ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ «ХОШЕУТОВСКИЙ ХУРУЛ»
ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ «ХОШЕУТОВСКИЙ ХУРУЛ»
На территории Астраханской области (Харабалинский район, село Речное) находится Хошеутовский храм, сооруженный на народные средства в честь победы российских войск в Отечественной войне 1812 года. Его состояние в настоящее время – крайне аварийное.
Значимость уникального памятника истории и культуры огромна. Он представляет собой: символ дружбы русского и калмыцкого народов, памятник победе в Отечественной войне 1812 года, один из важнейших культурных центов, еще до революции являвшийся местом посещения туристов (в нем побывали многие исследователи, художники, писатели, так, например, в 1859 году храм посетил Александр Дюма), архитектурный шедевр, в котором неповторимо перелились черты русского классицизма и традиционного тибетско – монгольского стиля культовой архитектуры.
Это единственный сохранившийся в настоящее время памятник, уникальное произведение калмыцкой буддийской архитектуры и культуры в целом, один из двух имеющихся на европейской территории СССР буддийских храмов (второй, построенный в начале 20 века, находится в Санкт – Петербурге).
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ХОШЕУТОВСКОГО ХУРУЛА
В Отечественной войне 1812 года в числе других регулярных частей русской армии участвовал Второй Калмыцкий полк в составе 3 – ей Западной армии генерала Томасова. Снаряженный в ответ на указ российского правительства о создании регулярных калмыцких полков (всего было организовано 3 полка – Первый и Второй Калмыцкие и Ставропольский полки), пятисотенный полк С. Тюменя начал боевой путь от Бреста и прошел до Парижа, приняв участие в торжественном марше по французской столице. По возвращении в калмыцкие степи в деревянном храме монастыря (хурула Хошеутовского хурула) состоялось богослужение в честь победы российских войск и воинов калмыцкого полка, входившего в состав русской армии. В том же году на месте деревянного сооружения был заложен каменный храм. Автор его проекта – Барт – Убаши Тюмень, консультантом его являлся буддийских монах Гаван Чомбе. Использовав композиционное решение Казанского собора (автор – архитектор А. Н. Воронихин), Батр – Убаши Тюмень творчески переработал его, соединив план петербургского храма с элементами буддийской архитектуры, в частности, сооружения «Царанг Кашарин Суврган).
Строительство храма было закончено в 1817 году. С этого времени он являлся одним из культурных центров Калмыцкой степи Астраханской губернии. Библиотека хурула насчитывала тысячи томов. Храм посещали и отдельные исследователи, и путешественники, и гости Тюменей. Сведения о Хошеутовском хуруле помещались во все путеводители по Волге, для приезжающих по Волге на пароходах обществ «Кавказ – Меркурий» и «Самолет» он являлся обязательным экскурсионным пунктом.
СТРУКТРУРА ХОШЕУТОВСКОГО ХУРУЛА И АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ГЛАВНОГО ХРАМА
Хошеутовский, или Тюменевский, хурул представлял собой комплекс сооружений, обнесенных единой оградой. Главный храм – построенный по плану Казанского собора и повторяющий также в плане рисунок тамги (родового знака) Тюменей – лука со стрелой. С двух сторон от большого соборного здания располагались два малых храма для богослужений буде врачевания Манда и защитникам веры докшитам (Мандан и Докшадын ерге). Рядом находилась часовня (цаца).
Хурульный комплекс с устремленным ввысь храмом и симметрично отстоящими по обе стороны малыми храмами являя собой синтез классической строгости, монументальности композиционного строения и причудливых форм восточной архитектуры с многоярусными символами в виде субурганов и ганчжиров. Цветное решение комплекса построек – желтого цвета стены и зеленые крыши – символично и созвучно природному колориту степи.
Здание главного храма, центральная часть которого сохранилась по настоящее время, представляло собой центральную башню, ведущую в основное трехмерное помещение, и две галереи, располагавшиеся полукругом, и заканчивавшиеся малыми башнями.
В интерьерах храма были использованы настенные росписи, что является специфическим явлением: в монгольской и бурятской архитектуре фресковая живопись не применялась, ее наличие литература констатирует только в тибетской архитектуре культовых буддийских построек. Для ойратской же архитектуры было характерно использование фресок в интерьерах храмов. Кроме того, даже сохранившиеся сегодня фрагменты указывают на то, что отдельные сюжеты носили светский характер. Таким образом, фрески хурула представляют собой уникальное соединение религиозной буддийской и светской живописи.
Еще в конце 1950 – ых годов каменный храм Хошеутовского хурула представлял собой величественное зрелище. За последние тридцать лет памятник пришел в полное запустение. Разрушены человеческими руками галереи и малые башни, продолжают разрушаться центральная башня и основное молельное помещение.
Невозвратимо гибнут остатки уникальной фресковой живописи. Храм – символ дружбы двух народов, победы в Отечественной войне 1812 года, единственный сохраняющийся поныне памятник калмыцкой архитектуры и монументальной живописи, редкостный, неповторимый образец взаимовлияния русского классицизма и восточной архитектуры, должен явиться символом многовекового союза народов, только совместные усилия которых восстановят храм победы и братства.
Исп. Методимт Манджиева М. А.
15