Рабочая программа по информатике 3-4 классы А.Л. Семёнов, Т.А.Рудченко
Пояснительная записка
Программа по факультативному курсу «Введение в информатику» разработана для 3-4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.
Программа рассчитана в 3 классе 34 часа (1 час в неделю).
Программа рассчитана в 4 классе 34 часа (1 час в неделю).
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:
Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).
В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся (см. раздел «Тематическое планирование»). Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметныхрезьультатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении -личностного развития:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
В метапредметном направлении:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
В предметном направлении:
владение базовым понятийным аппаратом:
знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;
построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
Содержание тем учебного курса для 3класса
1. Правила игры
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.
Учащиеся должны знать:
знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
Учащиеся должны уметь:
правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
2. Базисные объекты и их свойства
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, по-разному определяемое на разных видах объектов: фигурках, буквах и цифрах, бусинах). Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Совокупность объектов, в которой все объекты разные (нет двух одинаковых). *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о свойствах базисных объектов;
Учащиеся должны уметь:
искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
Учащиеся имеют возможность научиться:
проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
3. Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
иметь представление об индуктивном построении цепочки;
иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
строить и достраивать цепочку по системе условий;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
строить цепочки по индуктивному описанию;
строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
Учащиеся имеют возможность научиться:
проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).
4. Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).
Учащиеся должны знать:
иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
иметь представление о мешке бусин цепочки;
иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
организовывать полный перебор объектов (мешка);
оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
строить и достраивать мешок по системе условий;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
выделять из набора одинаковые и разные мешки;
использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
сортировать объекты по одному и двум признакам;
строить мешок бусин цепочки;
Учащиеся имеют возможность научиться:
проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);
выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.
В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:
иметь представления об общих правилах игры: правилах работы с учебником, проектом и т.д.;
иметь представление об условиях задачи как системе ограничений, уметь последовательно выполнять указания инструкций;
иметь представления о базисных объектах курса (бусины, буквы и пр.) и их основных свойствах (одинаковость, форма, цвет бусин и пр.);
иметь представление об основных структурах курса: цепочках (конечных последовательностях) и мешках (мультимножествах) и их свойствах;
уметь использовать и строить цепочки и мешки;
оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;
иметь представление о началах классификации, уметь использовать и строить одномерные таблицы мешка, сортировать объекты по одному признаку;
иметь представление о началах типологии: выделение областей картинки, подсчитывание количества областей картинки;
иметь представление об логических значениях утверждений для данного объекта: истинность, ложность, неопределенность;
иметь представление об алфавитном и лексикографическом (словарном) порядке; уметь найти нужное слово в словаре;
участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.
Содержание тем учебного курса для 4класса
5. Логические значения утверждений
Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Учащиеся должны знать и понимать:
понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.
Учащиеся должны уметь:
определять значения истинности утверждений для данного объекта;
выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.
Учащиеся имеют возможность:
получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.
6. Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.
Учащиеся должны знать и понимать:
знать русские и латинские буквы и их русские названия;
уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
иметь представление о слове как о цепочке букв;
иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
иметь представление о толковании слова;
иметь представление о лингвистических задачах.
*иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.
Учащиеся должны уметь:
правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
использовать имена для различных объектов;
сортировать слова в словарном порядке;
сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
*вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.
Учащиеся имеют возможность научиться:
решать простые лингвистические задачи.
7. Алгоритмы. Исполнитель Робик
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.
Учащиеся должны знать и понимать:
знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
иметь представление о конструкции повторения;
иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
Учащиеся должны уметь:
планировать последовательность действий,
выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
выполнять простейшие линейные программы для Робика;
строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
строить цепочку выполнения программы Робиком;
строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.
Учащиеся имеют возможность научиться:
восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.
8. Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Учащиеся должны знать и понимать:
иметь представление о дереве;
понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
Учащиеся имеют возможность научиться:
строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).
9. Игры с полной информацией
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Учащиеся должны знать и понимать:
иметь представление об играх с полной информацией;
знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
понимать и составлять описания правил игры;
понимать правила построения дерева игры;
знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
иметь представление о выигрышной стратегии.
Учащиеся должны уметь:
оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;
строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;
описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.
10. Математическое представление информации
Таблицы, схемы, диаграммы. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграммы.
Учащиеся должны знать и понимать:
иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах .
Учащиеся должны уметь:
устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;
читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
читать столбчатые диаграммы;
достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.
Учащиеся имеют возможность научиться:
представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;
интерпретировать полученную информацию.
В результате изучения предмета «Информатика» в 4 классе учащиеся должны:
иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
иметь представление об алгоритме сортировки;
иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
уметь последовательно выполнять указания инструкций;
иметь понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры.уметь использовать и строить цепочки и мешки;
оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;
научиться сканировать изображения;
искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
читать столбчатые диаграммы;
достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах
иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
Учебно-тематический план
№ п/п Разделы и темы Количество часов Класс
Часть 1 учебника: "Информатика 3" 34 3
Часть 2 учебника: "Информатика 3-4" 24 4
Часть 3 учебника: "Информатика 4" 10 4
№ п\п практической работы Учебная четверть Тема Проекта
1 1 Компьютерный проект "Мое имя"
2 2 Проект "Разделяй и властвуй".
3 3 Проект "Буквы и знаки в русском тексте".
4 3 Проект "Одинаковые мешки".
5 3 Проект "Лексикографический порядок"
6 3 Проект "Сортировка слиянием".
7 3 Проект "Турниры и соревнования", часть 2.
Тематическое планирование, 3 класс
№ п/п / № в теме Тема урока Планируемые результаты Деятельность учащихся
личностные метапредметные предметные Раздел 1. (34 ч )
1 Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.рисование Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах. Обязательные задачи: 1, 3, 4.
Необязательные задачи: 2, 5.
2 Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.рисование Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах. Обязательные задачи: 1, 3, 4.
Необязательные задачи: 2, 5.
3 Проект «Мое имя».
развитие мотивов учебной деятельности Изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж). Работать в компьютерной адаптированной среде: 4 Области. Работать по правилам игры. Овладение логическими действиями сравнения Выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом. Обязательные задачи: 6 - 8.
Необязательные задачи: 9 - 11
5-6 Одинаковые (такая же). Разные.
Одинаковые (такая же). Разные Выполнять действия «соедини», «обведи» в соответствии с правилами игры. Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигур Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах. Обязательные задачи: 12 - 14, 16 - 19.
Необязательные задачи: 15, 2 0- 26.
7 Бусины.
Одинаковые бусины. Разные бусины сравнение и классификация бусин по форме и цвету. Овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. . Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий Обязательные задачи: 27, 29, 34, 35.
Необязательные задачи: 28, 30 - 33, 36 - 38.
8 Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.
Овладение сведениями о особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» Обязательные задачи: 39, 41, 42.
Необязательные задачи: 40, 43, 44 - 46.
9 Все, каждый.
Буквы и цифры. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Использование знаково-символических средств представления информации для создания объектов и процессов Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах. Обязательные задачи: 48, 49, 52.
Необязательные задачи: 47, 50, 51, 53 - 56.
10 Цепочка Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек Использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах. Обязательные задачи: 59, 60.
Необязательные задачи: 57, 58, 61, 62.
11 Сколько всего областей. Знакомиться с важнейшими
информационными понятиями Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами; Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм. Обязательные задачи: 63, 65.
Необязательные задачи: 64, 66, 67.
12 Истинные и ложные утверждения. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символически и телесные модели в виде цепочек Освоение способов решения проблем
творческого и поисковогохарактера Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Обязательные задачи: 68 - 70.
Необязательные задачи: 71 - 76.
13 Есть – нет. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Обязательные задачи: 77-79.
Необязательные задачи: 80-83.
14 Одинаковые цепочки. Разные цепочки. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек Использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Обязательные задачи: 84 - 86.
Необязательные задачи: 87, 88.
15
Бусины в цепочке.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Обязательные задачи: 89, 91.
Необязательные задачи: 90, 92.
16 Проект «Разделяй и властвуй». Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. 17 Проект «Разделяй и властвуй». Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение 18 Выравнивание, решение дополнитльных задач. Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение Задачи: 93 - 97.
19 Проект «Записная книжка». Представлять информацию, обмениваться ей при помощи компьютерного ресурса. Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса. 20 Алфавитная цепочка. Слово. Анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв, Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач Осваивать знаковую систему языка –
упорядочивать русские буквы по алфавиту. Обязательные задачи: 100, 101, 104, 106, 108.
Необязательные задачи:102, 103, 105, 107.
21 Раньше – позже. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия «раньше/позже»,. Овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие имена и понятия «раньше/позже», Обязательные задачи: 109, 115, 117.
Необязательные задачи: 110 - 114, 116, 118.
22 Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет. Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие имена и понятия , в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Обязательные задачи: 119, 121, 122, 123.
Необязательные задачи: 120, 124, 125 - 127
23 Проект «Буквы и знаки в русском тексте». Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре слово, Использование различных способов поиска Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Обязательные задачи (из тетради проектов): 1 и 9.
24 Словарь. Осваивать знаково-символическую систему русского языка – анализировать систему букв и знаков Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв с использованием формального алгоритма. Обязательные задачи: 129 - 133, 137, 139.
Необязательные задачи: 134, 135,
25-26 Бусины в цепочке. Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие понятия частичного порядка, Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Обязательные задачи: 142 - 144, 146, 150.
Необязательные задачи: 145, 147 - 149, 151.
27 Мешок. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок. Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах. Обязательные задачи: 152-155.
Необязательные задачи: 156, 157, 166 - 168.
28 Одинаковые и разные мешки. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок. Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов Обязательные задачи: 158-160.
Необязательные задачи: 161-165, 169.
29-30 Мешок бусин цепочки. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице. Работать в компьютерной адаптированной среде: Обязательные задачи: 170, 172, 173, 175 - 177, 182.
Необязательные задачи: 171, 174, 178 - 181, 183.
31 Таблица для мешка (одномерная). Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок Использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.
Работать в компьютерной адаптированной среде: Обязательные задачи: 184, 185, 186.
Необязательные задачи: 187 - 191.
32 Повторение Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение Задачи: 192-212.
33 Таблица для мешка Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение 34 Выравнивание, решение необязатеь-ных задач. Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение Задачи: 213 - 225.
2 год обучения Часть 2 учебника: "Информатика 3-4"
Тематическое планирование, 4 класс
№ п/п / № в теме Тема урока Планируемые результаты Деятельность учащихся
личностные метапредметные предметные Раздел 2. (24ч )
1 Длина цепочки.
Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Обязательные задачи: 1 - 3. Необязатльные задачи 4-6.
2 Цепочка цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию. Формирование умения планировать, и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Обязательные задачи: 7 - 9.
Необязательные задачи: 10 - 13.
3 Таблица для мешка (по двум признакам) Заполнять двумерную таблицу для данного мешка Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей . Строить мешок по его двумерной таблице.
Обязательные задачи: 14, 15.
Необязательные задачи: 16 - 18.
4 Словарный порядок. Дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово. Искать и анализировать информацию Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Обязательные задачи: 19, 20, 25.
Необязательные задачи: 21 - 24, 26.
5 Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, . Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Обязательные задачи: 27 - 29, 33.
Необязательные задачи: 30 - 32.
6 Проект «Одинаковые мешки» Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения и оценку событий Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, 7-8 Уровень вершины дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Обязательные задачи: 34 - 37, 39, 41.
Необязательные задачи: 38, 40, 42 - 45.
9-10 Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.
Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач. Обязательные задачи: 46 - 50, 52, 55.
Необязательные задачи: 51, 53, 54, 56 - 64.
11-12 Перед каждой бусиной. После каждой бусины. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами; Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». Обязательные задачи: 65 - 68, 70, 72, 73.
Необязательные задачи: 69, 71, 74-77
13-14 Склеивание цепочек. Строить свою позицию по индуктивному описанию Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания. Обязательные задачи: 78 - 80, 84 - 86, 88.
Необязательные задачи: 81 - 83, 87, 89.
15 Склеивание цепочек.
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение 16 Путь дерева. Строить знаково-символические модели реальных объектов Использование знаково-символических средств представления информации для создания объектов и процессов
Знакомиться с важнейшими
информационными понятиями (дерево). Обязательные задачи: 103 - 105.
Необязательные задачи: 106 - 115.
17-18 Все пути дерева. Представлять информацию о степени родства, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства. Овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и построения рассуждений, Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. Обязательные задачи: 116 - 119, 123, 124, 126.
Необязательные задачи: 120 - 122, 125, 127 - 131.
19-20 Робик. Конструкция повторения.
Выполнять программы для Робика, Строить программы для Робика Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Использовать инструмент «робик» для определения начального положения Робика по его программе Обязательные задачи: 139 - 141, 144, 145, 149, 151,
Необязательные задачи: 142, 143, 146 - 148, 153.
21 Проект «Лексикографический порядок». Искать и анализировать информацию, частные случаи словарного порядка, встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с технологиями учебного предмета Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. 22-23 Склеивание мешков цепочек. Строить знаково-символические модели информационных процессов Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу. Обязательные задачи: 155 - 157, 160, 164, 167, 177, 179, 180.
Необязательные задачи: 158, 159, 161 - 163, 165, 166, 168 - 176, 178, 181 - 183.
24 Склеивание мешков цепочек.
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение 25 Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
Круговой турнир. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, Обязательные задачи: 1, 2.
Необязатльные задач 3 - 5.
26 Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры. Играть в игры с полной информацией.представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, Обязательные задачи: 6, 7.
Необязательные задачи: 8 - 10.
27 Игра камешки. Играть в игры с полной информацией.представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, Обязательные задачи: 11 - 13.
Необязательные задачи: 14 - 20, 22 - 24.
28 Игра ползунок.
Игра сим. Играть в игры с полной информацией.представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, Обязательные задачи: 25, 26, 34, 35.
Необязательные задачи: 27 - 33, 36 - 39
29 Выигрышная стратегия. Выигрыш-
ные и проигрыш-ные позиции. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные;. Обязательные задачи: 40, 41, 45, 49 - 51.
Необязательные задачи: 42 - 44, 52 - 62.
30 Дерево игры. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные;. Обязательные задачи: 63, 64, 68.
Необязательные задачи: 65 - 67, 69.
31 Дерево вычислений. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, Овладение логическими действиями построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Строить выигрышную стратегию по дереву игры.
Строить выигрышную стратегию по дереву игры. Обязательные задачи: 92, 94, 99.
Необязательные задачи: 93, 95 - 97, 100 - 104.
32 Робик. Цепочка выполнения программы.
Дерево выполнения программ. Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.
Обязательные задачи: 105, 106, 117.
Необязательные задачи: 107 - 116, 118 - 126.
33 Дерево всех вариантов. Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Говность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.
Обязательные задачи: 127, 128, 129.
Необязательные задачи: 130 - 140.
34 Обобщение курса. Дерево. Мешок
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Управление базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение Перечень учебно-методического обеспечения
Информатика. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Ч. 1 / А.Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. – 3-е изд. – М.: Просвещение: Ин – т новых технологий, 2011.
Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. 2010.
Тетрадь проектов. 3 класс. Часть 1. 2010.
Информатика. 3 – 4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / А.Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин – т новых технологий, 2010.
Рабочая тетрадь. 3 - 4 класс. Часть 2. 2010.
Тетрадь проектов. 3 - 4 класс. Часть 2. 2010.
Информатика. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Ч. 3 / А.Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. – 3-е изд. – М.: Просвещение: Ин – т новых технологий, 2010.
Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 3. 2010.
Тетрадь проектов. 4 класс. Часть 3. 2010.
Методическое пособие для учителя.