Проект Домик для скворца
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Рябинушка»
ПРОЕКТ: «ДОМИК ДЛЯ СКВОРЦА»
Автор: ЧАПЛИНА Татьяна Андреевна
Смоленск 2016 год
Экологический проект: «Домик для скворца»
Тип проекта: информационно – практико – ориентированныйУчастники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители
Характер участия: активная деятельность детей, сотрудничество с родителями, специалистами ДОУ
Сроки реализации: с 25 марта по 04 апреля
Вид проекта: групповой, краткосрочный
С возрастом у детей совершенствуется речь. И они задают много вопросов, познавательной направленности. Ребёнок пытается разобраться в отношениях и связях между предметами, объектами и явлениями, о большинстве которых он ещё не имеет прочно закреплённых представлений, знаний. Прививая любовь к природе, мы развиваем в детях любовь к своей родине. Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям; Развивать интерес к жизни птиц; любовь к природе. И как следствие любовь к своему краю, к своей малой родине, и к своей стране в целом. Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Актуальность: на территории ДОУ не было скворечника, вернее он был, но уже давно стал непригодным для жилья, поэтому у детей не было возможности наблюдать за этой интересной и удивительной птицей СКВОРЕЦ ОБЫКНОВЕННЫЙ.
Предлагаемый проект ориентирован на создание в детском саду системы сотрудничества между детским садом, семьями дошкольников и местным сообществом, через систематическую работу по формированию трудовых навыков детей с привлечением родителей, а также воспитанию экологической культуры дошкольников.
Решение этой проблемы планируется через вовлечение детей и родителей в совместную трудовую деятельность по изготовлению скворечников; пропаганды информации о пользе птиц – защитников садов и огородов.
Цель: создать на территории ДОУ условия для наблюдения за жизнедеятельностью перелетной птицы «скворец обыкновенный».
Задачи:
расширить представления дошкольников о птицах, умение оценить их значимость в природе и жизни человека;
способствовать формированию умения правильно изготавливать скворечники;
вовлечь детей детского сада и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников;
развивать мышление детей, умение увидеть, сформулировать и решить проблему; пропаганда среди дошкольников и родителей знаний о пользе птиц.
Объект:процесс формирования социально адаптированной, уверенной и успешной личности ребенка в условиях воспитательной системы детского сада
Предмет: эстетическое, нравственное, экологическое, патриотическое развитие дошкольника
Этапы проекта:
I этап – подготовительный
Подготовка - постановка цели и задач проекта, определение продукта проекта;
Создание игровой ситуации;
Сбор материалов.
Планирование - определение источников информации;
Разработка образовательной деятельности в рамках проекта
Планирование целевых прогулок на территории ДОУ
Консультации для родителей
II этап – основной
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Беседы:
Что мы знаем о птицах.
Почему перелетные птицы покидают нас осенью?
Как зимуют наши пернатые друзья?
Птицы разных стран.
Для чего нужна Красная Книга?
Чтение художественной литературы:
А.И. Куприн «Скворцы», «Песня скворца».
Н. Сладков «Скворцы – молодцы».
Н.Сладков. « Синичий запас».
В.Чаплина. «Лесная кормушка».
Стихи:
Н.Заболоцкий «Начинай серенаду, скворец!»
С.Газин «Скворец поменьше, чем ворона»
С.Михалков «Живет у нас под крышей непризнанный артист»
А.Барто «Ждет гостей высокий клен»
Чтение загадок, пословиц, закличек о птицах.
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
Чей птенец?
Угадай птицу по звуку.
Кто где гнездо вьет?
Птичьи этажи.
Подвижные игры:
Бездомный скворец.
Воробышки и кот.
Филин и пташки.
Словесные игры:
Доскажи словечко.
Я начну, а ты продолжи.
Скажи наоборот.
Слово заблудилось.
Назови семью скворцов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Рассматривание иллюстраций:
Серия сюжетных картин «Скворцы прилетели».
«Какие бывают скворечники»
Экспериментальная деятельность:
Материал для изготовления скворечника.
Почему нельзя использовать шлифованную доску для изготовления скворечника?
Как правильно крепить скворечник, не причинив вреда дереву.
Целевые прогулки:
Где удобнее для наблюдения расположить скворечники.
В какую сторону горизонта должно «смотреть» окно (лаз) скворечника, и почему на восток (восход)?
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Рисование:
Весенний лес.
Дом для скворушки.
Скворец обыкновенный.
Лепка:
Дом веселого скворца.
Птичка – невеличка
Аппликация:
Коллективная работа «Скворцы прилетели»
III этап – заключительный
Природоохранная акция: «Домик для скворца»
Выставка детских работ.
Мнение родителей о проведении природоохранной акции.
Презентация проекта на родительском собрании.
Презентация проекта на итоговом педагогическом совете с целью распространения опыта.
Планируемые результаты:
- дети имеют представления об отличительных особенностях птицы - скворец обыкновенный, условиях жизнедеятельности, бережно относятся к объектам живой природы;
- знают строительные материалы и инструменты, необходимые для изготовления скворечника, могут оказать посильную помощь взрослым;
- родители совместно с детьми изготавливают скворечники;
- взрослые и дети получают положительные эмоции от совместной деятельности в ходе реализации проекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
На нашей игровой площадке много деревьев,
но нет ни одного скворечника
Родители и дети группы «Ягодка» не остались равнодушными к нашей проблеме
Теперь на нашей игровой площадке красуются шесть скворечников
Совместная деятельность педагога и воспитанников
Сегодня два скворечника заселены скворцами и у них уже вывелись птенцы, мы имели возможность наблюдать не только за присматриванием скворцами домиков и заселения в них, но и за тем, как эти домики обустраиваются. С каким старанием птицы несут в дом каждую веточку, каждую травинку. Мы наблюдали за тем, как скворцы подбирают себе пару, как красиво переливаются их голоса. Теперь, мы тихо подходим к дереву и прислушиваемся, как в домике наверху раздаются звуки прожорливых птенцов, которым родители только и успевают приносить еду в клювиках.
Скорлупа яиц скворца светло – голубого цвета, как будто подголубили белила, несколько пустых скорлупок мы нашли у дерева.
Еще два скворечника заселены воробьями. У них тоже появились птенцы.
Гнезда воробьи себе свили высокие, потому что из окошка скворечника торчит много сухой травы. Один из воробьев, живущих в скворечнике любит покрасоваться у своего дома и с удовольствием распевает песни на ветке, и чистит себе перышки.
Еще два скворечника остались незаселенными. Но мы думаем, что на следующий год их обязательно заселят пополнившиеся семьи наших скворцов.
Отзывы участников проекта