Конспект урока письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой


Конспект урока письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой
Тема: Письмо букв «л», «Л»
Цели: знакомство учащихся с написанием букв «Л», «л».
Задачи образовательные: познакомить с согласным звуком [л].
Обозначением, звука буквой «Л»; тренировать в составлении слогов из букв; научить писать письменные буквы «Л», «л».
Коррекционно – развивающие: способствовать коррекции зрительного восприятия на основе зрительного анализа букв; памяти, речи учащихся, логического мышления.
Воспитательные: воспитывать культуру письма и устной речи учащихся; воспитывать положительные эмоции личности; воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: таблицы с буквами «Л» прописной и печатной; картинки; цветные шнурки; карточки со слогами.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент: (Хором – учитель и дети).
Упражнения, подготавливающие к восприятию нового материала. (Выделение согласного звука [л].
Работа над новым материалом.
Сообщение темы урока.
5.Закрепление.
6.Итог урока.
- С добрым утром!
- С добрым утром!
-Солнце в класс к нам войдет,
-Добрым делом, славным делом
Встретим солнца восход! (Сопровождается движениями).
- С добрым утром, дети!
- Я вас рада встретить.
- Задорно улыбнемся
- И за руки возьмемся.
а) Чистоговорка.
-Ребята, вы должны четко проговаривать звуки.
- Готовы!
- Будьте внимательны!
Ло- ло – ло - на улице тепло.
Лу – лу –лу – стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Оль – оль – оль – мы купили соль.
- Ребята, а сейчас я вам буду загадывать загадки.
- Слушайте внимательно!
б) Загадки.
Падают с ветки золотые монетки.
- Что это? (На доске появляется картинка с изображением листьев)
- Как догадались?
- Почему золотые?
- Назовите первый звук в слове листья.
- Слушайте, следующую загадку.
- Сама не ем, а людей кормлю.
- Что это?
- Назовите первый звук в слове ложка.
- Молодцы, ребята!
А теперь мы с вами поиграем в интересную игру «Кто больше?»
- Послушайте внимательно правила игры. (Объясняю правила: класс делится на 2 команды. В каждой команде есть более сильные и слабые учащиеся. Ваша задача: назвать слова, обозначающие предметы со звуком [л]. Чья команда назовет больше слов со звуком [л] - та и победит.
Сильные учащиеся называют слова сами, а слабые – по подсказке в виде иллюстраций;
-Молодцы, много слов вы назвали.
а) Работа над развитием звукового восприятия, анализа.
- Ребята, какой звук в чистоговорках, загадках вы выделяли.
- Какой это звук?
-Почему вы решили, что этот звук согласный?
- Хотите услышать сказку про букву «Л»?
Присказка:
Сказка от начала начинается
До конца рассказывается
В середине не перебивается
А кто сказку перебьет, Сказка сразу и уйдет.
- Слушайте внимательно.
- Запоминайте слова со звуком [л] (учитель рассказывает сказку, выделяя голосом звук [л] в словах и прикрепляет иллюстрации на доску с изображением тех предметов о которых говорит).
М. Скребцова
«Сказка о букве Л»
-Да, дуб – красивое дерево, - сказала буква Л, - настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот тебе и буква Л.
Л- буква легкая, ласковая, и с нее много ласковых, легких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, теплое и сияющее слово – «Любовь». С Любви начинается все все прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть. Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» - совсем коротенькое слово, а сколько в нем чудес: не только дуб в лесу живет, - в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве еще много других царств, прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится!
Что вам понравилось в сказке?
Какие звуки чаще всего встречаются в сказке?
В каких словах?
- Сегодня на уроке мы знакомимся со звуком «л», обозначением звука на письме буквой «Л», будем читать слоги с изученной буквой, научимся писать письменную букву Л, соединять ее с другими буквами.
а) Работа над зрительным образом буквы «л». Обозначение звуков буквой Л, л.
- Согласный звук «л» на письме обозначается одной буквой Л.
(Показ буквы)
- На что похожа буква Л?
б) Сравнение печатных букв: заглавной и строчной.
- Чем похожи буквы?
- Чем различаются?
- Из скольких элементов состоят?
в) Пальчиковая гимнастика.
Нет на свете легче дел,
Чем составить букву «Л».
Распрямим свои ладони
И из них построим домик.
Физкультминутка
«Лягушки»
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Полотенцем растирались,
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки,
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт – привет!
г) Работа по образцу буквы – способ написания буквы «л»
- Ребята, посмотрите как нужно писать букву «л» Научимся писать письменную букву Л.
- Из скольких элементов состоит письменная буква Л?
-Назовите первый элемент.
- Назовите второй элемент.
- Сравните эти два элемента.
- На что указывает точка?
- Что показывает стрелочка?
д) «Веселые шнурки».
- Приготовьте шнурки для выкладывания букв.
- Звук [л] гласный или согласный?
Шнурок какого цвета возьмем?
1 группа учащихся выкладывает букву из шнурка синего цвета самостоятельно;
2 группа учащихся выкладывает букву по образцу;
З группа учащихся – выкладывает букву при помощи учителя
(рука – в руку).
е) Письмо буквы «Л» на рабочей строке.
- Начинаем писать букву на нерабочей строке от точки, ведем наклонную линию сверху вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем, касаемся нижней линии рабочей строки, ведем закругление влево вверх.
Пишем второй элемент. От точки ведем наклонную линию на себя, не доводя до нижней линии, закругляем, касаемся нижней линии рабочей строки, ведем закругление вправо вверх.
- Обведите по точкам первый элемент.
-Обведите по точкам второй элемент.
- Напишем букву в воздухе под счет «раз и, два и». Напишите на ладошке.
- Напишите букву «Л» до конца строчки.
Ребята, следите за тем, чтобы все буквы были одинаковой высоты, одинаковой ширины, с одинаковым наклоном. Повторите написание буквы «Л» на второй строке.
1 группа учащихся – прописывают самостоятельно;
2 группа учащихся прописывают по показу;
3 группа учащихся – прописывают по точкам;
ж) Упражнение на развитие зрительного восприятия.
- Сравните письменную букву «Л» и букву «М».
- Чем они похожи?
-Чем отличаются?
- Прочитайте слоги
ла – ал
ло – оллу – ул- Запишите слоги в тетрадь.
1 группа учащихся – те, кто, может записать самостоятельно и помощь учителя не нужна;
2 группа учащихся – те, кто, может записать, но нужна небольшая помощь со стороны учителя, дополнительные объяснения и показ записи слогов на доске;
3 группа учащихся – те, кто, не может записать самостоятельно слоги. Они обводят по точкам, заранее данные слоги прописаны у них в тетради (по точкам
- С написанием какой буквы познакомились?
- Чему вы научились?
- Что вам запомнилось, понравилось?
Прозвени – ка дружок, голосистый звонок,
Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо. Учащиеся выполняют движения.
Учащиеся встают в круг).
-Да!
Учащиеся проговаривают чистоговорки.
- Это листья.
Объяснения детей.
- Они золотые потому что желтые.
- Первый звук в слове звук [л].
- Это ложка.
- Первый звук в слове ложка - звук [л].
Учащиеся называют слова со звуком [л]
Лампа, люстра, листок, мел, стул, стол, лимон, стекло…).
В словах мы выделяли звук [л].
- Этот звук согласный.
- Этот звук согласный потому что он не поется.
- Да!
Ответы учащихся.
- Часто встречается звук «л». Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Дети выполняют тренировочные упражнения с пальчиками.
Учащиеся выполняют упражнения.
- Прямая наклонная линия с закруглением влево.
- Прямая наклонная линия с закруглением вправо.
-Первый элемент более наклонный, чем второй.
Точка указывает на начало движения руки.
Стрелочка показывает направление движения руки.
Звук [л] согласный.
- Мы возьмем шнурок синего цвета.
Учащиеся выписывают шнурком прописную букву «Л» на парте.
Учащиеся проговаривают хором:
- Я тетрадочку открою,
И с наклоном положу.
Ручку правильно держу,
За посадкой я слежу.
И красиво напишу.
Работа учащихся в тетрадях.
-Эти буквы похожи написанием первого элемента.
- У буквы «л» два элемента, а у буквы «м» четыре.
Учащиеся проговаривают слоги хором, индивидуально, парами.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка выполнения.
- Мы познакомились с написанием буквы «Л».
- Научились писать слоги с буквой «Л».
Ответы учащихся.