75-78,чтение и пересказ
29/2.Крылов И. «Волк на псарне.»,14.11 Псарня
Овчарня
Сват
Кум
Выразительное чтение басен, расстановка пауз. Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения.
С.78-80
Иллюстрации к произведению
С.78-79,выразительное чтение и по ролям
30/3.Крылов И.
Осел и Соловей.
16.11 Свирель
Внимать
Изрядно
Неложно
Боле навострилсяВыразительное чтение басен, расстановка пауз. Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения.
С.80-82 Иллюстрации к произведению
С.80-82, выразительное чтение
31/4 И.Крылов «Му-
ха и Пчела.»Итоговый урок по те
ме «Басни»
18.11 СпесивоЗахирела
Вельможа
Ответствует
Пол нежнойБеседа по произведениям И.В.Крылова
С.82,вопросы Иллюстрации к произведениям.
М/ф « в мире басен», 1973 г. Реж. А. Хржановский С.82,вопросы
32/5.Некрасов Н.А. Очерк жизни и творчества. 21.11 Родовое имение
Многолюдная и бойкая
Бурлаки
Невежда
Баржа
Дата рождения особенности биографии и творчестваС.83-85 Портрет писателя
Выставка книг Беседа о выставке книг, посвящённой Н.Некрасову. С.83-85,чтение дополнительной литературы, пересказ
33/6.Некрасов Н. Размышления у парадного подъезда. 23.11 Обитель
Палаты
Почил Беседа о непосильном труде бурлаков.
Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз.
Интонационная выразительность текста.С.86-87 Портрет поэта
Репродукция картины И.Е. Репина « Бурлаки на Волге» С.86-87,выразительное чтение
34/7.Некрасов Н. «В полном разгаре страда деревенская…» 25.11 Страда
Косуля
Русское племя
Покосы
Жбан
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
С.87-88 С.87-88,заучивание наизусть
35/8.Некрасов Н. Мороз, Красный нос. 28.11 Убогая обстановка
Копна
Воздаяние
Матка
Беседа о русских женщинах .Нахождение и объяснение образных слов.
Составление характеристики персонажа по плану.
С.88-90 Иллюстрации к произведению
С.88-90, заучивание наизусть отрывка
36/9.Некрасов Н. Русские женщины.
30.11 Кручина
Непосильное бремя
Ад
Волконская
Трубецкой
Оковы
Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз.
Интонационная выразительность текста.
С.90-93 Портрет
М.Н. Волконской
С.90-93,выразительное чтение
37/10.Некрасов Н. Обобщающий урок. 2.12 Первенец
Предвидение
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
С.94-95 Портрет поэта
С.94-95,чтение дополнительной литературы, пересказ
38/11. Никитин И.С. Биография. «Русь»
5.12 Великан
Зарево
Непроглядная
Могучая
Нахождение и объяснение образных слов.
Беседа о патриотизме к своей Родине
С.95 Портрет поэта
Выставка книг С.95 заучивание наизусть отрывка
39/12.Никитин И.С. Утро на берегу озера. 7.12 Окаймлённый
Ракиты
Выразительное чтение стихотворения.
С.95-97 Беседа о красоте Уральских озёр С.95-97, заучивание наизусть
40/13.И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. 9.12 Спасское
Мемуары
Университет
Берлин
Фельшердская школа
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
С.98-100 Портрет писателя.
Выставка книг С.98-100,чтение дополнительной литературы, пересказ
41/14.Тургенев И.С. Муму.
1 часть 12.12 Челядь
Кляча,
кафтан, армяк, тщедушна, половой. Охотный ряд.
Затрепетал, собственноручно, затворница, потчевал, сгоряча.
Заговор, пользует. Составление характеристики персонажа по плану.
Нахождение в тексте ответа на вопрос.
С.101-121
Иллюстрации к произведению
С.101-121,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
42/15.Тургенев И.С. Муму.
2 часть 14.12 Армяк
Тщедушна
Составление характеристики персонажа по плану.
Нахождение в тексте ответа на вопрос.
С.101-121
Иллюстрации к произведению
С.101-121,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
43/16.Тургенев И.С. Муму.
3 часть 16.12 Кляча,
кафтан, армяк, тщедушна, половой. Охотный ряд.
Затрепетал, собственноручно, затворница, потчевал, сгоряча.
Заговор, пользует. Составление характеристики персонажа по плану.
Нахождение в тексте ответа на вопрос.
С.101-121
Иллюстрации к произведению
С.101-121,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
44/17.Тургенев И.С. Муму.
4 часть 19.12 Охотный ряд Составление характеристики персонажа по плану.
Нахождение в тексте ответа на вопрос.
С.101-121
Иллюстрации к произведению
С.101-121,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
45/18.Тургенев И.С. Муму.
5 часть 21.12 Лавровишнёвая капля Составление характеристики персонажа по плану.
Нахождение в тексте ответа на вопрос.
С.101-121
Иллюстрации к произведению
С.101-121,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
46/19.Тургенев И.С. Муму.
6 часть 23.12 Кляча,
кафтан, армяк, тщедушна, половой.
Составление характеристики персонажа по плану.
Нахождение в тексте ответа на вопрос.
С.101-121
Иллюстрации к произведению
С.101-121,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
47/20.Тургенев И.С. Муму.
7 часть 26.12 собственноручно, затворница, потчевал, сгоряча.
Заговор, пользует. Составление характеристики персонажа по плану.
Нахождение в тексте ответа на вопрос.
С.101-121
Иллюстрации к произведению
С.101-121,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
48/21.Тургенев И.С. Муму.8 часть.
Обобщающий урок. 28.12 Половой
Составление характеристики персонажа по плану.
Нахождение в тексте ответа на вопрос.
С.101-121
Иллюстрации к произведению
С.101-121,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
Третья четверть (30 часов)
Тема Дата Словарь Содержание
урока Наглядность НРК Домашнее
задание
49/1.Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. Юридический факультет
Бал
Великосветские собрания
Ясная поляна
Лакеи
Фрак
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
С.122-125 Портрет писателя
Выставка книг Беседа о выставке книг в библиотеке, посвящённой Л.Н.Толстому. С.122-125,чтение дополнительной литературы, пересказ
50/2.Толстой Л.Н. После бала.
1 часть Манера
Ломовые
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение в тексте ответа на вопросы.
С.125-132 Иллюстрации к произведению
С.125-132,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
51/3.Толстой Л.Н. После бала.
2 чась Глянцевые
Рогожки
Флейта
Мазурка
Унтер-офицер
Бакенбарды
Шпицрутены
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение в тексте ответа на вопросы.
С.125-132 Иллюстрации к произведению
С.125-132,деление на части, озаглавливание частей ,пересказ по плану
Произведения русских писателей 1-й половины XX века.
52/4.А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.
Гимназист
Медицинский факультет
Земская больница Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
С.134-136 Портрет поэта
Выставка книг
Отрывки из м/ф
«Каштанка», 1952г. Реж. М. Цехановский С.134-136,чтение дополнительной литературы, пересказ
53/5.Чехов А.П. Лошадиная фамилия.
Заговор,
пользует.
Хинина
Акцизный
Депеша
Шарлатанство
Чтение по ролям. Нахождение комических моментов рассказа.
С.136-140 Иллюстрации к произведению
С.136-140,чтение и пересказ
54/6.В.Г. Короленко. Очерк жизни и творчества. Революционные кружки
Якутия
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
С.141-142 Портрет писателя
Выставка книг С.141-142,чтение дополнительной литературы,пересказ
55/7.Короленко В.Г. Слепой музыкант
1 часть Негодовать
Простодушный
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич Беседа о театрах г.Челябинска. С.142-163 пересказ 1 части
56/8.Короленко В.Г. Слепой музыкант
2 часть Физический недостаток
Женственное сердце
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 2 части
57/9.Короленко В.Г. Слепой музыкант 3часть
Раскалённая атмосфера
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 3 части
58/10.Короленко В.Г. Слепой музыкант 4часть
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 4 части
59/11.Короленко В.Г. Слепой музыкант
5 часть Душевное затишье
Колорит
Кинжал
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 5 части
60/12.Короленко В.Г. Слепой музыкант 6 часть
Тепличный цветок
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 6 части
61/13.Короленко В.Г. Слепой музыкант
7 часть Верста
Филологический факультет
Консерватория
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163 пересказ 7 части,
62/14.Короленко В.Г. Слепой музыкант
8 часть Холодная сдержанность
Завалинка
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 8части
63/15.Короленко В.Г. Слепой музыкант 9 часть
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 9части
64/16.Короленко В.Г. Слепой музыкант
10 часть Фортепиано
инстинкт
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 10 части
65/17.Короленко В.Г. Слепой музыкант
11 часть Терраса
Аккорды
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа.
Нахождение и объяснение образных слов.
С.142-163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 11 части
66/18.Короленко В.Г. Слепой музыкант
12 часть Эпилог.
Импровизация
Эстрада
Подведение итогов,выделение главной мысли.с.163 Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич С.142-163, пересказ 12 части
67/19.М.Горький. Очерк жизни и творчества. 28.2 Скупой
Босяки
Псевдоним
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
С.164-165 Портрет писателя
Выставка книг Рассказ об улице имени Горького в Челябинске. С.164-165,чтение дополнительной литературы,пересказ
68/20.Горький М. Макар Чудра.
1 часть 29.2 Гарцевать
Табор
Цыгане
Мадьярская грамота
Орлиный клёкот Составление характеристики персонажа.
С.165-171 С.165-171.деление на части ,пересказ 1 части
69/21.Горький М. Макар Чудра.
2 часть 2.3 Сатана
Лунь
Составление характеристики персонажа.
С.165-171 С.165-171,пересказ 2 части
70/22.С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества. 7.3 Спас-Клепики
Ока
Мещёрские леса
Романтик
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.
С.172-173 Портрет писателя
Выставка книг Беседа о мероприятиях в Челябинске,
посвящённых поэту. С.172-173,чтение дополнительной литературы, пересказ
71/23.Есенин С. «Спит ковыль…»
( наизусть) 10.3 Окрик
Свинцовая свежесть
Нахождение и объяснение образных слов.
С.174 С.174
72/24.Есенин С. Пороша.(наизусть) Пороша
Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз.
Интонационная выразительность текста.
С.174-176 С.174-176,выразительное чтение,1 гр. – заучивание отрывка наизусть
73/25.Есенин С. «Отговорила роща золотая…» Сиреневая цветь Нахождение и объяснение образных слов.
С.176 С.176,наизусть
74/26.Сказки Андрея Платонова. Разноцветная бабочка.
Мелиоратор
Электростанция
Хижина Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.
С.177-178
С.177-178,пересказ по вопросам
75/27.А.Н. Толстой Очерк творчества 16.03 Научно-фантастические романы Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя
Выставка книг Беседа о мероприятиях в Челябинске,
посвящённых писателю. С.182-183,чтение дополнительной литературы, пересказ
76/28.Толстой А.Н. Русский характер.
1 часть 20.03 Боеспособность
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. Иллюстрации к произведению С.183-189озаглавливание частей, пересказ по плану
77/29.Толстой А.Н. Русский характер.
2 часть Шинель
Ордена
Лейтенант
Герой Советского Союза Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. Иллюстрации к произведению С.183-189озаглавливание частей, пересказ по плану
78/30. Толстой А.Н. Русский характер.
3 часть Оценивание поступка главного героя озаглавливание частей. С.187-189, пересказ
Четвёртая четверть (24 часа)
Тема Дата Словарь Содержание
урока Наглядность НРК Страницы в учебнике
79/1.Стихи Н.А. Заболоцкого. Агроном
Кулундинская степь
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. С.190,чтение и пересказ
80/2.Заболоцкий Н. Некрасивая девочка. Льстить
Обожествлять
Грация
Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз.
Интонационная выразительность текста. Иллюстрация учебника
С.191 С.191-192,заучивание наизусть
Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века.
81/3.Паустовский К.Г.
Очерк жизни и творчества.
Телеграмма.
1 часть Ридикюль
ПочтарьСоставление плана пересказа. Пересказ. Иллюстрации к произведению С.195-198,озаглавливание и пересказ по плану
82/4.Паустовский К.Г. Телеграмма.
2 часть Союз художников
Скульптор
Сотрудница
Красная стрела Составление плана пересказа. Пересказ. Иллюстрации к произведению С.195-198,озаглавливание и пересказ по плану
83/5.Фраерман Р.И.
Очерк жизни и творчества.
Дикая собака динго, или …1 часть Ликовать
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя
Выставка книг, иллюстрация учебника С.201-225,рассказ по составленному плану
84/6.Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или …2 часть 13.4 Канифоль
Патефон
Скулы
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя
Выставка книг, иллюстрация учебника С.201-225,рассказ по составленному плану
85/7.Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или …3 часть 16.4 Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя
Выставка книг, иллюстрация учебника С.201-225,рассказ по составленному плану
86/8.Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или …4 часть 18.4 Нарта
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя
Выставка книг, иллюстрация учебника С.201-225,рассказ по составленному плану
87/9. Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или …4 часть 20.4 Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя
Выставка книг, иллюстрация учебника С.201-225,рассказ по составленному плану
88/10. Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или …5 часть 23.4 Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя
Выставка книг С.226, чтение дополнительной литературы
89/11. Кассиль Л.А. Очерк жизни и творчества. Пекины бутсы.1 часть 25.4 Бутсы
Турция
Футболисты
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. иллюстрация учебника
с.233 С.227-233,чтение по ролям
90/12.Кассиль Л.А. Пекины бутсы.
2 часть 27.4 Чёрное море
Каюта
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. иллюстрация учебника
с.233 С.227-233,чтение по ролям
91/13. Кассиль Л.А. Пекины бутсы.
2 часть 28.4 Шлюпка
Одесса
Составление характеристики Пеки по плану. С.230-233,пересказ
92/14.Твардовский А.Т. Очерк жизни и творчества.
Василий Тёркин(отрывки)
1 часть.
2.5 Гармонь
Туннель
Кисет
Пеший
Конный
Заиндеветь
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Иллюстрации к произведени С.234, чтение дополнительной литературы
93/15.Твардовский А.Т.
Василий Тёркин(отрывки)
2 часть.
4.5 Окопы
Брезент
Америка
Адъютант
Батальон
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя
Выставка книг, иллюстрация учебника С.201-225,рассказ по составленному плану
94/16. Твардовский А.Т.
Василий Тёркин(отрывки)
3часть.
7.5 Дымка
Пехота
Молодцевато
Атака
Генерал
Вир
Нарисовать устный портрет.
Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя
Выставка книг, иллюстрация учебника С.201-225,рассказ по составленному плану
95/17.Шукшин В.М. Очерк жизни и творчества
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя
Выставка книг С.248,подобрать заметки из интернета
96/18.Шукшин В.М. Гринька Малюгин.
1 часть
Гектар
Совхоз
Бензохранилище
Целлиндрические
Юз
Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. С.249-252,пересказ
97/19.Шукшин В.М. Гринька Малюгин.
2 часть
Профорг
Парашют
С.252-255,пересказ
98/20.Шукшин В.М. Гринька Малюгин.
3 часть
Государственное имущество Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. С.255-258,пересказ
99/21.Астафьев В.П.
«Далёкая и близкая сказка»
Караулка
Поодаль
Завозня
Малярия
Беседа о музыке. Деление рассказа на части,
Ответы на вопросы Иллюстрации к произведению
С.261 С.259-266,пересказ
100/22..Погодин Р.П.
Алфред.1,2 часть Туристы
Тюбетейка
Бельфлёр
Скрыжапель
Золотая кандиль
Озаглавливание частей текста. Выборочное чтение, ответы на вопросы. С.267-281,пересказ, чтение по ролям
101/23. Погодин Р.П.
Алфред.3,4,5 часть Розмарин
ПодсоблятьАгрогород
диметилфтолат Озаглавливание частей текста. Выборочное чтение, ответы на вопросы С.267-281,пересказ, чтение по ролям
102/24.Сурков А.А.
«Родина» Осинник
Зябкий
Суглинистая
Орда
Шляхтич
Гитлер Выборочное чтение, выразительное чтение Портрет
автора С.282-284выразительное чтение
3. Учебно-методический комплекс
Учебно – методический комплекс по чтению и развитию речи.
Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.
Учебно-дидактический комплекс для учащихся:
З.Ф.Малышева «Чтение учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», М., Просвещение, 2006.
Дидактические пособия для учителя:
1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9классов. /Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Русский язык» автор В.В.Воронкова).- Москва, Просвещение, 2011г.;
2.А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М., «Владос», 2000.
Дидактические пособия для учащихся:
картины, портреты, иллюстрации.
Учебный предмет Класс Учебная программа по предмету Учебники для учащихся Учебно-методические пособия для учителя
Чтение 8 класс
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Чтение и развитие речи. М.: Просвещение, 2011 г
З.Ф.Малышева. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида
М.:Просвещение,2006
1. А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М., «Владос», 2000.
А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М., «Владос», 2000.
О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс», М., «Экзамен», 2008.
4.Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате обучения чтению учащиеся должны уметь:
1 уровень
-читать вслух правильно, бегло, целым словом трудные по структуре слова;
-читать про себя доступные по содержанию отрывки из произведений и пересказывать их;
-определять черты характера героев;
-пересказывать прочитанный текст с опорой на план;
-выделять незнакомые слова и давать им объяснения с помощью словаря;
-знать наизусть 8-10 стихотворений.
2 уровень
-читать вслух правильно, целым словом и по слогам;
-читать про себя короткие ранее прочитанные тексты;
-пересказывать отдельные доступные части произведения;
-выражать своё отношение к героям произведений;
-учить стихотворения наизусть.
5.Контрольно-измерительные материалы.
Процесс обучения чтению и развитию речи постоянно сопровождается контролем техники чтения, который осуществляется в три этапа: предварительный, текущий, итоговый. (Тексты см. в Приложении № 1).
В ходе каждого контроля выполняется анализ проверки техники , способа, правильности, осознанности, выразительности и темпа чтения, позволяющие дифференцированно спланировать работу с учащимися .
( Приложение № 2)
Кроме того, после крупных тем проводится отслеживание качество изученного материала - тест. Отслеживание качества успеваемости дает не только картину усвоения знаний по теме или разделу, но и выявляет общие затруднения, ошибки, характерные для всех учащихся, а также индивидуальные трудности отдельных учеников. (Приложение 3)
Качественный анализ контрольных тестов позволяет правильно спланировать работу над ошибками и провести индивидуальную работу с учащимися, которые не справились с тем или иным заданием. Результаты ошибочности можно проследить из анализа и классификации ошибок. Данный анализ позволяет подобрать необходимые дидактические задания, которые восстановят пробелы в знаниях учащихся. Чтобы спланировать индивидуальную работу с каждым учащимся, необходимо знать картину ошибочности при выполнении ими тех или иных заданий различной направленности. Для этого ведется мониторинг ошибочности (Приложение № 4)
6.Приложения
Приложение №1
1.Андрей Платонов
Корова (отрывок)
Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае. Этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами — сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одежной ветошью, стулом без ножек, — было место для ночлега коровы и для ее жизни в долгие зимы.
Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася Рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы. Сегодня он тоже пришел.
— Корова, корова, — говорил он, потому что у коровы не было своего имени, и он называл ее, как было написано в книге для чтения. — Ты ведь корова!.. Ты не скучай, твой сын выздоровеет, его нынче отец назад приведет.
У коровы был теленок — бычок; он вчерашний день подавился чем-то, и у него стала идти изо рта слюна и желчь. Отец побоялся, что теленок падет, и повел его сегодня на станцию — показать ветеринару.
Корова смотрела вбок на мальчика и молчала, жуя давно иссохшую, замученную смертью былинку. Она всегда узнавала мальчика, он любил ее. Ему нравилось в корове все, что в ней было, — добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу. Мальчик поглядел еще на нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками, откуда он кормился молоком, и потрогал крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди.
Посмотрев немного на мальчика, корова нагнула голову и взяла из корыта нежадным ртом несколько былинок. Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с нею долго трудиться, чтобы напитаться.
Вася ушел из сарая. На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные.
2.МЕЩЁРСКАЯ СТОРОНА Повесть ( отрывки)
ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачно-го воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незамет-ное на первый взгляд разнообразие русской природы.
Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенско-го сторожа.
Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивитель-ные истории.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРИМЕТАХ
Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен.
Приметы на дорогах - это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.
Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.
Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета - это дым костра. То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
Это всё очень несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные. Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.
Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-дна солнце изойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.
Иван - крестьянский сын и чудо-юдо
(отрывок из сказки)
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:
- Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.
- Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
- Здравствуй, бабушка, - говорят братья.
- Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?
- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
- Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства - хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Приложение 2.
ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
Дата Фамилия,имя Способ чтения Правильность Ошибки Темп чтения Осознанность Выразитель-ностьОценка Прим.
Слоги Слоги +слова Целые слова Без ошибок 1-2 ошибки 3 и более ошибок Повторы Ударения Искажения Окончания Ниже нормы Норма Выше нормы Выразительно Не выразительно Приложение 3.
ТЕСТ№1.
А.С ПУШКИН
1. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на публичном экзамене в Царскосельском лицее? А. «Воспоминания в Царском Селе» Б. «Городок» В. «Деревня»
2. Какое из приведенных стихотворений А.Пушкин посвятил своему другу? А. «И.И.Пущину» Б. «19 октября» В. «Я помню чудное мгновенье»
3. Кто из ссыльных декабристов написал ответ на пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»? А. Кюхельбекер Б. Волконский В. Муравьев
4. Из какого произведения данные строки: «Мороз и солнце , день чудесный!» ?
А.ПамятникБ.Няне В. Зимнее утро
5. Кто сыграл важную роль в творчестве А.С. Пушкина? А. Мать Б. Товарищи по лицеюВ. Няня
6. Что делал поп на базаре в « Сказке о попе и о работнике его балде? А. Продавал товар Б. Покупал товарВ. Искал работника
7. С кем соревновался Балда в «Сказке о …» А. Попом Б. Бесом В. Бесёнком
8. Какое вознаграждение попросил Балда за работу? А. Три щелкаБ.Варёную полбу В. Мешок серебра
9. Кто помог Балде обхитрить бесёнка? А.Поп Б. ЗайкаВ. Кто-то другой
10. Где жили бесы? А.В реке Б. В море В. В океане
11. К кому адресованы слова « Не гонялся бы ты за дешевизной!»А. К БалдеБ. К попуВ. К бесёнку
12. Какой чертой характера можно характеризовать Балду? А. ЛживостьБ. Смекалка В. ответственность
13. Назовите жанр произведения « Попе о работнике его Балде»:А. Стихотворение Б. Басня В. Сказка
ТЕСТ №2.ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
1. В каком году родился М.Ю.Лермонтов? А.1819 Б. 1818
В.1814
2.В каком году умер М.Ю.Лермонтов?А.1845
Б.1850
В.1841
3. В каком издании впервые напечатали стихи М.Ю.Лермонтова? А. Петербург
Б.Воззвание
В.маскарад
3. Кто является автором иллюстрации к произведению М.Ю. Лермонтова « Парус»? А. Перов Б. Тропинин В. Васнецов
4. Кому посвящено стихотворение « Смерть поэта»?
А.Лермонтову
Б.Пушкину
В.Державину
5. Что делает ветер в произведении М.Ю. Лермонтова « Парус»?
А.Дует
Б.Бушует
В.Свищет
6. Каким настроением проникнуто стизотворение " Сосна"? А. Нежностью
Б.Печалью
В. Тоской
7. Что не давал царь Кирибеевичу?А.Ожерелье жемчужное
Б.Перстенёк яхонтовый
В.Злато -серебро
8. Должность Кирибеевича? А.Лукавый рабБ. ОпричникВ. Боярин
9. Кто из героев " Песни..." говорил слова: "Уж вы,братцы мои,други кровные,
Поцалуемтесь да обнимимтесьна последнее расстование."
А.Кирибеевич
Б.Царь
В.Степан Порамонович
10. Укажите название стихотворения, отрывок из которого приведен ниже: «Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез» А. «Парус» Б. «Родина» В. «Смерть поэта»
ТЕСТ №3.
ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА
1. Любимый прозаический жанр А.П. Чехова: А. Повесть Б. Рассказ В. Сказка
2. Лошадиная фамилия (по одноименному рассказу А.П. Чехова): А. Кобылкин Б. Меринов В. Овсов
3. «Нормальное состояние человека - это быть...» («Дядя Ваня»): А. Счастливым Б. Чудаком В. Любимым
4. Назовите самого старого героя «Вишневого сада»: А. Гаев Б. Лопахин В. Яша
5. С чего начинается действие пьесы «Вишневый сад»? А. С приезда Раневской из-за границы Б. С известия об аукционе В. С играющего оркестра в поместье Раневской
6. Кому принадлежит фраза: «Вся Россия наш сад»: А. ЛопахинБ. Гаев В. Петя Трофимов Г. Раневская
7. Кого в пьесе «Вишневый сад» звали «двадцать два несчастья»: А. Епиходов Б. ТрофимоваВ. Лопахин 8. Кто в пьесе «Чайка» безумно влюблен в Нину Заречную: А. Медведенко Б. Тригорин В. Дорн
9. Определите жанр пьесы «Вишневый сад»: А. Трагедия Б. Комедия В. Драма
10. Определите, кому принадлежат приведенные высказывания о вишневом саде: 1. «О, мое детство, чистота моя!» 2. «И в энциклопедическом словаре упоминается про этот сад» 3. «Мы насадим новый сад!» 4. «Вишневый сад теперь мой!» А. Аня Б. Раневская В. Гаев Г. Лопахин
11. Укажите тип литературного героя в рассказах А.П. Чехова:
А. "Маленький человек"
Б. "Мелкий человек"
В. "Лишний человек"
12. Какой рассказ А.П. Чехова повествует о жизни детей:
А. "Спать хочется"
Б. "Попрыгунья"
В. "Учитель словесности"
ТЕСТ № 4.
ЛИТЕРАТУРА 20-30-Х ГОДОВ
1. Назовите автора произведений "Спит ковыль" ,"Пороша" , "Отговорила роща золотая" ?
А. А. Толстой
Б.А.Чехов
В.С.Есенин
3. "Разноцветная бабочка" -это : А.СказкаБ. БалладаВ. Повесть
4. Назовите город, в котором родился А.П.Чехов: А. Москва Б. Таганрог В. Челябинск
5. Имя бабушки Алеши Пешкова («Детство»): А. Агафья Б. Арина В. Акулина
6. Остров, на котором Горький провел 7 лет эмиграции: А. Сицилия Б. Корсика В. Капри
7. Издательство демократического направления, идейным руководителем которого в течение 10 лет был Горький: А. «Просвещение» Б. «Колокол» В. «Искра»
8. Драматический дебют Горького. Назовите произведение: А. «Васса Железнова» Б. «Мещане» В. «На дне»
9. Место действия пьесы «На дне»: А. Ночлежка Б. Город №
В. Уездный город
10.Какая обстановка царила в гимназии у В.Короленко?
А.Доносы
Б.Расстрелы
В.Забастовки
11. Где находился Н.Заболоцкий во время ссылки: А. ЯкутияБ. Дальний Восток В. Сибирь
12. Кто написал известную сказку "Золотой ключик":А. А.ТолстойБ. М.ГорькийВ. Л.Толстой
ТЕСТ № 5.
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1. События, о которых идёт речь в произведении, относятся ко времени правления:
а) Петра I;
б) Ивана Грозного;
в) Владимира Мономаха;
г) Николая II.
2. Приближённый царя и глава опричников – это:
а) Кирибеевич;
б) Калашников;
в) Малюта Скуратов;
г) Матвей Ромодановский.
3. Причиной грусти Кирибеевича послужило:
а) поражение в кулачном бою;
б) отсутствие денег;
в) зависть;
г) невнимание со стороны жены купца.
4. Жену Калашникова звали:
а) Алёна Дмитриевна;
б) Алёна Ивановна;
в) Ангелина Ивановна;
г) Екатерина.
5. Узнав о том, что сотворил опричник с его женой, Калашников решил
а) уехать из города;
б) жаловаться царю;
в) драться с опричником в кулачном бою;
г) ничего не предпринимать.
6. В словосочетаниях «Москва великая, небо чистое, заря алая» используется:
а) метафора;
б) гипербола;
в) инверсия;
г) антитеза.
7. Когда Кирибеевич узнал, с кем придётся ему драться, он:
а) обрадовался;
б) отказался драться;
в) попросил прощения за свой поступок;
г) побледнел, глаза его затуманились.
8. После удара Калашникова Кирибеевич:
а) упал замертво;
б) остался стоять;
в) припал на колено;
г) ударил в свою очередь.
9. Царь, увидев результат боя, приказал:
а) наградить Калашникова;
б) заключить Калашникова в острог;
в) отрубить Калашникову голову;
г) взять Калашникова к себе на службу.
10. Калашников должен был драться с опричником:
а) чтобы его не посчитали трусом;
б) чтобы больше впредь никто не трогал его жену;
в) чтобы показать свою силу;
г) чтобы отстоять честь жены и семьи.
11. Каким предстаёт перед нами царь:
а) жестоким, но справедливым;
б) несправедливым, нечестным;
в) хитрым и ловким;
г) обманщиком и злодеем?
12. Как выражается связь с устным народным творчеством в «Песне про купца Калашникова…»:
а) через изображение давно минувшего времени;
б) через речь героев, построение произведения;
в) через использование имён реальных исторических лиц;
г) через намеренное изображение жестокости и несправедливости?
ТЕСТ № 6.
Н. А. Некрасов «Русские женщины».
1. «Русские женщины» - это:
а) ода;
б) поэма;
в) стихотворение;
г) баллада.
2. Историческое событие, к которому сюжетно относится «Княгиня Трубецкая», это:
а) Отечественная война 1812 года;
б) восстание декабристов 1825 года;
в) Гражданская война;
г) Великая Отечественная война?
3. Княгина Трубецкая воспринимает необходимость поехать к мужу:
а) как обязанность;
б) как желание отца;
в) как приказ царя;
г) как долг перед родным человеком.
4. В каком городе состоялся длительный разговор княгини Трубецкой и губернатора:
а) в Смоленске;
б) в Томске;
в) в Иркутске;
г) в Новосибирске?
5. Губернатор долго препятствовал княгине Трубецкой в проезде дальше, потому что:
а) жалел её;
б) имел строгий на то приказ;
в) не было коней;
г) княгиня была больна.
6. Основная идея произведения:
а) пресыщенность городской жизнью, толкающая людей на глупости;
б) долг жены быть рядом с мужем даже на каторге;
в) жена должна навещать мужа даже в таких отдалённых местах;
г) упрямство до добра не доводит.
7. Губернатор передумал задерживать княгиню Трубецкую, потому что:
а) она дала ему денег;
б) он влюбился в мужественную княгиню;
в) чтобы избавиться от лишних хлопот;
г) он был поражён героической настойчивостью женщины.
8. В названии поэмы:
а) заложена тема произведения;
б) чувствуется осуждение княгини автором;
в) чувствуется гордость автора по отношению к героине;
г) противопоставляются женщины мужчинам.
Тест № 7.
И. С. Тургенев «Муму»
1. В основе повести «Муму» лежит:
а) борьба крепостников и крепостных;
б) приветствие крепостного права;
в) осуждение крепостного права;
г) осуждение жестокого обращения с животными.
2. Где произошла описанная Тургеневым история:
а) в Петербурге;
б) в Москве;
в) в деревне;
г) в уездном городе NN?
3. В городе Герасим стал работать у барыни:
а) дворником;
б) конюхом;
в) дворецким;
г) башмачником.
4. При создании портрета Герасима автор пользовался:
а) метафорой;
б) сравнением;
в) антитезой;
г) гиперболой.
5. Когда Герасим расхаживал по двору, он был похож на:
а) петуха;
б) гусака;
в) быка;
г) сторожевого пса.
6. Как Герасим проявлял свою любовь к Татьяне:
а) покупал дорогие подарки;
б) оберегал и защищал её;
в) дрался за неё;
г) дарил ей каждый день цветы.
7. Забота о Муму изменила жизнь Герасима, так как:
а) это дало ему силы жить и радоваться жизни;
б) он чаще стал выходить гулять;
в) он стал отдаляться от людей;
г) у него улучшились отношения с барыней.
8. Как Герасим благоустроил свою каморку специально для Муму:
а) он соорудил для неё ещё одну дубовую кровать;
б) постелил ей мягкий коврик рядом с собой;
в) оставлял всегда дверь открытой;
г) прорезал отверстие в двери?
9. Когда барыня нагнулась и хотела погладить Муму, та:
а) укусила её;
б) облизала ей руки;
в) стала лаять;
г) оскалила зубы.
10. Каким стилистическим приёмом воспользовался автор в сцене на лестнице:
а) сравнением;
б) метафорой;
в) антитезой;
г) аллегорией?
11. Что сделал Герасим после гибели Муму:
а) вернулся в деревню;
б) остался в городе;
в) завёл другую собаку;
г) попытался отомстить барыне?
12. Почему Герасим вернулся в свою деревню:
а) всё в городе ему напоминало о Муму;
б) он лишился друга;
в) он скучал о деревенской жизни;
Приложение №4
Мониторинг работы с тестами учащихся _____ класса, ___________________ уч. год
Список класса Количество ошибок Количество баллов Оценка
ТЕСТ I II III IV V VI VII I II III IV V VI VII I II III IV V IV VII 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Всего Приложение №5. Электронные образовательные продукты.
Тема
Форма ИКТ Автор (источник) Использование
А. Пушкин в/фильм Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/24859 Ознакомление
Лирика А. Пушкина в/фильм Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/24859 Ознакомление
Изобразительно-выразительные средства языка в/фильм Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/24859 Ознакомление
Исторические произведения А. Пушкина презентация Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/24859 Ознакомление
М Лермонтов в/фильм Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/24859 Ознакомление
А.Чехов в/фильм Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/24859 Ознакомление
С.Есенин в/фильм Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/24859 Ознакомление
Литература 2-й половины 19 века. презентация Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/24859 Обобщающий урок
Литература начала 20 века. презентация Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/24859 Обобщающий урок